Театр Камала vs. джадидизм

В минувшие выходные культурная жизнь Казани была отмечена долгожданным событием – премьерой спектакля «Бессмертная любовь» («Үлеп яратты»). На подмостках татарского государственного академического театра им. Галиаскара Камала была показана трагическая судьба руководителя женского медресе и первой женщины-казыи в истории ислама Мухлисы Буби.

Долгое время театр Камала был транслятором безбожных настроений и антирелигиозных образов. Знаменитая «Голубая шаль» была далеко не единственной в атеистическом репертуаре татарского храма искусства. Помнится, несколько лет назад Всемирный Конгресс татар собрал со всей страны мусульманских религиозных деятелей. Вечером в рамках культурной программы устроители мероприятия повели имамов на спектакль «Альмандар из Альдермеш». Представьте полный зал зрителей, значительная часть которых в чалмах и тюбетейках, смотрит, как бойкий дед Альмандар уворачивается от пришедшего по его душу ангела Газраила, всячески дурит его и водит за нос. Многие хазраты не выдерживали такого святотатства и издевательства над верой, в знак протеста выходили из зала.

Поэтому состоявшаяся премьера для мусульман Татарстана – это без преувеличения эпохальное событие. Главный театр татарского народа стал наконец отображать реальные тренды нашего общества, сойдя таки с заезженной советской атеистической колеи. В последние годы, конечно, случались и раньше религиозные проблески в новых постановках.  Но чтобы целый спектакль был посвящен судьбе религиозного деятеля, показывая при этом его исключительно в положительном свете – такого еще не было. И на этот раз в переполненном зале было также много служителей ислама, но уже с совсем другими настроениями и эмоциями.

События спектакля разворачиваются в застенках НКВД, где Мухлиса ханум повергается унизительным допросам и всевозможным издевательствам с целью вытрясти из нее признание в деяниях, которые она не совершала. Сначала ее пытались сломать, затем взять хитрым обманом, потом сыграть на ее материнских чувствах. Но все эти козни сталинских инквизиторов разбивались о непоколебимую твердыню веры пожилой женщины. Она победителем проходит через все испытания, а ее обидчики оказываются поверженными.

Сюжет драматичный, тяжелый, не для жующего зрителя. Сложно без слез смотреть на несправедливые страдания невинной женщины. И хотя наша соседка по лестничной площадке заслуженная артистка РТ Ляйсан Рахимова, сыгравшая в спектакле молодую Мухлису, до начала премьеры предупредила нас, что премьеры иногда бывают немного сыроватыми, однако в данном случае зрители, похоже, ничего подобного не заметили. Плакала не только женская половина зала.

Впрочем, мне кажется, стоило беспокоиться не за игру актеров, а за концепцию образа главной героини. Вроде бы современная драматургия требует «очеловечивать» героев, показывая их слабости и недостатки, тем самым делая их ближе к нам, простым смертным. А здесь образ Мухлисы Буби получился каким-то уж через чур монументальным: эпическое выражение лица, многовековая мудрость практически в каждой фразе, подчеркнутое благородство и достоинство. Не женщина, а ходячий памятник, высеченный из камня. С непривычки режиссер, видимо, перестарался. Впрочем, это не страшно: чувствуется, что ният («намерение») у него был благой.

Помимо центральной темы спектакля о том, что именно религиозная вера дарит нам твердость духа и чистоту нрава, авторы смогли весьма точно и тонко подметить многие важные нюансы той исторической эпохи. Так, по ходу пьесы выясняется, что следователь Давлатов, живое воплощение лицемерия, коварства и лжи, учился в медресе Иж-Буби, которое так и не смогло сделать из него порядочного человека. А сокамерница главной героини, чекистка, отпавшая от ислама и всей душой уверовавшая в идеалы коммунизма, брала в детстве уроки у самой Мухлисы ханум. Авторы четко дают понять зрителям (хотя на этом и не делают акцента), что выпускники новометодных медресе – это сплошь атеисты, а часто и мерзавцы. Видимо, осознание этого факта, по замыслу авторов, должно было усилить отчаянность положения главной героини, ведь дело просвещения, которому она прослужила всю свою жизнь, в итоге прошло впустую, коль дало столь дурные всходы.

В действительности из новометодных медресе выходило немало достойных людей и искренне верующих. Но здесь важно помнить другое. Театральный образ – это всегда символ, некий смысловой концентрат, который призван вскрыть историческую суть отображаемого им явления – в данном случае джадидизма. И вердикт, которые вынесли ему авторы, справедлив и точен как никогда: именно джадидизм проторил в татарском обществе путь к повальному безбожию. Именно он помог рекрутировать татар в армию воинствующих атеистов. Да и в просветительских возможностях «новой методики» авторы постановки, похоже, также сомневаются. Поэтому даже приемная дочь Мухлисы абыстай, не смотря на все старания новометодных педагогов, так и осталась неотесанной деревенской бабой.

Не менее интересно подметить и другие прозрения устроителей спектакля. Желая привязать события пьесы к тому, что происходит в наши дни, они устами одного из героев проводят прямую параллель между репрессиями царского правительства против новометодных медресе с нынешней оптимизацией в сфере образования (= закрытие татарских школ) и современным государственным давлением на ваххабизм. Другими словами, фактически авторы поставили знак равенства между джадидизмом и ваххабизмом. И хотя многих подобные параллели могут шокировать своей неожиданностью, по своей сути они также предельно верны. Ведь и джадидизм, и ваххабизм рационализируют веру, а это в конечном итоге ее убивает.

От всей души поздравляю создателей спектакля с прошедшей премьерой! Афарин! Аллах Тагаля кабул эйлэсен!
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru