Блеск и нищета «Татарстана»

В рамках празднования своего 90-летия журнал «Татарстан» запустил проект «Имена Республики» (нечто подобное было на телеканале «Россия»). Организаторы конкурса задумали «определить великих представителей нашего края в разных областях жизни за всю историю Татарстана». Первая мысль, которая пришла мне в голову, когда я узнал об этом конкурсе звучала примерно так: «Здорово! Какие молодцы! Надо и мне проголосовать за своих героев». Но, увы, сделать это не получилось.

Голосование проходит в десяти номинациях: «Политик», «Предприниматель», «Работник сельского хозяйства», «Врач», «Педагог», «Спортсмен», «Ученый», «Деятель культуры», «Защитник Отечества» и «Работник СМИ». Откуда взялась такая дифференциация и на чем она основана не совсем ясно. Но первое, что бросается в глаза: нет номинации, связанной с религиозной духовностью народов республики. Место для работников сельского хозяйства нашлось, а для духовных лидеров нации нет. Возможно, все дело в светском характере журнала. Что ж, заглянем в номинации «Ученый» и «Деятель культуры» поскольку многие религиозные деятели были одновременно выдающимися учеными и поскольку иногда религию относят к сфере культуры. Что же вы думаете? И там нет ни одного татарского богослова и религиозного мыслителя, ни одного муфтия! Откуда такое презрение и предвзятость к духовной культуре своего народа мне непонятно. И дело здесь не в личных мировоззренческих симпатиях, а элементарной объективности.

Организаторы проекта оговаривают, что он является аналогом английского конкурса «100 величайших британцев» и российского «Имя России». И тем не менее они почему-то решили урезать список наших великих имен периодом 90-летней истории своего журнала и ТАССР. В результате, в список претендентов на то, чтобы стать «именем Республики» в номинации ученый попал руководитель консультантов данного проекта Рафаэль Хакимов, работающий в институте истории им. Ш. Марджани, но человека, чье имя носит этот институт там не оказалось. Самого прославленного историка (и богослова) татарского народа просто на всего отрезали хронологическими ножницами в 90 лет. Для чего такой эгоцентризм создателей 90-летнего журнала, в угоду которому уродуется коллективный портрет Республики и татарского народа абсолютно не ясно. При этом поэта (но не богослова) Габдуллу Тукая, который умер в 1913 г. из списка удалять не стали. А почему?

Другой конфуз. В списке нет Мусы Бигиева. Конечно, к его наследию можно по-разному относится, но никто не может спорить с тем, что это фигура мирового масштаба. Его работы знают и изучают во многих уголках мусульманского мира. Даже нынешний муфтий (или точнее министр по делам религии) Турции Мехмет Гермез как ученый и богослов вырос на трудах Мусы эфенди. Возможно, великий татарский мыслитель не попал в список по географическому принципу: ведь это конкурс «представителей Татарии и Татарстана», но не татарского народа, а Бигиев родился в Ростове-на-Дону, жил в Петербурге и умер в Каире. Тогда что делает в списке номинантов не знавший татарского языка гомосексуалист Рудольф Нуриев, который вырос в Уфе (родившись в Иркутске), профессиональную карьеру танцора начал в Ленинграде, прославился в Лондоне, а умер в Париже? Ну должна же быть хоть какая-то логика у подобных проектов!

Практически в любой номинации можно найти аналогичные вопиющие факты необъективности, абсурда и несуразности. Хочется верить, что единственно разумным объяснением этого позора журнала «Татарстан» является просто низкий уровень образования организаторов конкурса и крайняя узость их «эрудиции», ибо страшно осознавать, что издание, претендующее на то, чтобы быть главным журналом Республики, делают люди, которые ведут себя как жалкие исламофобы и шовинистически настроенные атеисты, ненавидящие религию своего народа.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru