Смерть – начало жизни

В этом мире у всех людей есть только одно единственно гарантированное событие. Оно произойдет в любом случае, вне зависимости от того, какую религию мы исповедуем, в какой стране живем и чем занимаемся. Мы можем спорить по поводу того, что станет с нами после этого события, строить догадки и планы относительно того, что нас ждет до его наступления. Но это все не играет никакой роли. Все это никак не влияет на факт его неминуемого прихода, ибо данное событие неотвратимо ждет каждого из нас. И зовется оно словом «смерть».

Все мы, кто в большей, кто в меньшей степени, но так или иначе стремимся осмыслить смерть, как-то сформулировать свое к ней отношение. И не секрет, что большинство из нас воспринимает смерть как некое зло, как горе и страдание. Когда умирают близкие мы плачем, а когда смерть выкашивает всех без разбору, как в Норд-Осте или Беслане, мы спрашиваем: «Почему Всевышний вообще допускает это зло?»

Найти ответ на подобные вопросы непросто, как и не просто понять, что зло и добро – это лишь наши оценочные ярлыки, которые мы навешиваем на различные события в зависимости от того, как далеко мы способны увидеть их последствия. Когда человека увольняют с работы, он воспринимает это как трагедию, как некое зло для себя. Однако стоит ему через некоторое время получить более привлекательную должность, как он, огладываясь назад, начинает понимать, что его увольнение было не злом, а, напротив, большой удачей, подарившей ему новые возможности. Мы оцениваем событие как зло или добро в зависимости лишь от того, где обрывается горизонт нашего виденья той цепочки последствий, которая порождена им. Может статься, что человека на новой работе ждет не только хороший оклад, но и злой начальник, превращающий жизнь своих подчиненных в настоящий кошмар. Так чем же было то увольнение: добром или злом? Само событие не имеет никакого отношения к нашей оценке: событие нейтрально само по себе, все зависит от интерпретации, от его последствий. Именно об этом повествует кораническая история про Мусу и Хидыра: то, что Муса воспринимал как зло, в свете тайного знания Хидыра о будущем представало как благо, добро.

Итак, восприятие смерти как зла – это лишь наша оценка, обусловленная ограниченностью человеческого виденья, и при этом имеющее отношение не к самой смерти, а лишь к порожденным ею последствиям. Имей мы возможность увидеть всю цепочку последствий и осознать жизнь в ее целостной совокупности, возможно, мы бы вообще вычеркнули из своего лексикона такие слова как «зло» и добро». Впрочем, подобное понимание не дает нам ничего по существу поднятого вопроса. При таком подходе предназначение смерти продолжает оставаться тайной. Ведь поскольку никто из нас не может заглянуть в будущее, вопрос о том, является ли смерть злом или добром, остается открытым.

Поэтому попробуем подобраться к загадке смерти с другой стороны. Почему Всевышний создал смерть? В чем ее онтологический смысл? Для чего она дана нам?

Ответы на подобные вопросы логичнее всего искать у тех, кто видел смерть вблизи, у тех, кто чувствовал ее холодное дыхание на себе. Что происходит с нами, когда наша жизнь висит на волоске? Кто имеет такой опыт, тот без колебания ответит, что касание смерти заставляет человека задуматься и многое переосмыслить в своей жизни. Смерть, прошедшая рядом, отрезвляет. Люди начинают больше ценить главное и меньше отвлекаться на второстепенное. Оставшись в живых после автокатастрофы, человек уже не будет смотреть на свою жизнь прежними глазами. Он постарается исправить свои ошибки, больше уделять внимание близким людям и ценить свое бесценное время. Именно поэтому наш благословенный Пророк советовал чаще вспоминать смерть, ибо осознание своей смертности избавляет нас от ненужных привязанностей.

В этом и состоит фундаментальное предназначение смерти. Именно смерть, как это ни парадоксально, заставляет нас жить. Представьте себе мир без смерти. Люди живут вечно. Ни голод, ни холод, ни какие болезни – ничто не угрожает нам. Зачем вообще куда-то торопится, ведь в нашем распоряжении целая вечность? Если такое случится, жизнь просто остановится, ибо мы превратимся в ленивцев, которым незачем что-то хотеть и к чему-то стремится. Все великие свершения, подвиги, открытия – все это стало возможным лишь потому, что наше время ограничено. Мы торопимся что-то успеть сделать, ибо обратный отсчет отпущенного нам времени уже идет полным ходом. Именно об этом возвещает исламский обряд наречения именем: призыв на твою похоронную молитву уже прозвучал. Он прозвучал сразу же после твоего рождения, поэтому торопись жить. Именно об это заставляет вспомнить суфийская практика тафаккур аль-маут - "размышление о смерти". Чем больше мы держим в фокусе внимания смерть, тем ценнее в наших глазах становится жизнь и тем больше мы осознаем, что от ее короткой вспышки зависит целая вечность.

Смерть беспощадно дышит нам в затылок, заставляя ценить каждое мгновение нашей жизни, проживая его осознанно и осмысленно. Смерть придает жизни ценность и наполненность. Смерть является ее катализатором. Именно в смерти жизнь находит свое начало.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru