Борода на мужском лице всегда была украшением и гордостью мужчины, ее отращивание часто поощрялось в различных культурах и религиях. Так и в исламе об отращивании бороды существуют поощрительные высказывания Пророка Мухаммада (с.а.в.), его сподвижников и видных ученых ислама.
Пророк (с.а.в.) сказал: «Десять (деяний) являются естественной природой (мусульманина): стрижка усов, отпускание бороды, чистка зубов палочкой «мисвак», промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками, стрижка волос на лобке, подмывание водой и обрезание».
Другое высказывание Пророка (с.а.в.) гласит: «Не подражайте многобожникам, отращивайте бороды и подстригайте усы».
Важно знать, что наряду с желательностью ношения бороды существует культура ношения, в основе которой лежит не ее длина, а опрятность и аккуратность.
Передается от Умара ибн Харуна, что «Пророк Мухаммад подстригал бороду, как по ширине, так и по длине».
Это так же подтверждается действиями третьего халифа. Передается что, увидев человека с длинной и неухоженной бородой, халиф Умар приказал подарить ему новую одежду и подстричь его бороду на длину сжатого кулака. Затем халиф, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!»
Также относительно укорачивания бороды можно привести высказывание Ибн Аббаса, которое приводит Ат-Табарани: «Успехом человека является легкость его бороды».
Из приведенных высказываний можно сделать вывод, что борода хоть и является очень важным внешним атрибутом мусульманина, но не является самоцелью, так как Пророк (с.а.в.) четко определил мотив и причину отпускания бороды – отсутствие подражания многобожникам, которые в те времена, действительно, имели такое характерное им отличие, как бритье бороды и отпускание усов, сегодня трудно однозначно заявить, что безбожники и атеисты имеют такое отличие, напротив, некоторые из них носили и носят бороды. Например: Маркс, Ленин, Дарвин и др.
Так какую же правовую норму (хукм) имеет ношение бороды? И каково богословское заключение относительно того кто бреет бороду? Для этого стоит обратиться к трудам ученых прошлого и современности.
Известный ученый ханафитской правовой школы, аль-Касани, в своей книге «Бада’и‘у ас-санаи‘» порицает (макрух) бритье бороды и говорит, что в этом действии есть уподобление Христианам (т.4 с.432).
Наш современник, доктор Мухаммад Саид Рамадан аль-Буты, пишет: «Большинство Имамов четырех мазхабов считают, что ношение бороды является сунной, а не ваджиб», «По мнению большого количества богословов бритье бороды является незначительным порицанием (макрух танзихан)» (www.bouti.com).
Другой наш современник доктор Вахба аз-Зухайли пишет: «Бритье бороды, по мнению большинства богословов, в том числе ханафитов, строго порицаемо (макрух тахриман), другие, как например, маликиты и ханбалиты считают, что это действие запретно (харам). Но правильнее считать, что оно порицаемо, ровно так же, как и не соблюдение остальных девяти деяний естественной природы человека (фитра). Поэтому ношение бороды является желательным (мустахаб) проявлением традиции (сунны) Пророка, а оставление этого порицаемо. Лучше, если длина бороды будет достигать размера сжатого кулака, хотя меньше этого также приемлемо». (Вахба Аз-Зухайли. Фатава муасара. с.311)
Мусульманин в своем внешнем облике за основу должен брать опрятность, аккуратность, скромность и отсутствие высокомерия, во всем – в одежде, прическе, бороде, походке и т.п., так как честь и достоинство мусульманина в первую очередь не во внешнем облике, а в его нравственности, богобоязненности и знаниях. Не секрет, что сподвижники Пророка соревновались в знаниях и благих поступках, а не в длине своих бород!
Одна русская пословиц гласит: «Не в бороде честь – борода и у козла есть ». Это высказывание имеет отражение и в исламе, известный ханафитский богослов Ибн ‘Абидин в свом труде «Ад-Дур аль-мухтар» приводит следующие слова: «Длина бороды указывает на недостаток ума (т.е. чем она длиннее, тем его меньше)». В данном вопросе важно грамотно, с присущей мусульманину мудростью, правильно расставлять свои жизненные приоритеты.
Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.
1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.
Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.
1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.
Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.
С уважением,
администрация
Islam-portal.ru
администрация
Islam-portal.ru