Абра кадабра бум

Однажды А.В.Полосин (в одной из наших с ним бесед) очень точно охарактеризовал состояние русскоязычной проповеди ислама – «птичий язык». С ним нельзя не согласится. Когда слышишь фразы типа «В яумуль кыяма только мумины с чистым иманом войдут в джаннат», то невольно задаешься вопросом: «А на каком языке это было сказано?»

За последние годы многие молодые мусульмане славно потрудились, чтобы овладеть арабским языком. Однако большинство из них палец о палец не ударили, чтобы хотя бы немного улучшить свой русский. И о каком качестве переводов после этого можно говорить? Более того, как показывает опыт личного общения, абсолютное большинство религиозно образованных мусульман не знакомы с наукой о теории перевода. Они даже не знают, что существует такая дисциплина. И сильно удивляются, когда впервые слышат об этом. Впрочем, это не мешает им браться за переводы религиозных текстов.

Интересно и другое. Очень часто коверкают русский язык именно те, кто выступает за русско-ориентированные мечети. Люди, владеющие великим и могучим немногим лучше Джумшута и Равшана смело взбираются на минбар и ведут проповедь на чистейшем птичьем диалекте русского языка. И если такому проповеднику кто-то намекнет, что неплохо было бы обогатить свой словарный запас чтением произведений Л.Толстого, то он ответит, что истинное знание только в арабских книгах. А затем, что-то вспомнив, добавит: «Толстой? А-а-а. Слышал о нем. Это же он принял ислам». Потом мы удивляемся, почему образованная интеллигенция не ходит в мечеть.

В мечеть надо ходить даже вопреки имаму. Но когда имам каждую пятницу своим языком потрошит мозг образованного человека, то это выдержит далеко не каждый. Нечто похожее периодически случается в моей семье. Когда я (которому на ухо не медведь, а стадо слонов, не наступили, а сплясали лезгинку) в домашней тиши иногда пытаюсь исполнить какую-нибудь песню, то это приносит моей супруге, имеющей музыкальное образование, невыразимые душевные страдания. Подобные муки испытывают и представители интеллигенции, когда слышат речи многих наших религиозных проповедников. Только в отличие от моей супруги, они разворачиваются и уходят. Мы же плюем им в спину и кричим вдогонку: «Лаанат Аллаха будет на кальбе того, кто трижды без сабаба оставит джума». Повторюсь: в мечеть надо ходить даже вопреки имаму.

Забавно наблюдать за людьми, у которых не хватает слов, чтобы перевести на русский какую-нибудь арабскую цитату. Вместо того, чтобы признаться в этом, они часто прикрываются громкими словами о божественности арабского языка, мол, ни один язык в мире не способен передать всех его оттенков и нюансов. И, дескать, именно поэтому перевод одного предложения они превращают в долгие пространные рассуждения. Конечно, если мы говорим о разновидностях верблюдов, то для их описания русский будет гораздо беднее арабского. А если речь заходит об описании зимы? Наст, изморозь, иней – вряд ли бедуин из пустыни сразу поймет, что здесь имеется ввиду и тем более сможет подобрать соответствующие слова. А может ли арабский язык состязаться с эскимосами в количестве слов для обозначения моржа? А с чукчами – в количестве наименований оленя или разновидностей снега? Для своего природно-географического ареала и культурно-исторического контекста каждый язык по-своему божественен! Но даже при всем при этом, в большинстве случаев проблемы межкультурной коммуникации могут быть вполне преодолены, правда, при условии, если переводчик владеете обоими, а не только одним языком.

Не надо путать также перевод и толкование. Многие религиозные понятия не передаваемы одним словом, но это не значит, что они непереводимы. Для того, чтобы объяснить, что обозначает, скажем, слово «рух» даже у опытных духовников могут уйти годы (и этого все равно будет мало). Но ведь на растолкование слова «дух» потребуется не меньше времени. Дело здесь не в языке, а в глубине понятия.

Поэтому факт того, что арабский – это язык божественного Корана отнюдь не отменяет то, что многие религиозные деятели российского ислама просто малограмотны в контексте владения государственным языком своей страны. И иногда, обращаясь к ним, в сердцах хочется воскликнуть: «Хватит птичьего языка! Говорите на родном или учите русский!»
Жемель
11 Января 2011 11:31:30
Батров Рустам
18.12.2010 07:43:46

«»»«Эти диспуты оформлены как в виде книг, так и в форме видеопродукции: в них ваххабизм всегда проигрывает. Кстати, одну из таких книг мы сейчас переводим. У нас в Казани, уважаемые хазраты неоднократно предлагали Камалю аз-Занту встретится для богословских прений и всякий раз Камаль эфенди трусливо уклонялся, говоря, что он не алим, а просто проповедник (что, впрочем, не мешает ему заниматься писательством религиозных книг)»»».



-Рустам хазрат вы сами лично предлагали Камалю аз-Занту провести дискуссии? или можете сказать, кто из хазратов предлагали Камалю аз-Занту провести прении?, вы с ним даже не знакомы, а высказываетесь так не уважительно, похоже на лживое подлое обвинение.
Я задал вопрос
Камалю аз-Занту на счёт ваших предложений он ответил; что не то что их не было, он с вами даже не знаком.
И повторюсь я за 2 года не разу на лекциях, не слышал из уст Камаль хазрата в ваш адрес или ваших хазратов оскорбительные высказывания чего и вам желаю.
Но вижу в Казани это норма жизни, обливать грязью людей, будучи даже незнакомыми, чего стоит ваше высказывание;


«»»«Теперь они вооружены против мусульман не только милицейскими дубинками, но и мнением авторитетнейшего, умнейшего и лучезарнейшего шейха нашей с вами современности Ю. аль-Карадави! Отныне Шейха с полным правом уважают не только мусульмане, но и московские антиисламисты, которые, будь он канонизирован РПЦ, поставили бы ему свечку за здравие как заступнику-спасителю от дальнейшего осквернения Первопрестольной басурманскими храмами.



Но меня волнует больше другое. Наше вечное восхищение заморскими авторитетами. Конечно глупо думать, что аль-Карадави преследовал какие-то антимусульманские цели. Просто он вынес суждение без учета российской специфики и не будучи компетентным в сложившейся ситуации до конца. А мы, как малые дети, под карандаш готовы записывать его всеохватную мудрость.»»»»



Сами пишете, что глупо думать, что аль-Карадави преследовал какие-то антимусульманские цели. Вы не только подумали, но и написали про эту глупость.
Вы могли это говорить, если у вас хотя бы были знания на уровне уважаемого шейха.
11 Января 2011 12:20:04
Уважаемый Жемель!

"У нас в Казани, уважаемые хазраты неоднократно предлагали Камалю аз-Занту встретится для богословских прений и всякий раз Камаль эфенди трусливо уклонялся" В частности, Камаль эфенди отказался встречатся с Рашидом Исаевым (Абу-Али аль-Ашари). Были и другие случаи отказов с его стороны. Я действительно с Вашим учителем лично не знаком, но я об этом и не пишу: читайте внимательно. По поводу его книг Вы можете поинтересоваться также мнением дагестанских алимов, которые написали крайне негативную рецензию на одну из работ Камаля эфенди.

По моей информации, Рашид Исаев и сейчас готов приехать в Казань для обсуждения богословских вопросов с Камалем эфенди.
Жемель
11 Января 2011 17:50:11
Уважаемый Рустам хазрат
Мне довелось присутствовать на уроке-лекции Рашида Исаева в одной из мечети.
Первое что мне не понравилось это очередное обвинение во всех грехах ваххабитов, что они не терпят чужого мнения, что они погрязли в крови, что они не хоронят своих матерей говоря, что это мертвечина тд и тд. Если это можно назвать уроком, то у меня никакого нет желания посещать такие уроки.
Второе он утверждает, что хазраты которые выучились за границей, в особенности Саудии, мягка говоря сравнить, с засланными казачками, то есть они проводят свою идеологию, и к ним надо относится с настороженностью желательно не посещать те мечети где хозраты из Саудии. С его слов я понял, так преподаватели из Саудии объяснили, что в России, чтоб вас не заподозрили, в ваххабизме прикрывайтесь мазхабом АБУ-ХАНИФА, но когда окрепнете, двигайте свою идеологию. А суфии как истинные борцы, за чистоту ислама не считая силовых структур борются не жалея живота своего с ваххабитами.
Третье возник вопрос о троне, лике, душе, длани и где находится Господь. Наш хазрат привёл пример высказываний из вашей книге АБУ-ХАНИФА жизнь и наследие от 2007г
Стр 231 И сказал Абу-Ханифа…………………………
Стр 241 Мы сведетельтвуем, что Бог воссел на троне……….
Стр 145 Есть у него длань, лик, душа……….
На что Рашид Исаев ответил просто, что это неправильный смысловой перевод, и виноват в этом, автор книги то есть вы, возникает вопрос, тогда что мы читаем? И кто прав? Вы, утверждаете одно, он это опровергает? Где истина? И можно ли эту книгу рекомендовать в нашей мечети.
Тем более редакционный совет этого издания солидный, Равиль-хазрат Гайнутдин, Умар-хазрат Идрисов, Тауфик Ибрагим, ректор Дамир-хазрат Мухетдинов.
После таких лекций, по неволе задумываешься, что читать и кого читать, или вообще ходить на лекции, где делят мусульман на своих и чужих сея семя вражды.
Так что вам самим с Рашидом хазратом надо к единому мнению прейти, а то, как то не хорошо, мы приводим ваши книги как аргумент, а он оказывается для него не факт. И не только ваши книги, но и Шамиля Аляутдинова таже участь ожидала.
Ребята кто пригласил Рашида Исаева считают его алимом, может быть, но он ведь вроде преподаватель в воскресной школе. А эту лекцию можете найти, в Интернете наберите Инзенская мечеть.
Руфат
11 Января 2011 22:24:43
Ой как закудахтал Жемель то наш! Стоило их - вахабитов - вывести на чистую воду, сразу разговор в сторону уводят! Видите ли Рашид Исаев его не устраивает, слишком он, понимаешь, против вахабитов настроен. В этом вся ваша дешевая суть: вы только бабаям 70-летними, домохозяйкам и ПТУ-шникам лапшу на уши втирать можете. А от грамотных устазов шарахаетесь как от огня. Сразу демагогию разводить начинаете! Тфьфу! Даже противно!
Исмагил
12 Января 2011 11:03:22
Уважаемый Руфат абы, укажите пожалуйста в чем же Р. Исаев "вывел нас на чистую воду"?
Жемель
12 Января 2011 11:04:35
Любезный, вы с какого перепугу меня в ваххабиты записали, я не суфист не ваххабист и традиционист я просто мусульманин, если тебя это не устаревает это твои проблемы, или ты сам может из них и гордишься этим это твоё право, но повторяю для тех кто на бронепоезде я мусульманин и не надо вещать на людей ярлыки, и я одинаково и ровно ко всем отношусь, и я сам вправе выбирать, кому ходить на лекции, а кому нет.
Я уже писал если урок то это должно быть уроком а не переходить на обвинения мусульман, мне этого в СМИ хватает.
Руфат
12 Января 2011 18:44:33
Просто мусульманин Жемель, вот и ходи на лекции к своему Камалю! И помалкивай, а то вступаешься за него, людей в "лживых подлых обвинениях" обвиняешь и после этого еще хочешь чистеньким остаться, дескать, не какой я не ваххабист! Надо же ляпунть такое после двух то лет хождений на уроки Камаля! Будь хотя бы мужиком: найди в себе смелости сознаться! Или ты по примеру своего устаза такой же трусливый? Что он с Рашидом Исаевым, Махмудом хазратом Шарафутдиновым, Сулейманом хазратом Зариповым встречатся в штаны наложил? Или он только для колхозных доярок алим?
Жемель
13 Января 2011 09:53:32
Любезный если вам везде мерещатся ваххабиты, то это уже диагноз, вам надо лечится.
Мир вам и исцеления!
14 Января 2011 12:00:20
Уважаемый Жемель!

Касательно Ваших замечаний моего перевода. Именно о такого рода случаях я и пишу в своем посте: "Не надо путать перевод и толкование". По-арабски "джаласа" - это "сел", "истава" - "вознесся". Мы не должны понимать эти слова буквально в отношении Всевышнего ни на арабском, хотя и там они выглядят крайне антропоморфно, ни на русском. Как правильно понимать подобные утверждения - это проблема не перевода, а толкования (богословия). Качественный же перевод должен воспроизводить все те сложности понимания, что есть в оригинале. Если оригинал допускает двойное прочтение, то в переводе допустимость двойного прочтения должна быть также сохранена. Иначе это будет уже не перевод, а толкование. Богословам, берущимся за перевод религиозных текстов, порой, сложно сохранить подобную нейтральность при переводе, всегда хочется вложить в него свое понимание (толкование), которые мы склонны считать единственно правильным. Но при таком подходе, повторюсь, мы создаем не перевод текста, а его толкование, возможно, и истинное. Думаю, именно этим вызван критический отзыв Р.Исаева, о котором Вы пишите: он дает оценку по критериям богословия, а не по критериям, выдвигаемым для перевода.
Рузина
11 Января 2011 20:13:09
уважаемые братья. АсСаляму галейкум. время - бесценный капитал, подаренный нам Всевышним Аллахом. он создал нас для поклонения, а не для "богословских прений". лучше лишний раз намаз прочитайте, это приносит вам пользы в Ссудный День, ИншаАллах. а Камаль Занта очень занят - в выходные он разъезжает по республике - делает дагват. пусть нас Аллах наставит на прямой путь. Амин
Руслан
12 Января 2011 00:40:53
Он бы лучше образование получил исламское прежде чем дагватировать. И самомнение чуть пообрезал, по заветам Пророка.
Aliya
13 Января 2011 12:08:07
Salam sleykum.Ne nam konechno rassujdat' kto prav ili naoborot,no ya konechno ochen' soglasna s avtorom etoy stat'i.i day Allax nam pobol'she gramotnıx i shiroko mıslyawix uchenıx.
azat.muslim
5 Ноября 2011 19:01:19
нормальный мусульманин не занимается обсуждением недостатков других людей,которые хоть как то вкладываются в религию аллаха. фарз-быть единой уммой,а не клоунами которые с властью начнут немного связи иметь так начинают муминов обсуждать. колбасу меньше кушать надо! сектанты-это и есть те кто нападает. а вы и есть те кто нападает. пару терминов выучили и прений захотели да???? мне некуда идти было в чужом городе и седел мечети до вечера а потом меня выгнали из дома аллаха)) аллах с.т. говорит-они прогоняли вас просто потому что вы сказали что ваш господь аллах. их за веру пргнали,а меня за что? еще из дома аллаха! или вы уже присвоили их себе? кто настоящий сектант то? я зашел в подьезд рядом с мечетью а там на каждом этаже бомжи-а они в пятничной проповеди ругали зякатчиков что мол не хватает денег на украшение мечети. а бомжи рядом? что они? я в тубетейке,постелил газеты и весной в холод спал в подьезде накрывшись ковриком. жильцы были в шоке. ваши языки...их сначало как наждак надо использовать. красивый пиджак на внутренность не влияет. если делать нечего,внесто того чтоб терроризировать простой народ,идите колхоз поднимать . с вашим телосложением и трактора не будут нужны!))))))) что порождаете,то и получаете. какой толк вести прении об атребутах аллаха с.т. если вы поклоняетесь своим страстям и власть имеющим ради своей выгоды,не видя фарзов. думаете это вам поможет? поможет....))) весело провести время и скоротить время пребывание на земле))) ассаляму алейкум ва рахматуллахи всем братьям и сестрам мусульманам!

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru