Театр Камала vs. джадидизм

В минувшие выходные культурная жизнь Казани была отмечена долгожданным событием – премьерой спектакля «Бессмертная любовь» («Үлеп яратты»). На подмостках татарского государственного академического театра им. Галиаскара Камала была показана трагическая судьба руководителя женского медресе и первой женщины-казыи в истории ислама Мухлисы Буби.

Долгое время театр Камала был транслятором безбожных настроений и антирелигиозных образов. Знаменитая «Голубая шаль» была далеко не единственной в атеистическом репертуаре татарского храма искусства. Помнится, несколько лет назад Всемирный Конгресс татар собрал со всей страны мусульманских религиозных деятелей. Вечером в рамках культурной программы устроители мероприятия повели имамов на спектакль «Альмандар из Альдермеш». Представьте полный зал зрителей, значительная часть которых в чалмах и тюбетейках, смотрит, как бойкий дед Альмандар уворачивается от пришедшего по его душу ангела Газраила, всячески дурит его и водит за нос. Многие хазраты не выдерживали такого святотатства и издевательства над верой, в знак протеста выходили из зала.

Поэтому состоявшаяся премьера для мусульман Татарстана – это без преувеличения эпохальное событие. Главный театр татарского народа стал наконец отображать реальные тренды нашего общества, сойдя таки с заезженной советской атеистической колеи. В последние годы, конечно, случались и раньше религиозные проблески в новых постановках.  Но чтобы целый спектакль был посвящен судьбе религиозного деятеля, показывая при этом его исключительно в положительном свете – такого еще не было. И на этот раз в переполненном зале было также много служителей ислама, но уже с совсем другими настроениями и эмоциями.

События спектакля разворачиваются в застенках НКВД, где Мухлиса ханум повергается унизительным допросам и всевозможным издевательствам с целью вытрясти из нее признание в деяниях, которые она не совершала. Сначала ее пытались сломать, затем взять хитрым обманом, потом сыграть на ее материнских чувствах. Но все эти козни сталинских инквизиторов разбивались о непоколебимую твердыню веры пожилой женщины. Она победителем проходит через все испытания, а ее обидчики оказываются поверженными.

Сюжет драматичный, тяжелый, не для жующего зрителя. Сложно без слез смотреть на несправедливые страдания невинной женщины. И хотя наша соседка по лестничной площадке заслуженная артистка РТ Ляйсан Рахимова, сыгравшая в спектакле молодую Мухлису, до начала премьеры предупредила нас, что премьеры иногда бывают немного сыроватыми, однако в данном случае зрители, похоже, ничего подобного не заметили. Плакала не только женская половина зала.

Впрочем, мне кажется, стоило беспокоиться не за игру актеров, а за концепцию образа главной героини. Вроде бы современная драматургия требует «очеловечивать» героев, показывая их слабости и недостатки, тем самым делая их ближе к нам, простым смертным. А здесь образ Мухлисы Буби получился каким-то уж через чур монументальным: эпическое выражение лица, многовековая мудрость практически в каждой фразе, подчеркнутое благородство и достоинство. Не женщина, а ходячий памятник, высеченный из камня. С непривычки режиссер, видимо, перестарался. Впрочем, это не страшно: чувствуется, что ният («намерение») у него был благой.

Помимо центральной темы спектакля о том, что именно религиозная вера дарит нам твердость духа и чистоту нрава, авторы смогли весьма точно и тонко подметить многие важные нюансы той исторической эпохи. Так, по ходу пьесы выясняется, что следователь Давлатов, живое воплощение лицемерия, коварства и лжи, учился в медресе Иж-Буби, которое так и не смогло сделать из него порядочного человека. А сокамерница главной героини, чекистка, отпавшая от ислама и всей душой уверовавшая в идеалы коммунизма, брала в детстве уроки у самой Мухлисы ханум. Авторы четко дают понять зрителям (хотя на этом и не делают акцента), что выпускники новометодных медресе – это сплошь атеисты, а часто и мерзавцы. Видимо, осознание этого факта, по замыслу авторов, должно было усилить отчаянность положения главной героини, ведь дело просвещения, которому она прослужила всю свою жизнь, в итоге прошло впустую, коль дало столь дурные всходы.

В действительности из новометодных медресе выходило немало достойных людей и искренне верующих. Но здесь важно помнить другое. Театральный образ – это всегда символ, некий смысловой концентрат, который призван вскрыть историческую суть отображаемого им явления – в данном случае джадидизма. И вердикт, которые вынесли ему авторы, справедлив и точен как никогда: именно джадидизм проторил в татарском обществе путь к повальному безбожию. Именно он помог рекрутировать татар в армию воинствующих атеистов. Да и в просветительских возможностях «новой методики» авторы постановки, похоже, также сомневаются. Поэтому даже приемная дочь Мухлисы абыстай, не смотря на все старания новометодных педагогов, так и осталась неотесанной деревенской бабой.

Не менее интересно подметить и другие прозрения устроителей спектакля. Желая привязать события пьесы к тому, что происходит в наши дни, они устами одного из героев проводят прямую параллель между репрессиями царского правительства против новометодных медресе с нынешней оптимизацией в сфере образования (= закрытие татарских школ) и современным государственным давлением на ваххабизм. Другими словами, фактически авторы поставили знак равенства между джадидизмом и ваххабизмом. И хотя многих подобные параллели могут шокировать своей неожиданностью, по своей сути они также предельно верны. Ведь и джадидизм, и ваххабизм рационализируют веру, а это в конечном итоге ее убивает.

От всей души поздравляю создателей спектакля с прошедшей премьерой! Афарин! Аллах Тагаля кабул эйлэсен!
Мишэр Малае .
12 Декабря 2011 01:11:41
Салам алейкум!Хазрат, можно с этого места подробней:
Цитата
 Ведь и джадидизм, и ваххабизм рационализируют веру, а это в конечном итоге ее убивает.
мимо шёл
14 Декабря 2011 01:37:30
"Многие хазраты не выдерживали такого святотатства и издевательства над верой"
Потому что недалекие это люди, застрявшие внутри себя.
не студент
16 Декабря 2011 23:56:30
ИНТЕРЕСНО А ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ БУЛГАР КОГДА СОВЕРШАЮТ ТОВАФ И ДРУГИЕ НЕПРИЕМЛИМЫЕ ВЕЩИ В МСЛАМЕ ИХ НЕ КОРОБИТ ИЛИ ЭТО НЕСЧИТАЕТСЯ СВЯТОТАСТВОМ? 
не студент
16 Декабря 2011 23:58:54
ИЗВЕНЯЮСЬ ЧИТАТЬ В ИСЛАМЕ
Damir
19 Декабря 2011 17:30:31
Зиярат в Булгары - любимая тема вованов. Таваф вокруг макдональдса зато их не беспокоит
salikh73
14 Декабря 2011 19:59:05
Ассаляму алейкум, дорогие братья и сестры! Очень важные вопросы, равны ли джадидизм и ваххабизм, просвещение ли привело татарский народ к безбожию, или кадимистская дремучесть, неспособность адекватно реагировать на вызовы времени? Пожалуйста, ответьте кто что по этому поводу думает. По-моему, нам все же необходимы как некоторое "салафитское" направление, конечно в нормальных пределах, которое бы нас постоянно заставляло сверяться с Кораном и Сунной, так и внутреннее наполнение обрядов, выраженное в суфизме, но опять же, без фанатизма, что ли. Отступление от первоисточников, погружение в нововведения в угоду человеческим страстям увело христиан с прямого пути, довело практически до ширка. В то же время попытка рационализировать веру до абсурда, что можно видеть в некоторых протестантских движениях,привело западный мир к безбожию. Грань очень тонка. Как прожить в этом мире, сохранив иман, чтобы, с одной стороны, не ослушаться Аллаха и Его Посланника, с другой, не превратив религию в набор бездушных ритуалов? И ради Аллаха, не стоит друг друга оскорблять, ведь недалек тот День, и каждому из нас нести с собой груз своих поступков. А что касается джадидизма, то одна из его заслуг - проповедь на татарском (а теперь уже даже на русском!). Нравилось бы нам всем ходить в мечети на джума и не понимать ни слова? Мир вам!
Temir-han
15 Декабря 2011 09:16:48
При схожести "джадидизма" и "ваххабизма" можно отметить что, при схожести методов, все же  они стоят на противоположных позициях. Если говорить об учении Мухаммада Ибн Абд ал-Ваххаба, то оно призывает следовать не мнению авторитетов по тем или иным мазхабам, а опираясь на Коран и Хадисы убрать с Ислама все наносное и вернуться к образу жизни "праведных предков" ("салаф ас-салихин"). Джадиды же (в вопросах права и догматики) также призывают следовать не мнениям авторитетов мазхабов, а опять таки, опираясь на Коран и Хадисы - "развивать исламскую мысль в соответствие с новыми реалиями мира". Иными словами, первые призывают вернуться назад, вторые - развиваться в перед. Но и те и другие призывают выносить решения не на основе мазхабов, точнее, не столько на основе мазхабов, сколько на основе Корана и Хадисов. Это объединяет их взгляды. Вот несколько упрощенно и утрированно то, что общего и разного у "ваххабитов" и "джадидов",
Temir-han
15 Декабря 2011 09:22:23
Когда читаешь работы Аль-Газали - практически никаких вопросов не возникает (то есть по поводу того, как воспринимать суфизм). Когда же на святилище шейха смотритель этого зиярата насыпает в кружку с водой землю с могилы этого шейха и предлагает выпить её "для бараката", то это уже явные перебор.
Temir-han
15 Декабря 2011 09:42:23
А к т.н. "безбожию татар" привел не джадидизм, не ваххабизм и не кадимизм, а политика Российской Империи по отношению к мусульманам Поволжья, деятельность таких личностей как Ильминский и др.  О чем писал Р. Фахреддин? О том, что до 18 века татары получали образование в том числе и на Кавказе, а после середины 18 века были ориентированны на Среднюю Азию. С чем это связано? С паломничеством. До середины 18 века путь в хадж мусульман поволжья пролегал в том числе через Кавказ. После середины 18 века, в связи с усилением позиций Российской Империи на Кавказе (физическое уничтожение ногайцев А.В. Суворовым, строительство Кавказской укрепленной линии, восстание в Чечне под руководством Мансура, а затем Кавказская Война в Дагестане и Чечне), многие  мусульмане Поволжья получали образование в Средней Азии, так как путь в Мекку был более безопасен через Бухару. А совершенствование образования в период перед - после совершения паломничества - это многовековая традиция.
salikh73
15 Декабря 2011 21:13:20
Уважаемый Temir-han! Получается, что если бы российские мусульмане ходили бы в хадж через Кавказ, то все было бы по-другому? Значит, что наличие-отсутствие у меня имана зависит от политики государства? Может, мы сами хоть в чем-то виноваты? Не развиваем свои мозги, способности, которые в нас заложил Аллах? Когда одни уважаемые шейхи из одной уважаемой страны на полном серьезе говорят, что земля плоская, а кто не верит, тот кяфир. А другие уважаемые рассказывают о коврах-самолетах и поворачивании рек движением бровей. Современный человек никогда не поймет такой Ислам. Но разве это то, во что действительно должен верить мусульманин? Те проблемы, с которыми столкнулись татарские муджадиды в 19-м веке, они сегодня еще более острые. Совместить веру, подлинную веру с реалиями настоящего, противостоять безбожию, ведь в конце-то концов - Коран, а значит и Ислам-" напоминание для умных людей (обладающих разумом)".  Наследие джадидизма, - это современно образованные татары, но виноваты ли Утыз-Имяни, Курсави, Марджани, Буруди, Буби, Фахретдин и многие другие наши предки в Исламе в безбожии своих потомков? Стоило ли мусульманам России остаться на уровне сельских общин с минимальным уровнем образования, кругозора, контактов с внешним миром? Не уверен. Думаю, нам еще много предстоит осмыслить, понять. Мир вам!
Джадиды нервно курят
15 Декабря 2011 23:27:52
Уважаемый salikh73, твое стремление модернизировать, осовременить ислам и вопросы, которые ты вопрошаешь:
Цитата
А другие уважаемые рассказывают о коврах-самолетах и поворачивании рек движением бровей. Современный человек никогда не поймет такой Ислам.
толкает тебя на опасный путь. Если современный человек этого не может понять и принять, а потому мы должны от этого отказаться, то тогда помни, что такой "современный" человек никогда не поймет и не примет рассечения луны, "ковер-самолет" в облике Бурака и джинов Сулеймана и т.д. Мозг, который не способен принять карамат шейха не сможет принять и муджиза пророков. Вот поэтому прав Батров: модернизация веры - это путь к началу безбожия. Но у тебя еще есть шанс одуматься. Удачи!
Temir-han
16 Декабря 2011 08:32:48
Салам алейкум, уважаемый Salikh! Вы меня несколько неверно поняли. Неважно, по какому пути ходили поволжские мусульмане в Хадж - через Кавказ, Крым или Бухару. Я имел ввиду что политика России со времен Ивана Грозного была направлена на подавление любого мусульманского движения в подвластных территориях (насильственное крещение татар). Екатериновская оттепель, которая способствовало созданию Оренбургского магометанского собрания не изменило политику России в этом вопросе. Для чего создавались муфтияты? Для институализации ислама и через эти мусульманские институты - контролю над деятельностью мусульман, а также чтоб претворять в жизнь политику государства (имперского, советского - не важно) среди мусульман через муфтияты. В некотором роде муфтияты и в настоящее время проводят эту политику. Вернее, власть через муфтияты проводит. Особенно четко это прослеживается на примере кавказских муфтиятов (некоторые из них, впрочем, абсолютно не поддерживаются значительной частью самих мусульман Кавказа именно из-за названной мной выше политики.) Что касается Курсави, Фахретда, Марджани, Фаизханова, Бигиева и др., то этими людьми по праву могут гордиться мусульмане поволжья. Эти просветители внесли существенный вклад в дело просвещения мусульман Поволжья. А кто был прав - они или кадимиты (таклидиты) - судить не нам. В любом случае, не они привели к т.н. "безбожию" татар. А политика по насильственной христианизации Поволжья и деятельность христианских миссионеров-ученых 18 - 19 века. Почему на Кавказе этого не произошло? Потому что шла полувековая, ожесточенная кровопролитная война. В итоге Россия победила, но уже опасалось проводить ту же политику, что ранее проводила среди татар. Попытки были. Создали "Общество восстановления православия в горах" на Кавказе, были отдельные попытки христианизации населения (использовался административный ресурс) Это привело к восстанию 1877 г. в Дагестане и Чечне. Восстание быстро подавили, но такие эксперименты уже не ставили. Было опасно - близость Турции, Ирана, да и Европа косо смотрела на политику России на Кавказе (естественно, преследуя, как и сейчас, свои собственные интересы). В поволжье такая политика России была возможна. Казанская губерния была внутренней провинцией России и была далеко как от Крыма, так и от Турции. Там Россия погла позволить делать то, что хотела. А размышления по поводу плоскости земли или ковра самолета - это в некоторой степени вопросы веры. Веру рационально не измеришь. Нужно просто верить. Или же кто-то просто не верит.
salikh73
17 Декабря 2011 14:02:59
Мои слова о коврах-самолетах и пр. не воспринимайте уж так, ярымы? Мой посыл таков: слишком много чудес, слишком мало размышления. И то и то должно быть в равновесии, что ли. А то мы действительно видим, как в Туркестане (Казахстан), например, люди, весьма далекие от молитвенной практики начинают в буквальном смысле этого слова ползать вокруг мавзолеев, просить у шейха и т.д. Это Ислам? В другом случае, когда в большинстве мусульманских стран у власти иностранные марионетки или диктаторы, или в одном лице и то и то, то это ведь такое понимание религии, ведь у нас нет разделения на мирское и духовное , так? И страдают от такого правления и ваххабитские районы и таклидские. Самый "крутой" ханафизм - это Пакистан, Афганистан.  Мы хотим так жить? Аллах доволен таким положением Его рабов? Прошлое уже не вернешь. Не поднимешь батыров Казани и мюридов Шамиля. Все уже произошло, мусульмане в России проиграли. Пока проиграли.  В том числе и по причине своей отсталости, и внутренних раздоров.Но не все потеряно, иншаАллах. Может, сделаем выводы? Сколько уже нас можно кусать из одной норы? Мир вам!
Джадиды нервно курят
18 Декабря 2011 16:47:52
salikh73, "не воспринимайте уж так" - это как?
Чудо по своей природе одинаково для всех своих проявлений: и для муджиза, и для караматов. Смысл чуда в том, что Аллах нарушает естественные законы, которые Он установил для природы. Поэтому, если ты принимаешь Бурака, рассчечение груди, и раскалывание луны, то что мешает тебе принять "ковер-самолет" и пороворачивание рек бровями, о которых ты пишешь?
salikh73
19 Декабря 2011 21:17:43
Когда религия превращается в собрание чудес, уходят размышление, личная ответственность перед Аллахом, когда вместо намаза человек бежит к шейху, когда нам становится недостаточно знамений Всевышнего, рассыпанных на земле и в небесах, да что там, в нас самих. Когда мы отворачиваемся от чуда Корана, нам разве этого мало? Какие еще доказательста нам нужны? Вот тогда это проблема. Абу Бакр уверовал в миссию Пророка без чудес. А Абу Ляхаб и Абу Джахль не уверовали до самого своего земного конца. Я не оспариваю ни муаджиза, ни карамат. Просто разве это вся религия? Вера в карамат шейха это столп Ислама? Всевышний нам уже не пошлет больше Посланника от себя, хотя до нашего Пророка к людям приходили тысячи, с тысячами чудес. Много это дало заблудшим? Вера должна быть безусловна - увижу ли я чудо своими глазами или нет, в моем имане не должно быть никаких изменений. Иначе есть риск пойти за любым кудесником, типа Саи Бабы. Я не хочу спорить о далилях, но разве искеннему рабу недостаточно Аллаха и Его Посланника? Это, конечно же не отменяет совершенствование собственной души, и не делает разрешенным обвинение своего брата в Исламе в ширке и куфре. Мир вам!
Малик
20 Декабря 2011 08:49:29
Ассалямугалейкум брат Салих!!! Я с тобой согласен, разумно и толково!!
MrEmagik
30 Января 2012 17:01:47
Представляем вашему вниманию новый саундтрек творческого тандема известной уфимской певицы и актрисы татарского театра "НУР" Лины Ганиевой и неподражаемого, уникального татарского композитора Афарима Акчурина.

Ak yaulygym


Произведение записано специально для звучания в спектакле «Бессмертная любовь» театра "Камал" (Казань), премьера которого состоялась 9-го декабря, "хранителем татарских траиций", представителем одного из старейших татарских родов - Акчуриных. Лина Ганиева - уже второе десятилетие легенда башкирской эстрады и театра. Уникальный феномен. Одна из немногих певиц Башкирии с таким мощным актерским и вокальным потенциалом. К примеру, ее исполнение татарской народной песни "Гульжамал" волной прошлось по миру, достойно представляя татарскую культуру.

Гульжамал (акапельно) 2010 г.:

"Гульжамал" имеет буквально волшебное действие. Пример - письмо обывательницы из Англии, в котором та пишет, что "попала под чары песни" и три дня "Гульжамал" звучала в ее квартире нон-стопом. Она не могла ее выключить. И что она открыла для себя новый мир - мир татарской песни.
евгений
15 Марта 2012 09:49:01
это из той же оперы.чтоиздеваются шаймиевские охранники-полицейские.

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru