• Архив

    «   Март 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
                 

Непостижимое ядро ислама

Идея единобожия (таухид) – центральная для всего исламского вероучения и религиозного опыта. Это то ядро, вокруг которого выстраивается все остальное. Но что собственно означает эта идея?

Мусульманские мыслители по-разному осмысливали таухид, выраженный в главных словах ислама: «Ля иляха илля Аллах» – «нет божества, кроме Бога». В рамках «Теории и методологии мусульманского права» (усуль аль-фикх) его понимали как «нет законодателя (хаким), кроме Бога», в теоретическом богословии (акыда) – как «нет творца (халик), кроме Бога», в практическом богослужении (ибада) – как «нет объекта поклонения (мабуд), кроме Бога». Суфии трактовали таухид еще более широко: как «нет сущего (мавджуд), кроме Бога». И даже мутазилиты, которых отвергла ортодоксия суннитского большинства, в своем учении о сотворенности Корана пытались не унизить Коран, но также возвеличить Всевышнего через единобожную мысль о том, что «нет извечного (кадим), кроме Бога».

Сверкая разными гранями таухид и по сей день остается главным вопросом верующего человека и его религиозного опыта: кто есть Бог, о единственности которого мы знаем? И здесь мы сталкиваемся с непреодолимой гносеологической стеной, ибо, по-крайней мере, вербально ответить на этот вопрос невозможно. Легче сказать, кем Бог не является, чем утверждать, кем Он является. Неслучайно, мусульманские богословы сущностные (зати) атрибуты Бога описывают в рамках т.н. негативной теологии (т.е. через отрицание, а не утверждение): Его отличность от творений (мухаляфатун ли-ль-хавадис) понимается как то, что нет Ему подобного (ляйса ка-мисли-хи шай), Его существование в Самом Себе (кыям би-нафси-хи) предполагает Его бытие вне воплощения (хулюль) и вне соединения (иттихад) с чем-либо, Его извечность в прошлом (кидам) означает, что до Него никого не было (ляйса ля-ху авваль), а Его вечность в будущем (бака), что после Него никого не будет (ляйса ля-ху ахыр) и т.д.

Но даже при таком подходе обусловленные нашим опытом слова вряд ли смогут достоверно описать Абсолют, иную Реаьность. В нашем опыте, замешанном на сотворенном мире, нет ничего, что адекватно могло бы выразить Творца. Именно поэтому Джалаледдин Руми, рассказывая о небошествии (мирадж) благословенного Пророка писал о том, что в тот момент слова, как невеста, остались ждать его на берегу. Иначе говоря, опыт богопознания не может быть описан в словах. Познание Творца – это опыт сердца, но не разума, оперирующего дифференцированными словами-понятиями. Поэтому мы можем сколь угодно долго состязаться в вербальных определениях таухида, но в его подлинную суть можно шагнуть только в опыте сердца. И никак иначе.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru