Все, чем ты обладаешь, обладает тобой

У имама Газали есть одно замечание: «Человеку, спасаемому от свирепого льва, безразлично – совершено ли это неизвестным лицом или прославленным мужем. Отчего же тогда люди так стремятся получить знание от знаменитостей?».

Если продолжить мысль великого мусульманского мыслителя, то люди не только стремятся к знаменитостям, но сами хотят быть таковыми. Многие из нас это признают, другие лицемерно отрицают, третьи многозначительно отмалчиваются. Но факт остается фактом: каждый так или иначе ищет признания. Для одних достаточна простая популярность: лишь бы узнавали на улице и не важно, по какому поводу. Других интересует профессиональное признание узкого круга коллег и специалистов. У кого-то этот круг может быть еще уже, ограничиваясь семьей, друзьями и близкими людьми или вообще включать одного единственного человека: себя самого (Такие обычно говорят: «…иначе я себя уважать перестану»). Как бы там ни было, признание и популярность – это лишь одна из форм обладания. А именно в обладании прячется величайший духовный капкан, который подстерегает каждого верующего и который можно сформулировать в словах: «Все, чем ты обладаешь, обладает тобой».

Эту древнюю истину сегодня многие открывают для себя заново. Обладание – это обоюдоострый меч, ибо все, что ты имеешь, имеет тебя (только без пошлостей!). В жизни тех, кто обладает многим сказанное заметно особенно ярко. Взять, к примеру, знаменитых людей, о которых говорил имам Газали и каковыми по своей недальновидности многие мечтают стать. Да, несомненно, знаменитые люди имеют многократ больше возможностей в сравнении с «обычными» людьми. Только за одну свою фотографию на фоне коммерческого бренда им платят миллионы долларов. Но популярность, которая дарит доступ ко всем этим ослепительным возможностям, с другой стороны оборачивается и неприятными ограничениями. Знаменитости лишены многих обычных радостей. Например, они не могут в отличие от людей, не обремененных славой, совершить частную прогулку по улицам городов, ибо тотчас попадают в окружение толпы поклонников. Только представьте, Шаймиев не может со своими внуками и супругой спокойно пройтись по улице Баумана, а для Медведева закрыт Арбат как место для семейного отдыха. Они навсегда лишены того, что нам кажется таким простым и привычным. Несчастные люди, запертые в золотых клетках своей славы и прикованные тугими жгутами к должностным креслам своего влияния. Даже личная жизнь многих знаменитых людей в их собственных домах находится под прицелом папараций. Они не могут зевнуть и высморкаться, не боясь, что это не будет обнародовано. Таким образом, известность становится ограничением свободы, и не только внешней, но и внутренней.

Популярность, как и любое другое обладание, это двусторонняя медаль, одна сторона которой щедро дарит тебе возможности, другая – беспощадно их забирает. Обладание многомиллионным состоянием делает человека свободным во внешнем мире. Как известно, миллионер может себе многое позволить. Но в тоже время это обладание и ограничивает человека: миллионы нужно если не приумножить, то хотя бы сохранить, а также обезопасить их и себя от многочисленных любителей поживится чужим добром. Все это забирает много внимания и времени, отрывая тем самым кусок той самой свободы богача, который своими миллионами хотел бы ее приумножить. Наши обычные отношения также двусторонни: они нам многое дают, но и ко многому обязывают.

Если обладание ограничивает нашу свободу, если привязанности и отношения покушаются на наш внутренний мир, то возникает логичный вопрос, который каждый из нас может обратить к себе самому: возможно ли быть истинно верующим, устремленным лишь к Единому Богу (как сказано в молитве: «иляхи – анта максуди в ридаи-ка ва ликаи-ка матлуби» – «Боже, Ты – моя цель, а довольство Твое и встреча с Тобой – искомое мною»), если это устремление окутано паутиной обладания и привязанностей? Разве может воспарить птица, прикованная цепями? Если все чем ты обладаешь, обладает тобой, то как ты можешь своим сердцем принадлежать Богу, если оно принадлежит тому, что принадлежит тебе?
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru