Обратили, наверное, внимание, что свою заметку я назвал «Постскриптум». Это означает, что я не собираюсь опровергнуть то, что написано в статье. Просто хочется дополнить эту публикацию P.S., чтобы уточнить некоторые моменты.
1. Все-таки рейдерский захват мечети очень серьезно и не хотелось бы перед мусульманским сообществом выглядеть неким монстром, совершающим деяния не угодные Всевышнему. К сожалению, правовые подоплеки возведения и функционирования мечети не такие уж радужные, как об этом отрапортовал Абдусабур хазрат. Хотя, ему это простительно, делами мечети он особо не занимался и многие теряются в догадках, услышав, что в этой мечети работал такой хазрат. Дело в том, что мечеть, строительство которой финансировалась через РИУ, на балансе вуза до сих пор числится как недостроенный объект(!). РИУ выступал заказчиком этого объекта. ДУМ РТ в 2006 году, срочно оформил мечеть на баланс ДУМ РТ. Но как это было сделано, руководство РИУ до сих пор не может выяснить, поскольку руководство общины и ДУМ РТ отказывались предоставлять какие-либо документы. Возможно, что-то не так, если они так упорно от нас скрывали документы. Так что, насчет рейдерского захвата здесь надо подумать, где его начало, не в 2006 году ли?
2. В 2010 году мечеть «Энилер» признана одним из лучших объектов Казани и рекомендована комиссией конкурса и мэрией для включения в экскурсионно-туристические маршруты столицы Татарстана. Мы, естественно, рады за нашу мечеть. Но лучший объект для экскурсий. А как культовое сооружение, самостоятельно решающее свои финансовые проблемы? Я смею утверждать, что вряд ли лучшая. Как может быть лучшей мечеть, которая находится в центре города и не способна платить расходы за электроэнергию? Даже более того, приход, будучи самостоятельным юридическим лицом до октября 2010 года не имел договора с Татэнергосбытом и за электроэнергию мечети платил РИУ. Не имея с приходом никакого договора, мы просто молча платили. Не хотелось скандала. Как это называется: юридическое лицо, не имеющее договора с соответствующей организацией и между тем использующее электроэнергию?.. Как угодно, но не лучшей. А Абдусабур хазрат, делавший свое очень нужное для мусульманской общины дело (имею ввиду видеоуроки по фикху и др.) в том числе используя и электроэнергию, оплаченную нами, пытается пугать мусульманское сообщество рейдерским захватом. А неоплаченная электроэнергия это как называется? Кстати неоплаченная электроэнергия не смущала хазратов прихватить с собой пылесосы, холодильник и даже систему видеонаблюдения, хотя мы прекрасно знаем на чьи деньги они были куплены для мечети, а не для хазратов.
3. Мечеть «Энилер», действительно, вела огромную работу среди определенной части мусульман Казани. Но читатель, наверное, обратил внимание на то, что среди мероприятий мечети не было ни одной (даже случайно), которое бы проходило «совместно с РИУ» или «для студентов РИУ». К сожалению, нет таких мероприятий. Я не знаю, кто является членами приходского совета, но реально прихожанами мечети на 99% являются наши студенты. Обидно за наших студентов, которые выступали статистами для зарабатывания авторитета этой мечети и его имамов. Все согласятся с тем, что это особая мечеть. Что мне, как ректору РИУ, от того, что в мечети проводится куча мероприятий, а в это время наши выпускники религиозного факультета разъезжаются по приходам, ни разу не прочитав пятничную проповедь в мечети, куда они ходили ежедневно в течение пяти лет? А преподаватели религиозных предметов РИУ разве не смогли бы провести пятничные намазы? (Можно сколько угодно ерничать, но пока наш вуз по преподавательскому составу является лучшим в России. Хорошо или плохо, но лучше РИУ нет). Но всего этого же не было! Я как мусульманин радовался успехам мечети, но как ректор огорчался, что это проходит мимо наших студентов и преподавателей. Некоторые рассуждают, дескать, мы боялись конкуренции с Шаукат-хазратом, поэтому его убрали. Но не наоборот ли? Может быть, в мечети боялись показать преподавателей РИУ, некоторые из них и по уровню знания, и по ораторскому мастерству в Казани не уступают ни одному из имамов. Шаукат хазрат, действительно, является хорошим специалистом по фикху. Мы это никогда не оспаривали. Но при этом в РИУ работает уже 8 выпускников факультетов мусульманского права известных вузов Иордании, Саудовской Аравии и Египта. Их приглашают преподавать мусульманское право в КФУ и ТГГПУ, одним из канонических редакторов многотомного Тафсира, который готовит Шамиль Аляутдинов, тоже является преподаватель РИУ. Откуда такие суждения, что мы якобы боимся конкуренции?
4. Меня и так ругают за то, что я, дескать, «полуграмотный» исламовед и лезу в богословские дебри. Но здесь я не могу не высказать свое суждение по поводу ханафитского мазхаба и ханафитского фикха. Для многих это уже, к сожалению, синонимы. Но читать намаз можно по ханафитскому фикху, а что делать с акыйдой, как ее формировать? Ведь зачастую получается, что внешне все по ханафитскому мазхабу совершается, а с акыйдой у нас кто во что горазд. Скажу честно, что в мечети «Энилер» по этому вопросу было очень много недоговоренностей. Боюсь, брать грех на душу, но складывалось такое впечатление, что говорили одно, а подразумевали другое. Как можно готовить студентов изначально морочив их головы такими недоговоренностями, особенно в области вероучения? Хочется выпускать имамов, которые не просто овладели хорошими знаниями, но и заслужили уважение в своих приходах знанием традиций своих предков, истории своего народа. Но в мечети я впервые столкнулся с феноменом «безкалапушных» имамов. Не ошибусь, если скажу, что кроме нашей, в мире нет другой мечети, где имам спокойно проводит намаз без головного убора. Упреждая шквал критики, сразу скажу: речь не об имаме, а о нашем выпускнике, который изо дня в день видит «безкалапушного» имама и возможно сам через 4 года откажется его надевать. Что будет в деревне, если с такими убеждениями он там появится? Позор и только. Позор-то нам, РИУ, а не мечети.
Впервые я в нашей мечети увидел имама, который после завершения обязательной части намаза поворачивается к молящимся не для того, чтобы подождать завершение намаза для совершения коллективный дуа, а дождаться освобождения прохода, чтобы проскочить из зала мечети. Скажете, где нарушение? Дело не в нарушение, а в студентах, которые изо дня в день воспитываются в такой атмосфере. А если в деревне он себе позволит такое? Его вернут в РИУ на перевоспитание?
Вот мои некоторые суждения о нашей мечети. Я это к тому, что проблемы есть и не стоит мусульманское сообщество вводить в заблуждение и пугать людей исчезновением лучшей мечети Казани. Мечеть функционирует, все желающие приходят. Студенты наконец-то составили график по проведению намазов, выпускники готовят пятничные проповеди, преподаватели проводят пятничные намазы. А что случилось такого, чтобы на весь мир кричать «караул»?
P.S. Сразу же предупреждаю любителей копаться в моей биографии и пытаться из нее делать далеко идущие выводы. Это самое последнее дело, очернить человека, указывая на какие-то факты из его жизни. У каждого человека своя дорога к вере. Не нам судить, как он пришел в Ислам. В принципе, такие суждения меня особо не смущают. Если кто-то пытается найти «темные пятна» в моей биографии для критики, значит, ко мне как к ректору у него нет претензий, только какие-то моменты моей жизни его смущают. Я это к тому, что буду пресекать всякие персональные «наезды» в мой адрес и их не будет в моем блоге.
Очень жаль, что уже в первом сообщении в моем блоге разговор пошел не в том направлении, в каком хотелось бы. Хотя, что ожидать от анонимных ответов, они эмоциональны, иногда злобны и оскорбительны.
Вопрос ведь не в том, у кого какая библиотека и сколько и какие книги там есть. В конце концов, в любой библиотеке должна быть как можно больше книг. Если в библиотеке есть книга Гитлера «Майн кампф», это же еще не говорит о том, что хозяин библиотеки пропагандирует фашизм.
Вопрос так же не в том, как мы оцениваем свое наследие, на половину своей библиотеки, или опускаемся до уровня одной трети.
Суть проблемы лежит намного глубже: какой «конечный продукт» мы получим в результате воспитания мусульманской молодежи. Может ли стать высоко нравственным мусульманин, который не признает свое духовное наследие, который практически не интересуется своей историей, не говоря уже о своем родном языке. В принципе, может, если он живет в необитаемом острове или в обществе своих единомышленников. Такое понимание богобоязненности и нравственности направлено на саму себя. Он пытается жить представлениями, полученными от своего устаза. Я уже предвижу возмущения по поводу первоисточников, дескать мы живем по Корану. Но в силу ограниченности своих знаний, для объяснения сути первоисточников он опять обращается к своему устазу, который окончательно формирует его мировоззрение. Устаз, конечно, говорит правильные слова. Окрыленный полученными знаниями и услышав ответы на все свои вопросы, мусульманин выходит из мечети. А здесь ему на каждом шагу встречаются какие-то люди, говорящие о каком-то наследии, о каких-то традициях, об истории, языке и т.д. Это его сильно раздражает, устаз же не говорил об этом, или говорил, что всего этого нет, или все это бидгать. Мусульманин в недоумении, у него нет инструмента критического отношения тому, что ему говорят, у него нет возможности сравнивать сопоставлять и привести какие-либо аргументы за или против. Он озлобляется, опускается на эмоциональную ступень оценки всего или впадает в истерику.
Парадокс как раз и заключается в том, что устаз говорит правильные вещи, но не готовит своего ученика адекватно воспринимать то, что было, то, что сегодня происходит. Конечно, намного проще дать общие знания об Исламе, отрывая их от общей канвы исламской цивилизации. Поэтому сегодня роль устаза вдвойне ответственна. Ответственность в том, чтобы дать не только знания, но и готовить молодого человека к этой жизни, чтобы он мог осознанно, со знанием дела мог найти свое место в этой жизни.
Когда мы говорим о своем наследии, это не только книги наших богословов, но и многовековая история мусульман России. Она поучительна хотя бы потому, что в течение многих веков, как бы не преследовали мусульман, у наших предков хватило мудрости не встать на путь религиозного противостояния. Но, тем не менее, выжили же. Не бегали по лесам с берданками на руках. А исходили из того, что можно было делать в условиях жесткой религиозной политики царской России. Открывали медресе, которые, заметьте(!), практически полностью по всем предметам(!)обеспечивались учебниками, написанными самими татарами. Кто-нибудь, за исключением двух-трех ученых, держали эти учебники на руках? К сожалению, нет. А кто-то говорит, что нет наследия. Пусть даже промолчим о богословском наследии. А сама история функционирования мусульманского сообщества в России это разве не наследие? Не только я, но и практически все ученые, занимающиеся историей татар, в один голос утверждают, что модель функционирования мусульман России в условиях многонационального и поликонфессионального сообщества уникальна. Эта модель и сегодня востребована. Та же Европа не знает как строить отношения с мусульманами. А наши предки это уже прошли начиная с 16 века. Неужели сложно это признать?
Поэтому-то мне не понятно, почему мы хотим воспитывать современную мусульманскую молодежь, лишив их возможности, пусть не восхищаться, хотя бы знать историю своих предков. Не манкуртизация ли это?(Я надеюсь, все помнят Ч.Айтматова с его манкуртом, который ничего не помнит и поэтому волен делать все, что душа желает).
P.S. Вы все-таки почитайте интервью в газете «безнен гажит» (http://www.beznen.ru/news/?id=2014) с молодым человеком, который считает себя богобоязненным мусульманином, живет за счет средств своих родителей и их же называет кяфирами. Задумаемся над тем, откуда они берутся…
Я искренне удивился, расстроился и, в конце концов, обрадовался интервью Шаукат-хазрата Абубекерова, имама мечети «Эниляр», которое он дал журналисту «Безнен Гэжит». Удивился тому, что как он далеко оторвался от реальной действительности, насколько он циничен и безграмотен в оценке истории и духовного наследия своих предков, насколько он наплевательски относится к основным положениям Устава ДУМ РТ. Расстроился тому, что именно он является имамом мечети, которую в силу близости посещают студенты РИУ, которым мы пытаемся прививать уважение к своему наследию. Обрадовался тому, что хазрат, наконец-то, излил свою душу. Судя по интервью, накопилось-то довольно много.
Все ответы хазрата на вопросы журналиста заслуживают внимания. Свои суждения, насколько я понял, он начинает с критики ДУМ РТ, заявляя о том что «здесь (скорее всего, в Татарстане –Р.М) нет единой политики. Поскольку ханафизм у нас в мечети не является обязательным(!), нас оценивают как ваххабитскую мечеть». Это заявляет имам мечети, находящейся в юрисдикции ДУМ РТ, где в уставе написано, что мусульмане РТ придерживаются ханафитского мазхаба! Хазрат и не скрывает, что он мечеть превратил в пристанище для мусульман, которые не признают уставные положения ДУМ РТ. При этом хазрат ссылается на Всевышнего, дескать, боится Его гнева, если «кого-нибудь выгоню из мечети». Я вынужден напомнить Шаукат-хазрату, что от него требуется, в первую очередь, выполнение обязанностей имама по уставу ДУМ РТ. А мусульмане сами определятся, в какую мечеть им ходить. Уже вся Россия знает о том, что в мечети «Эниляр» имамы не придерживаются элементарных условий проведения намаза по ханафитскому мазхабу. Даже во время встречи Президента РТ Р.Н.Миннеханова с представителями духовенства России в октябре это было озвучено Джафар–хазратом Пончаевым. Как мы знаем, во время встречи с первыми лицами озвучивают наиболее значимые проблемы.
Хазрат рассуждает о том, что «по Исламу человек может читать намаз по любому мазхабу… И татарам мы не должны препятствовать этому». Шаукат–хазрат, не надо препятствовать, а надо выполнять свои обязанности, и не идти на поводу у тех, кого не устраивает ханафитский мазхаб. Правда, хазрат объясняет, почему он особо не придерживается этого мазхаба: «Быть ханафитом сегодня модно. Если завтра политика изменится, они (ханафиты – Р.М.) поменяют свой мазхаб, в этом я нисколько не сомневаюсь».Мы-то ладно. А наши предки, получается, в течение веков следовали этой «моде». Политика за тысячелетие неоднократно менялась, а ханафитский мазхаб остался. Я уже не говорю о том, что хазрат намекает на неискренность ханафитов. Ни лицемерие ли ханафитов имеет ввиду Шаукат-хазрат?
Откровения Шаукат-хазрата на этом не завершаются. Он сразил меня наповал своим ответом на вопрос журналиста об оценке им огромного богословского наследия татар. Оказывается, наше богословское наследие настолько ничтожное, оно не больше и не меньше «и не стоит и половины тех книг, которые есть в моей комнате»! Прежде чем рассуждать о богословском наследии своих предков, надо иметь хоть какое-то о нем представление, или хотя бы знать дорогу в библиотеки и архивы, где они хранятся. Если хазрат несколько полок книг, подаренные ему или мечети саудовскими спонсорами, ставит выше многовекового богословского наследия своих предков, то его тоже можно отнести в разряд тех имамов, которых он сам же называет сказочниками, «рассказывающими одно и то же». Не хотелось бы комментировать его утверждения о том, что знания выпускников казанских мусульманских учебных заведений настолько ничтожны, что « я их даже сторожами не возьму». Во-первых, наши выпускники, вряд ли пойдут в эту мечеть сторожем, не для этого мы их готовим. Во-вторых, хазрату хочется напомнить, что жизнь она очень сложная штука и она может повернуться так, что и Шаукат-хазрату тоже самое могут сказать.
Мне очень жаль людей, гордыня которых преобладает над разумом. Особенно у молодых людей, которые только начинают свой жизненный путь...
Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.
1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.
Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.