• Архив

    «   Август 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30 31      

Человек и теория бублика

Что такое человек? В чем его глубинная суть? На этот вопрос нет единого ответа ни у философов, ни у психологов, ни у представителей других гуманитарных дисциплин. А все дело в том, что человек трансцендентен по своей природе. Другими словами, он не от мира сего. Именно этот факт рождает фундаментальную драму человеческого бытия. И именно поэтому мы не можем найти общие слова, чтобы выразить невыразимое.

О трансцендентности человека образней всего повествует история про сотворение Адама. Когда из гончарной глины был вылеплен первый человек Бог «вдохнул [в него] от Духа Своего». И в этот самый момент случилось величайшее чудо: бездыханная глиняная кукла ожила и открыла глаза. Другими словами, Божий Дух (рух) является тем водоразделом, которые отличает мертвого глиняного манекена от живого человека. Познать Дух интеллектуально и выразить это словами невозможно. «Тебя спрашивают о Духе, скажи: «Он – из дел Господа вашего. И вам дано о Нем мало знания». Это Божественное, Трансцендентное начало в человеке и есть величайшая тайна его существования. Тайна, лицезрея которую ангелы падали на колени.

Помимо Духа, Божественного дуновения (нафхат иляхия) в человеке есть еще одна ипостась – нафс. Наше ложное эго, наша психика, личность. Чаще всего именно этот нафс мы и считаем собою.

Нафс и Рух соотносятся между собой как круг бублика и дырка от него. Мы можем сформировать некое представление о бублике. Но что находится в его центре? На это мы не можем ответить. Почему? Потому, что мы и есть этот центр. Центр, из которого мы смотрим вовне. Подобно тому, как глаз не может видеть сам себя, так и центр мы не можем сделать объектом наблюдения. Для тварного (т.е. материального) мира это означает, что этого Центра просто не существует, ибо если что-то нельзя превратить в объект, то подразумевается, что и речь вести не о чем. Именно в этом смысле человек трансцендентен. Можно сказать иначе: дырка от бублика – это черная дыра внутри нас, за «горизонтом событий» которой скрывается непостижимая бесконечная бездна.

Именно Бездна внутри нас рождает трагедию, надрыв нашего земного существования. Именно из-за нее ничто в тварном, материальном мире не способно заполнить и насытить человека. Каков бы ни был масштаб, все это приносит только временное удовлетворение, ибо бесконечную бездну залить невозможно. Бездну может поглотить только Бездна. Вот почему лишь вернувшись вновь на уровень безграничного Абсолюта, лишь осознав свою исходную бесконечную природу человек приходит к подлинной гармонии. «Разве не при воспоминании Бога успокаиваются сердца?»

Другими словами, смысл Пути заключается в том, чтобы понять: ты не бублик. В конце Пути Реальность видится без этого круга. А что будет, когда это случится и бублик исчезнет (фана)? Что произойдет, когда он растворится? То, что и должно произойти: капля сольется с Океаном. Граница, создававшая иллюзию двойственности, перестанет существовать. И ты осознаешь непрерывное Единство Бытия. Хотя и осознавать уже будет некому…

Впрочем, все это ложь. И не потому, что неправда. А потому, что описать Трансцендентное без искажения принципиально невозможно. Даже и не пытайтесь. Да и потом, если ты укажешь людям на центр бублика и будешь утверждать, что это и есть его истинная природа, существует весьма большая вероятность того, что тебя примут за сумасшедшего. А если ты еще добавишь, что трансцендентность дырки бублика в конечном итоге оборачивается ее имманентностью, то люди точно скажут: "У парня не все дома". Лучше просто съесть этот бублик. Поверьте, это очень вкусно.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru