Г. Нуруллина. О механизмах создания и ведения бизнеса в России с учетом исламских принципов

20.05.2010

Г. Нуруллина. О механизмах создания и ведения бизнеса в России с учетом исламских принципов

Очевидно, что успех любого предприятия, зависит в значительной мере от избранной сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия, стратегии и тактики управления, личных качеств предпринимателя. Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель, ориентированный на учет религиозных и национальных аспектов ведения бизнеса, должен избрать разрешенную и приемлемую сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и привлеченного капиталов, расcчитать сроки окупаемости финансовых ресурсов.
Предприниматель-мусульманин, имея желание организовать свой бизнес, должен рассчитывая, прежде всего, на свои собственные возможности, ответить на следующие основные вопросы:
•    Для кого производить продукцию, товары, оказывать услуги, кто будущие потребители (покупатели), есть ли для этого свободный сегмент на рынке? Процесс принятия решения должен начинаться с оформления идеи.
•    Что производить, какие конкретно товары, какие выполнять услуги? Имеются ли для этой деятельности условия и факторы производства? При этом необходимо иметь ввиду, что в рамках рассмотрения должны быть только законные и лицензируемые виды деятельности с учетом исламских критериев.
•    Как производить продукцию (товары), выполнять работы (услуги), на какой технической и технологической основе, с какими качественными характеристиками, издержками, с каким уровнем конкурентоспособности?
Важно остановиться на правильном определении целей деятельности. Формулировка целей должна содержать: количественные показатели, которые фирма должна достичь; сроки реализации цели (этапы); конечные результаты; состав привлекаемых ответственных исполнителей; определение затрат на осуществление этой цели.
Краткий алгоритм создания предприятия можно представить следующим образом: 1. Возникновение предпринимательской идеи. 2. Выбор цели. 3. Разработка проекта. 4. Организация (учреждение) собственного дела. 5. Функционирование предприятия.
Рассмотрим особенности алгоритма организации предприятия с учетом требований исламской этико-экономической модели:
1    этап. Выбор предпринимательской идеи должен обосновываться удовлетворением рыночного спроса и ограничиваться этическими нормами. Выбор вида бизнеса, как-то производство определенных товаров или услуг, желательно, чтобы был одобрен религиозными органами. Например, второй по величине международный банк HSBC начал предоставлять новые услуги по финансированию и страхованию, совместимые с нормами шариата, после получения одобрения со стороны независимого Комитета шариатского контроля, в который входят ведущие эксперты по исламским финансам.
2    этап. Определение цели, направленной на получение прибыли посредством удовлетворения общественных потребностей и с учетом социальной ответственности. Цели и виды деятельности фирмы должны соотносится с шариатом. Исламская концепция рассматривает производство как процесс достижения целей, не противоречащих шариату. Поэтому существует ограниченный перечень продукции и услуг, на производство, продажу, обмен, потребление которых шариатом налагается запрет. В этот перечень входит: алкогольная и табачная продукция, наркотики, а также все товары и услуги, наносящие вред здоровью человека, как физическому, так и моральному; свинина и продукты, содержащие свинину; мясо, животного, забитого не по правилам шариата, мертвечина; предметы языческого поклонения.; товары, полученные незаконным способом (грабежом, мошенничеством, воровством).
3    этап.  Разработка проекта с технико-экономическим обоснованием. На этом этапе формулируется стратегия и тактика, рассчитываются основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия, определяются источники  первоначального капитала, совместимые с принципами исламского финансирования (собственные накопления, средства компаньонов, беспроцентные кредиты, эмиссия ценных бумаг и т.д.).
4    этап.  Выбор организационно-правовой формы основывается на учете целей, финансово-экономических возможностях, опыте, знаниях и др. Действующие организационно-правовые формы предприятий сопоставляются с организационными типами исламских предприятий с тем, чтобы подобрать наиболее приемлемую и эффективную форму.
5    этап. Разработка бизнес-плана включает описание всех организационно-производственные вопросов, включая маркетинговую стратегию, план производства, финансовый план, кадровую политику и т.д. Этические нормы требуют, чтобы информация, представленная в бизнес-плане, была достоверной и выверенной.
6    этап. Процедура государственной регистрации осуществляется в соответствии с действующим законом, который регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией и ликвидацией юридических лиц, при внесении изменений в их документы и при введении единого реестра юридических лиц.
7    этап. Открытие расчетных счетов возможно в любом банке, обычном или исламском. Так как расчетные счета предназначены для осуществления текущих платежей и зачисления поступлений денежных средств, то по остатку банковский процент не начисляется. Открытие депозитного счета на определенный срок под определенный процент противоречит исламским принципам.
8    этап. При осуществлении деятельности компании и получении дохода необходимо соблюдать как требования российского налогового законодательства, так и правильно вести расчеты для определения и ежегодной выплаты закята.
При выходе на международный рынок и поиске зарубежного партнера, необходимо знать специализацию стран в международной торговле, основные статьи экспорта и импорта. Например, Турция – крупный мировой поставщик текстильной продукции, ангорской шерсти, где хорошо развито животноводство, производство стройматериалов. Страны Ближнего Востока ориентированы в основном на экспорт нефтегазовой продукции, Объединенные Арабские Эмираты отличаются поставками высокотехнологичных товаров. Малайзия специализируется на экспорте производственного оборудования.
Далее установление контактов и проведение переговоров должно учитывать особенности национальной культуры, религиозных предписаний и менталитета потенциального партнера. Знания иностранного языка недостаточно для успешного ведения переговоров и повседневного делового общения. Соблюдение правил этикета народа, с которым предстоят контакты, значительно упрощает процесс общения. Современный этикет в мусульманском мире испытывает влияние этических норм ислама. В то же время наблюдается повсеместное проникновение европейской традиции в нормы этикета.
Одной из важных задач, которая встает перед менеджером компании, это управление человеческими ресурсами, разработка кадровой политики и системы оплаты труда. Использование финансовых стимулов и организационных систем контроля в условиях глобальной конкуренции недостаточно, чтобы удержать фирму на уровне современных информационных и коммуникационных технологий. В компаниях, обладающих культурным многообразием, приоритетным стимулом для работников различных этнических групп выступает создание комфортных условий работы, которые бы учитывали национальные особенности поведения, религиозные традиции и ценности. Разработка рекомендаций на основе мусульманских традиций, касающихся наемного труда и трудовых отношений в настоящее время является одним из основных предметов исследования мусульманских экономистов и социологов.
Особенностью трудовых отношений на мусульманском Востоке является то, что здесь сложно определить, какие черты сложились под воздействием религиозных положений, а какие возникли в результате национальных традиций. Привнесение исламских норм и экономической философии в сферу трудовой деятельности относительно новое явление. Однако можно выделить много общего в системе занятости арабских стран, Турции, Ирана, Пакистана, Бангладеш, Малайзии и Индонезии, несмотря на этнические и культурные различия.
Вернемся к рассмотрению влияния религиозных факторов. Коран и Сунна определяют следующие положения трудовой этики:
•    Заработная плата, условия работы, описание должностных функций, ответственности сторон должны быть обсуждены и согласованы между работодателем и работником и зафиксированы в трудовом договоре (контракте) при поступлении на работу.
•    Эффективность и компетентность. Работник должен владеть нужными знаниями,  обладать способностями и навыками, необходимыми для выполнения обязанностей. Он должен честно и ответственно относиться к исполнению заданий и поручений, которые ему доверены.
•    Конкурсный отбор кандидатов на вакансию осуществляется в соответствии с квалификацией и профессиональными качествами.
•    Установление оклада в зависимости от объема и качества работы. Выплата зарплаты производится без задержки.
•    Учет интересов персонала и оказание помощи работникам при материальных затруднениях.
Система оплаты с точки зрения мусульманской морали основана на концепции справедливого вознаграждения в соответствии с приложенными усилиями и в размере, достаточным для обеспечения базовых потребностей работника и его семьи. Концепции справедливого вознаграждения («just» wage concept) придерживался также и христианский богослов Фома Аквинский. Трудовое вознаграждение согласно этой концепции - это вопрос морального и материального поощрения. Созидательный труд рассматривается как обязанность и высочайшая нравственная ценность. Признание заслуживает тот труд, к которому побуждают благочестие, а не тот, которому сопутствуют корысть, алчность, эгоизм. В исламском мире моральным установкам уделяется больше внимания, чем в западных моделях, и для работника будет казаться несправедливым, если заработная плата будет зависеть от отвлеченных рыночных сил (спроса и предложения), а не его личных качеств и умений.
Концепция справедливого вознаграждения включает следующие основные элементы:
1.    Минимальный гарантированный размер оплаты труда, достаточный для удовлетворения основных потребностей, которые включают питание, одежду, проживание.
2.    Справедливое распределение дохода в зависимости от приложенного труда и времени. Получение дохода без приложения усилий и затрат считается несправедливым и может рассматриваться как один из видов риба. Несмотря на то, что уровни доходов могут сильно различаться, исламская мораль не считает грехом иметь честно заработанное богатство, если при этом богатый человек осознает степень социальной ответственности.
3.    Уровень квалификации и профессиональный рост. Шкала оклада должна зависеть от квалификации и профессионального опыта работника. Различия в тарифной сетке существуют, например, для квалифицированных и неквалифицированных работников с разным стажем работы. Работник  должен стремиться к профессиональному совершенству и высокой производительности, а также нести ответственность за выполненную работу.
Уровню образования и профессиональной подготовки должно уделяться особое внимание. Акцент ставится на оценке компетентности персонала среднего и высшего уровня, прежде всего его знаний в области финансовых технологий на базе методов (схем) исламского финансирования. К примеру, разработка комплекса адекватных требований, предъявляемых к уровню профессиональной подготовки персонала исламских банков, с целью обеспечить принятие им грамотных инвестиционных решений остается одной из основных текущих задач органов банковского надзора и контроля в мусульманских странах(1).
Необходимо отметить, что любая дискриминация какой-либо группы в интернациональном коллективе может вызвать внутрифирменный конфликт. Например, если западные служащие, работающие в Персидском заливе, получают больший оклад, нежели местный персонал той же квалификации, это неизбежно приведет к недовольству со стороны последних, как было в крупной международной Саудовской корпорации «Арамко».
Концепции справедливого вознаграждения не существует в чистом виде, так как она имеет некоторые недостатки прикладного характера в отношении недостаточно разработанного инструментария. Сегодня в мусульманских странах развивается направление привлечения сотрудников к участию в распределении прибылей предприятия, что должно повысить их мотивацию и заинтересованность в результатах деятельности компании. Зависимость заработной платы от прибыльности предприятия отражается в коллективном договоре. Наличие подобной договоренности в интересах предпринимателей и работников даст возможность сотрудникам вносить предложения, касающиеся вопросов повышения эффективности их работы и деятельности компании в целом. Если компания преуспевает, то и персонал получает свою долю прибыли, а в случае, когда деятельность не столь успешна, и собственники, и работники теряют часть ожидаемого дохода. Такой тип системы оплаты преобладает традиционно в большинстве частных «семейных» компаний.
Механизмы, посредством которых можно применить такой подход на практике, могут отличаться в зависимости от типа компании. Большинство менеджеров единодушны, что система бонусов наиболее рациональна в условиях мусульманской культуры. Следует отметить, что бонусы это только надбавка к основному окладу, который остается неизменным. Система бонусов и премий способствуют минимизации риска возникновения конфликтов между менеджерами и подчиненными на фоне роста прибыли и сохранения зарплаты на прежнем уровне, в особенности, когда работники полагают, что увеличение прибыли произошло благодаря их вкладу.
Следует отметить, что исследование возможностей и механизмов создания и эффективного управления бизнесом с учетом исламских принципов имеет важное значение не только для традиционных предприятий, но и для религиозных организаций, призванных:
1)    сохранять и культивировать духовные ценности в обществе,
2)    стимулировать в предпринимателях этичный подход к бизнесу,
3)    способствовать повышению эффективности деятельности на основе использования этичных норм.
В таких условиях поиск совместных форм хозяйственной и финансовой деятельности религиозных организаций и коммерческих компаний становится крайне актуальным. Очевидно, что деятельность религиозной или другой некоммерческой организации зависит от ее финансирования и поступления доходов. Соответственно необходим поиск реальных прагматичных подходов, которые могли бы помочь религиозным организациям в извлечении дохода для развития своей деятельности и ее дальнейшего финансирования. Религиозные организации являются некоммерческими и обладают специальной правоспособностью, то есть, они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы (ГК РФ ст. 50 и 117, НкО ст. 6), которые прописываются в уставах. Вместе с тем, религиозные организации вправе получать доход не только от собственной деятельности, но и создавать коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а также иметь ценные бумаги и доход от них. Причем, если коммерческая организация основана на средства религиозной организации, то передаваемая последней часть дохода освобождается от налогообложения, при условии использования на уставные цели религиозной организации.
Коммерческая организация может быть создана одной религиозной организацией или совместно несколькими, в том числе и путем приобретения полного пакета акций и соответствующих изменений устава. Направление деятельности общества должно соответствовать целям деятельности религиозных организаций - учредителей: например, производство предметов религиозного использования (например, ковров, характерной одежды), специфических продуктов питания, организация паломничества туристическим агентством. Следует отметить, что религиозные организации пользуются исключительным правом на издание богослужебной литературы и производство предметов культового назначения (ст. 17 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
На сегодняшний день перед духовными управлениями и религиозными объединениями стоит задача определения способа привлечения инвестиций и выбора таких форм организации, которая позволяла бы получить доход от участия в совместной деятельности других юридических лиц.
Одним из рациональных вариантов совместной деятельности является создание дочерних предприятий, в которых религиозная организация могла бы выступить в качестве учредителя, так как в данном случае всю ответственность за результат хозяйственной финансовой деятельности новое юридическое лицо несет только наделенным имуществом.
Религиозные организации могут создавать организации, основанные на принципе партнерского участия (товарищества, ООО, АО), совместно с другими юридическими лицами. Условно говоря, если бизнесмен хочет оказать помощь религиозной организации, не имеющей собственных средств, то он может реализовать ее в форме совместной деятельности. Например, организовать торговое предприятие, которое могло бы закупать и реализовывать товары с религиозной атрибутикой или производственную фирму, которая могла бы производить продукцию, согласно религиозным требованиям. У религиозной организации есть перспективный рынок спроса, а у бизнесмена – материальные ресурсы, поэтому здесь вероятно взаимовыгодное объединение совместных возможностей. Следует отметить, что при создании подобных совместных предприятий, целесообразно руководствоваться следующим принципом: объединение возможностей, а не финансовых ресурсов, чтобы религиозная организация не оказалась в невыгодном положении из-за маленькой доли в уставном капитале. Поэтому учреждается предприятие с минимальным уставным капиталом, которому затем предприниматель-соучредитель предоставляет целевое финансирование для коммерческой деятельности или оборудование для производства продукции.
Религиозные организации имеют также возможность учреждать потребительские общества. Данная организационно-правовая форма используется уже давно на основании закона о потребительской кооперации, который гласит, что «потребительское общество – это добровольное объединение граждан и/или юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку на основе членства. Создается оно в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов» (Федеральный закон №97 – ФЗ от 11.07.97 «О потребительских кооперативах РФ»). Если религиозная организация выступила соучредителем потребительского общества, то это общество имеет право вступать в гражданско-правовые сделки, в том числе брать взаймы средства у населения. В отличие, от банка, который ограничен в своей деятельности некоторыми положениями законодательства, в частности, он не может выдать безвозмездную ссуду, потому что в данном случае он вынужден будет платить государству налог, как будто бы заемщик извлекает прибыль от разницы в ставке рефинансирования. Другой момент, на который стоит обратить внимание при выборе этой организационно-правовой формы, это то, что в потребительском обществе учредители несут субсидиарную ответственность по его обязательствам перед другими лицами, с которыми заключаются гражданско-правовые сделки. Следовательно, если данное потребительское общество не выполнит своих обязательств перед кем-то, оно не только всем своим имуществом будет нести ответственность, но еще в случае недостаточности этого имущества, субсидиарная ответственность предполагает, что все его участники будут отвечать собственным имуществом.
В то же время потребительские общества актуальны в том случае, если они создаются с целью финансирования каких-то определенных мероприятий. Условно говоря, существует коммерческий проект, например, открытие комбината по производству мясных продуктов питания – халяль, информация о чем публикуется в средствах массовой информации. Для реализации целей проекта привлекаются займы от населения, либо от юридических лиц, для чего последние должны стать участниками данного общества. После регистрации, потребительское общество вправе заключать такие договора, которые предусматривают долевое участие в прибыли от финансирования данного вида деятельности, что отвечает нормам шариата, и самостоятельно разрабатывать условия, на которых будет участвовать вторая сторона.
Для успешной организации и развития бизнеса необходимо, чтобы религиозные мусульманские организации создавали для бизнесменов благоприятные условия. Эти условия заключаются в том, чтобы религиозные организации использовали свои ресурсы в следующих направлениях:
1. Создание специализированной информационной базы данных о деловых возможностях предпринимателей  и перспективах сотрудничества и развития в каждом городе, регионе.
2. Выступление духовных лиц гарантами добросовестного поведения бизнесменов в их предпринимательской деятельности и деловых контактах.
3. Продвижение принципов этичного бизнеса путем распространения информации о преимуществах этичного поведения.
4. Защита интересов честных предпринимателей на административном уровне.
5. Участие в формировании благоприятного хозяйственного климата.
    Активное решение этих задач религиозными организациями будет способствовать не только развитию этичного бизнеса, но и поступлению пожертвований от благотворительной деятельности этих предпринимателей. Очевидно, что каждый мусульманин обязан выплатить закят в 2,5% с годового неиспользуемого дохода, сумма которого может стать главным источником поступлений религиозных мусульманских организаций.


1.Wilson R. Islamic banking and finance.// The Middle East and North Africa. – L., 1997. – p.194-196

Возврат к списку


 

Ислам – самая молодая мировая религия, поэтому неудивительно, что сегодня ислам бурно развивается, не фокусируясь на прошлом, а отвечая на насущные вопросы современного мира, помогая решить сегодняшние проблемы духовной жизни
Отрадно, что с каждым днем растет количество молодежи, стремящейся получить исламское образование. В то время, когда мир наполнен насилием, злобой и неверием, в сердце каждого молодого правоверного мусульманина возрастает потребность в надежной опоре своей веры, в глубине понимания важности служения Аллаху. И исламское образование как ничто другое способно помочь в этом деле.
«Исламский портал» постоянно информирует о работе исламских университетов, освещает проходящие по всему миру духовные семинары и конференции, давая возможность верующим осознать важность и перспективность исламского образования сегодня.

Новые сообщения

Господин Познер заявил о том, что «татарское иго» изолировало Россию от Европы. И, видимо, этот факт ...
Сегодня, 21 февраля, Международный день родного языка. Поздравляю с всех те, кто ценит язык матери и ...
Ислам един, но многолик. Это весьма меткое выражение ректора Российского исламского университета Раф ...
В последние годы мусульманская умма столкнулась с осознанной, планомерной и широкомасштабной провока ...
После просмотра фильма «Орда» я пришел к мысли, что авторы делали акцент в нем на невежественность, ...

Последние комментарии

Популярные блоги