Я никогда на это мероприятие не ходил, не пошел я и в этот раз. Единственное, что может меня заставить там оказаться, это исследовательский интерес, не более. Причин, почему я игнорирую это мероприятие много...
Во-первых, на мой взгляд, данное мероприятие не несет в себе никакого позитивного начала и имеет серьезный провокационный посыл, как например митинги ОРК против татарского языка. Я никак не могу поддержать мифологизацию нашего прошлого через перенесение современных смыслов и категорий на средневековую историю. Стоит ли напоминать о том, что во взятии Казани Иваном Грозном участвовали татарскиевойска во главе с бывшим казанским (я подчеркиваю казанским) ханом Шахом Али. Таким образом, татарские войны гибли у крепостных стен с обеих сторон.
Во-вторых, использование термина «геноцид» в отношении средневековых событий, как часто это делают многие участники подобных митингов, я считаю некорректным. Как термин слово «геноцид» появился в середине 20 века и используются только применительно к событиям, которые произошли в относительно недавнем прошлом. Безусловно, после взятия Казани в 1552 году было массовое истребление населения Казанского ханства, особенно ее столицы, насильственное крещение тюрко-мусульман Поволжья, разрушение и запрет на строительство каменных мечетей и т.д. Однако все это было следствием диких средневековых нравов и причиной такой ситуации стали во многом сами татары того времени, которые допустили раскол внутри государства, а потом с оружием в руках участвовали в падении Казани. Так и хочется попросить современных националистов на минуту представить, как татары в 1552 году по собственному желанию резали друг друга собственными руками. Кого оплакивать будете?
Третья причина, которая не позволяет мне присоединиться к шествию, это те социальные последствия, которые такие митинги несут для моего родного города - Казани. И это, на самом деле, главная причина. Поскольку подобные митинги способствуют расколу населения города по этно-конфессиональной линии, и, безусловно, приводят к обострению социальной напряженности, что однозначно вредно. Насколько мне противны митинги, призывающие дискриминировать татарский язык в школах, настолько же во мне вызывает отторжение муссирование событий почти 500летней давности, которые к современным татарам, русским и финно-уграм не имеют никакого отношения. Население того государства и татарами в современном смысле слова назвать было нельзя. Это было тюркоязычное мусульманское население, у которого было много идентичностей – мусульмане, булгары, татары и т.д. Говорить о татарах как нации нового типа можно примерно с XIX века, спасибо Шигабутдину Марджани. И вообще, может среди тех татар, которые сейчас ходят по площадям с плакатами есть потомки тех, кто помогал брать Казань в 1552 году?
Как казанец, который привык жить в многонациональной среде и который хочет, чтобы город развивался созидательно и дальше, я считаю такие митинги вредными.
Четвертая причина заключается в том, что, на мой взгляд, для татарского народа гораздо важнее напоминание о каких-то успешных событиях из истории наших предков. Например, принятия ислама в 922 году, создание Казанского ханства и т.д. Ежегодный "жыен" ("собрание", "съезд", нет точного эквивалента этому слову в русском языке) в городе Булгар в честь принятия ислама предками татар, гораздо более позитивная и прочная платформа. По-моему, большой ошибкой части татарских национальных идеологов является постоянное обращение к сложной и неоднозначной истории татарского народа. Если они хотят строить современную нацию, то надо обращать свой взор не в прошлое, а в будущее.
Современная история показывает, что подобные митинги становятся реликтом прошлого, больше пародией на события 20летней давности, таким ностальгическим цирком для тех, кто еще не набегался по площадям. Митинги имеют реальное содержание на сломе эпох, в период больших социальных потрясений, нынешняя же повестка дня развития татарского народа формируется не на площадях, это не актуальная площадка.