Не в бороде честь – борода и у козла есть

Борода на мужском лице всегда была украшением и гордостью мужчины, ее отращивание часто поощрялось в различных культурах и религиях. Так и в исламе об отращивании бороды существуют поощрительные высказывания Пророка Мухаммада (с.а.в.), его сподвижников и видных ученых ислама.

Пророк (с.а.в.) сказал: «Десять (деяний) являются естественной природой (мусульманина): стрижка усов, отпускание бороды, чистка зубов палочкой «мисвак», промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками, стрижка волос на лобке, подмывание водой и обрезание».
Другое высказывание Пророка (с.а.в.) гласит: «Не подражайте многобожникам, отращивайте бороды и подстригайте усы».
Важно знать, что наряду с желательностью ношения бороды существует культура ношения, в основе которой лежит не ее длина, а опрятность и аккуратность.
Передается от Умара ибн Харуна, что «Пророк Мухаммад подстригал бороду, как по ширине, так и по длине».
Это так же подтверждается действиями третьего халифа. Передается что, увидев человека с длинной и неухоженной бородой, халиф Умар приказал подарить ему новую одежду и подстричь его бороду на длину сжатого кулака. Затем халиф, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!»
Также относительно укорачивания бороды можно привести высказывание Ибн Аббаса, которое приводит Ат-Табарани: «Успехом человека является легкость его бороды».

Из приведенных высказываний можно сделать вывод, что борода хоть и является очень важным внешним атрибутом мусульманина, но не является самоцелью, так как Пророк (с.а.в.) четко определил мотив и причину отпускания бороды – отсутствие подражания многобожникам, которые в те времена, действительно, имели такое характерное им отличие, как бритье бороды и отпускание усов, сегодня трудно однозначно заявить, что безбожники и атеисты имеют такое отличие, напротив, некоторые из них носили и носят бороды. Например: Маркс, Ленин, Дарвин и др.

Так какую же правовую норму (хукм) имеет ношение бороды? И каково богословское заключение относительно того кто бреет бороду? Для этого стоит обратиться к трудам ученых прошлого и современности.

Известный ученый ханафитской правовой школы, аль-Касани, в своей книге «Бада’и‘у ас-санаи‘» порицает (макрух) бритье бороды и говорит, что в этом действии есть уподобление Христианам (т.4 с.432).
Наш современник, доктор Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты, пишет: «Большинство Имамов четырех мазхабов считают, что ношение бороды является сунной, а не ваджиб», «По мнению большого количества богословов бритье бороды является незначительным порицанием (макрух танзихан)» (www.bouti.com).
Другой наш современник доктор Вахба аз-Зухайли пишет: «Бритье бороды, по мнению большинства богословов, в том числе ханафитов, строго порицаемо (макрух тахриман), другие, как например, маликиты и ханбалиты считают, что это действие запретно (харам). Но правильнее считать, что оно порицаемо, ровно так же, как и не соблюдение остальных девяти деяний естественной природы человека (фитра). Поэтому ношение бороды является желательным (мустахаб) проявлением традиции (сунны) Пророка, а оставление этого порицаемо. Лучше, если длина бороды будет достигать размера сжатого кулака, хотя меньше этого также приемлемо». (Вахба Аз-Зухайли. Фатава муасара. с.311)

Мусульманин в своем внешнем облике за основу должен брать опрятность, аккуратность, скромность и отсутствие высокомерия, во всем – в одежде, прическе, бороде, походке и т.п., так как честь и достоинство мусульманина в первую очередь не во внешнем облике, а в его нравственности, богобоязненности и знаниях. Не секрет, что сподвижники Пророка соревновались в знаниях и благих поступках, а не в длине своих бород!

Одна русская пословиц гласит: «Не в бороде честь – борода и у козла есть smile;) ». Это высказывание имеет отражение и в исламе, известный ханафитский богослов Ибн ‘Абидин в свом труде «Ад-Дур аль-мухтар» приводит следующие слова: «Длина бороды указывает на недостаток ума (т.е. чем она длиннее, тем его меньше)». В данном вопросе важно грамотно, с присущей мусульманину мудростью, правильно расставлять свои жизненные приоритеты.
Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  
Azharii
2 Декабря 2010 19:24:34
Ahsanta ya maulana smile;) smile:) smile:)
Абдулла
2 Декабря 2010 20:25:37
Мухаммад ибн Хасан сказал: Абу Ханифа сообщил нам от Аль-Хайсама от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: "То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой). " Мухаммад сказал: "Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы " (Аль-Асаар 900) Этого мнения придерживаются и все Ханафиты.

Ибн Аль-Абидин сказал: "Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал" (Аль-Хашия 2/417) А так же он сказал: "Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)"
Рустам
2 Декабря 2010 21:40:03
Так интересно! Сами же привели доводы больших (хотя, и не все они ханафиты) ученых, а потом пришли к выводу (!), что бороду, все же, носить ни к чему - главное "опрятность" smile:)

А закончили все, русской поговоркой про козла smile:)

Вот такие алимы - поборники ханафитского мазхаба у нас в Татарстане, друзья. smile:)

А все же, как дело обстоит в ханафиском мазхабе?
3 Декабря 2010 00:44:36
Цитата
Сами же привели доводы больших (хотя, и не все они ханафиты) ученых

я привел мнения именно ханафитских ученых
Цитата
Известный ученый ханафитской правовой школы, аль-Касани, в своей книге «Бада’и‘у ас-санаи‘» порицает (макрух) бритье бороды

а те, которые не ханафиты, ханафитский мазхаб отлично знают, впрочем как и все другие мазхабы

что касается вашей фразы
Цитата
а потом пришли к выводу (!), что бороду, все же, носить ни к чему - главное "опрятность"

это мягко говоря поклеп. Прочитайте статью внимательно, ну хотя бы следующий отрывок:
Цитата
Важно знать, что наряду с желательностью ношения бороды существует культура ношения, в основе которой лежит не ее длина, а опрятность и аккуратность.


что же касается пословицы, то она очень четко дает понять, что честь человека не в его внешнем виде, а в его делах и поступках, если бы все было бы иначе, то козел имел бы больше чести и достоинства, чем, например, Абдуль Басит Абду Самад, известный на весь мир чтец Корана, пусть смилостивится над ним Аллах.
смотрим фото этого шейха http://quran-e-majeed.com/quran-audio/

с алимом Вы конечно перегнули, упаси Бог! Мне до этой степени еще очень и очень далеко. И слава Аллаху хватает совести не притворяться таковым, в отличии от некоторых ...


не вводите народ в заблуждение! ничего относительно хукма ношения бороды, согласно ханафитского мазхаба, по приведенной вами сылки НЕТ
блатной
17 Июня 2011 15:37:10
\\Это так же подтверждается действиями третьего халифа. Передается что, увидев человека с длинной и неухоженной бородой, халиф Умар приказал\\smile8)
это значит умар у вас третий халифа???!!!а я    как то по доугому думалsmile;)....но во всяком случае есть иджмаг(соглошение) между 4 мазхабами что брить бороду макрух(НО ВОТ ЗДЕСЬ НАДО ПОНИМАТЬ ИСТИЛАХАТЫ(ОПРЕДЕЛЕНИЯ) ТЕХ КТО БЫЛ РАНЬШЕ ИЗ УЧЕНЫХ,А МАКРУХ У НИХ ОЗНОЧАЕТ ХАРАМ ЗАПРЕТНОЕ,ЭТО ПОТОМ ПОЯВИЛОСЬ ДЕЛЕНИЕ НА МАКРУХ ТАНЗИХ И МАКРУХ ТАХРИМ!!!!!!!!УМНИКИsmile8)!!!!если вы хотите сделать разрешенным то что запретил Аллах,то Он же на вас и судья!!!!!!!
анарбек
26 Февраля 2012 10:01:32
тебя зовут не азамат
Рустам
3 Декабря 2010 18:12:26
Насколько мне известно, аль-Бути шафиит...

У козла есть борода, у петуха - громкий голос. Зачем сравнивать человека с животными? Они, как известно, за свои поступки не отвечают. Абдуль Басит красиво читает Коран? Это хорошо! Бреет бороду? Это плохо! А может, она у него просто не растет? Впрочем, далеко не всегда в одном человеке соединяются все положительные качества, к сожалению.

Согласно мазхабу ханафи - мусульманин бреющий и укорачивающий бороду - фасик. Отращивать бороду - ваджиб.



ps За поклеп прощу прощение smile:) Надеюсь, Вы не обиделись. Однако, если Вы не алим, то и статьи надо писать очень осторожно, как бы кто не принял их за фетву. А вообще, занимался бы каждый своим делом и проблем бы не было smile:)
Фатих
3 Декабря 2010 18:57:38
Рустам, Rustam хотел сказать, что не бородой и ее длиной определяется положение человека. Это очень хорошо если есть борода и человек не смотрит на моду.
Но если человек с длинной бородой сочтет себя лучше, чем того побритого, кто стоит рядом на намазе, то это уже высокомерие и тщеславие, которое порицается в науке тасаввуф.
Грех высокомерия и самодовольства страшнее чем грех бритья бороды. Ученые сказали: Лучше я проведу ночь во сне и потом буду сожалеть об этом, чем проведу ее в намазе и потом буду гордиться этим.
Тем более мы живем в условиях когда личная борода конкретного человека не способствует дагвату целого общества которое не воспринимает бороду и возможно лучше пожертвовать личным ради общего.
Брить конечно не стоит, это все таки противоречие преобладающему большинству, но укоротить не противоречит преобладающему большинству, даже ханбалитам.
Искандер
4 Декабря 2010 10:03:38
Цитата
Известный ученый ханафитской правовой школы, аль-Касани, в своей книге «Бада’и‘у ас-санаи‘» порицает (макрух)

Макрух тахрим или танзих? И если можно рядом шариатское определение термина макрух тахрим, т.к. большинство простых мусульман сейчас это чуть в один ряд с халялем не ставит.

Цитата
Ибн Аль-Абидин сказал: "Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал" (Аль-Хашия 2/417) А так же он сказал: "Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)

Рустам-хазрат, задам провокационный вопрос. Вот РИУ позиционирует себя как оплот ханафитского мазхаба, и якобы за не соответствие ему могут отчислить (студента) или уволить (сотрудника)- см. Устав. Но покажите хотя бы одного сотрудника РИУ который хотя бы в таком явном вопросе соблюдает требования ханафитского мазхаба, если Ибн Абидин говорит, что нельзя укорачивать бороду меньше чем с ухват руки??? Молчу про полное сбривание.
Искандер
4 Декабря 2010 10:06:10
Современные ханафиты:

Если нас притягивает Посланник Аллаха и мы действительно любим его, это должно сподвигнуть нас на следование ему в каждом аспекте его совершенной жизни. Мы должны следовать его ибадату, дагвату, щедрости, терпимости и скромности. Подобно тому, как искренне любящий будет подражать ему в его манере есть, пить, спать, в его одежде, внешнем виде и во всех других аспектах. Это веления истинной любви к Посланнику Аллаха . Однако когда речь заходит об этих моментах, слышатся голоса, словно вопящие в пустыне: «Вся религия этих людей — длина бороды и длина брюк». Совершенно определенно, что эти два момента не составляют всю религию. Это моменты, о которых выражал озабоченность Посланник Аллаха . Несвойственно искренне любящему показывать безразличие по отношению к тому, о чем любимый им человек выражал беспокойство.

Критик
6 Декабря 2010 17:59:46
Искандер, вы пишете коменты для того чтобы прорекламировать другой сайт?
Cinna
5 Декабря 2010 01:05:08
Воистину тут счастливые люди присутствуют, которым больше делать нечего, кроме как обсуждать, что и какая должны быть борода smile:)
Неужели непонятно, акыл нам дан, чтобы самим решать, что и как делать, а не проводить всю жизнь выискивая в миллионах книг, выскзываний, и цитать, как правильно высморкаться, что при этом еще остатся ханафитом, а не дай Аллах шафиитом!
Иногда бывает полезно посмотреть на себя со стороны, мне кажется
Strannik
6 Декабря 2010 10:16:24
В Судный день каждый сам за свою бороду отвечать будет. Даже Пророки будут говорить: "Нафси, нафси". Поэтому не чужими бородами заниматься нужно, а о своих деяниях думать. А про остальных братьев нужно хусн аз-занн делать (т.е. хорошо думать). Хадис повелевает, прежде чем брата осуждать, найдти для него 70 оправданий.
Strannik
6 Декабря 2010 10:18:42
В Судный день каждый сам за свою бороду отвечать будет. Даже Пророки будут говорить: "Нафси, нафси". Поэтому не чужими бородами заниматься нужно, а о своих деяниях думать. А про остальных братьев нужно хусн аз-занн делать (т.е. хорошо думать). Хадис повелевает, прежде чем брата осуждать, найдти для него 70 оправданий.
Nurik
7 Декабря 2010 22:58:58
Пусть Аллах вознаградит Вас Nurgaleev Rustam!
Нужно статьи подобного рода, касающихся тех аспектов жизни мусульман, с которыми они часто сталкиваются в повседневной жизни выпускать систематически. Потому как, к сожалению, мусульмане современного Татарстана не совсем хорошо знают свою религию, в отличии от предков.
По поводу
Цитата
Ибн Аль-Абидин сказал: "Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал" (Аль-Хашия 2/417) А так же он сказал: "Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)

бесспорно Ибн Аль-Абидин является большим ханафитсикм ученым. Однако при анализе любого вопроса нужно рассматривать все возможные решения-хукмы относительно него (имеется ввиду, конечно же ханафитские smile;)), тем более, что наши (т.е. ханафитские) ученые выносили решение опираясь на шариатские доводы. Поэтому принятие того или иного решения будет иншаАлла правильным!
А что касается преподавателей РИУ, то большинство имеет бороды, пусть и не с длиной в кулак, но опрятные!
Искандер
9 Декабря 2010 22:08:52
Цитата
Неужели непонятно, акыл нам дан, чтобы самим решать, что и как делать


Рустем-хазарт, у меня большая к Вам просьба. Напишите пожалуйста подробную статью с разъяснениями и Корана и Сунны о том для чего нам дан акыл, а для чего накль. Какова опасность в том чтобы в качестве руководства брать акыл в тех вопросах, где Законодатель дал нам разъяснение. Или хотя бы просто перевод шарха кого-либо из учёных на тезис из "Акыды" имама Тахауи:
"Мы не считаем кого бы то ни было из людей нашей Кыблы неверующим из-за какого-то греховного действия, совершенного им, пока он не считает это действие дозволенным"

Это ведь вопрос который на порядок приоритетней чем хукм длины бороды...
ВикиЛикс
16 Декабря 2010 10:59:07
Цитата
А что касается преподавателей РИУ, то большинство имеет бороды, пусть и не с длиной в кулак, но опрятные!


Такие опрятные бороды, как у Марроканцев и .... smile;)
Abuahmad
15 Июня 2011 15:59:46
В статье говорится: "известный ханафитский богослов Ибн ‘Абидин в свом труде «Ад-Дур аль-мухтар»"
Хотел бы поправить,  книгу "Ад-дур аль-Мухтар" написал не Ибни Абидин, а Мухаммад бин Али аль-Хаскафи. Ибни Абидин написал хашия к этой книге "Рад аль Мухтар".

Прошу вас, не нужно приуменьшать значимость бороды. Не играйте с мазхабом, пытаясь подстроить его под себя. Например
автор книги «аль-Ибда Фи Мадарриль Ибтида» утверждает, что по всем 4 мазхабам обязательно удлинять бороду и запретно брить ее.
и первым делом он приводит мнение нашего мазхаба:
1.     Ханафиты: в признанной книге ханафитского мазхаба «Дурр аль Мухтар» говорится: «брить бороду для мужчины- харам». (Дурруль Мухтар 5/261).
В книге «Нихая» говорится что обязательно (ваджиб) срезать бороду до размера обхвата руки если она удлинилась. Но ни один ученый факих не сказал, что человек волен (мубах) укорачивать ее на меньше чем обхват руки. (Дурр аль Мухтар 2/113).
Все эти слова указывают нам, что нет ни одной фатвы разрешающей бритье бороды и даже укорачивание ее (меньше чем кабд). Другими словами в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма) ученых и это тоже является явным доказательством (далилем). В таких известных ханафитских трудах как «Фатхуль Кадир» (имама ибн Хумама), в шархе «Канз» имама Зейляи, в Хашие «Дурар» Шурумбуляли и еще во многих ханафитских книгах имеет место подобная фатва. (аль-Манхаль: 1/186)
В книге шейха Абдурахмана аль-Джазири «аль-Фикху аляль Мазахибин Арбаа» говорится: «по мнению ханафитов бритье бороды является харамом, не удлинять ее больше чем обхват руки является сунной, можно укорачивать ее когда она удлинилась до обхвата руки. Нет ничего в том, что бы укорачивать слишком удлиненные волос по краям». (аль-Мазахибуль Арбаа: 2/51)
Милий
28 Октября 2011 00:44:56
. Тема рульная, Шекспир наверное
Umar Yassin HANAFI
22 Января 2012 13:08:04
НЕ УПОДОБЛЯЙТЕСЬ ЖЕНЩИНАМ О УВЕРОВАВШИЕ ОТРАЩИВАЙТЕ БОРОДЫ НЕБОЙТЕСЬ ПОРИЦАНИИ ПОРИЦАЮЩИХ,САХАБЫ БОРОДЫ НЕ БРИЛИ ДАЖЕ КОГДА ИХ ЖЕСТОКО МУЧИЛИ(с увжением Омар Иассин Ханафит )
Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru