• Архив

    «   Ноябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

Диалог - веление Всевышнего

Периодически в СМИ появляются сообщения о том, что межконфессиональный диалог, мол, придуман на Западе, это для христианизации мусульман, под соусом добрососедства продвигаются идеи ассимиляции и прочие спекуляции. Хотя в более-менее развитых исламских обществах, например, в Турции, на эти вопросы давно ответы даны, тем не менее, противники диалога продолжают свое дело. Обычно это антиисламские и секуляристические круги, которые желают препятствовать развитию институтов диалога, инспирированных гражданским мусульманским обществом - они пугают "мусульманизацией, которая прячется за маской диалога". Либо пугливые радикальные мусульмане, которые представляют диалог “штукой, сделанной чтобы всех мусульман христианизировать”. Смешно - противники диалога говорят о двух диаметрально противоположных вещах. Только отсюда уже понятно, что они - неправы.

Тема, на самом деле, длинная, я сейчас обозначу некие вехи, согласно которым буду двигаться в будущем.

1) Основы диалога, как я уже писал в первом своем посте - это признание за каждым его ценностей. Это принцип, который Всевышний дал нам в Коране, “лекум диникум велийэдин” - тебе твоя вера, мне - моя (даже с неверными идет диалог, не говоря уж о людях Писания). “Лэ икрахе фиддин” - нет принуждения в религии, я тебе расскажу, ты сам решай.. “Иляи-келимэтуллах” - довести информацию, рассказать - вот обязанность мусульман. А чтобы рассказать, согласно хадису Пророка (с.а.в.), на уровне той аудитории, к которой вы обращаетесь - нужен диалог. Иначе это будет либо монолог, либо спор.

2) Диалог не выдуман Западом. Исламский диалог начал Пророк Мухаммад (с.а.в.) - вспомните сколько он обращался, общался, приглашал в гости представителей не только людей Писания, но и язычников, неверующих и т.д. Хадиджа (р.а.) все свое состояние истратила на ужины, куда Мухаммад (с.а.в.) приглашал разного рода знать, включая Эбу Лэхэба, Эбу Джехиля и других врагов ислама. Мы видим, он обращался не только к тем, кто был к нему благосклонен (как любят сейчас делать мусульмане), но и к противникам - одному только Вахши (р.а.), убийце своего дяди Хамзы (р.а.), он написал три письма. Наш пророк обращался с письмами к правителям многих государств, раговаривал как с мушриками, так и с христианами, иудеями. Мединское соглашение, которое Пророк заключил с разными конфессиональными группами - это целая тема для диссертации не только по диалогу, но и международному праву. Вообще диалог - это путь посланников Аллаха, если бы они не претворяли в жизнь эту двустороннюю коммуникацию, слово Всевышнего не дошло бы ни до одного из нас.

3) Идеи диалога затем продолжили сподвижники (даже во время войны был диалог - об этом в следующем посте), табигины и т.д. Одним из самых ярких представителей диалога был великий Мевлана Джелаледдин Руми, который говорил - “Пусть одна твоя нога будет в центре твоих ценностей, а другая - среди 72 народов”. То есть вот принцип диалога - знай своё и веди диалог с другими. Не поэтому ли сейчас Руми - самый продаваемый поэт (не из мусульманских, а вообще) на Западе? Если бы он относился к другим народам, как к низшей расе, с высокомерием, как можно часто заметить у недалеких мусульман, разве Запад покупал бы исламскую литературу и узнавал бы таким образом об откровениях Корана? Разве объявило бы ЮНЕСКО 2007 годом Руми?

4) Даже если взять ближайший 20 век, то диалог начал не Запад. Начиная с 1950-х гг. в Турции представители мусульманского духовенства начали посещать представителей христианства. Там же начали коммуницировать с Ватиканом, и католический Вселенский Собор в 1965 году признает ислам как религию. “Церковь с уважением относится и к мусульманам. Они поклоняются Единому Богу”, говорится в тексте декларации Собора - не этого ли хотел Всевышний, который в Коране сказал “О люди Писания! Давайте признаем единое слово для вас и нас, о том, что не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, что никого другого не будем считать равным Аллаху, а признаем Господином только Аллаха” (3:64)? Через год после Собора Ватикан начинает свои действия по построению диалога. Какой диалог они хотят построить - тема отдельная, я сейчас про мусульманский подход к диалогу. Факты вещь упрямая и говорят нам, что диалог - это наследие Пророка, его последователей, великих ученых, а не католическая концепция, которой всего-то 45 лет. Скорее это ислам послужил примером для Запада.

5) Если знаешь и уважаешь свое, никогда не ассимилируешься. Тому, кто знает свою веру, даже в голову не придет искать спасения в другой конфессии. Ни один мусульманин, который твердо стоит на позициях ислама, никогда не примет другой веры. Зачем? У него и так есть все пророки - и Иисус, и Моисей, и у него есть неизмененная непротиворечивая книга - Коран, есть тысячелетняя прекрасная история побед на полях боя и в научных лабораториях. Для мусульманина принять другую религию - это все равно что, имея 5-комнатную квартиру, отказаться от четырех комнат и жить в одной. Бояться или чувствовать себя ущербным по отношению к другим религиям может только изначально ущербный в своей религии, то есть незнающий, нечитающий или слабоверующий человек.

Поэтому говорить о том, что диалог способствует переходу в другие религии - некорректно. За 1423 года существования ислама из-за диалога такого никогда не было. Из-за собственной глупости, незнания, из-за страха перед давлением, из-за шкурных интересов - было, и то очень мало. А принявшие в последнее время - это, строго говоря, не мусульмане, а этнические мусульмане, то есть люди, которые ”нигде”, “болото”, как любят говорить о целевой аудитории политтехнологи. И кто “голоса” этого “болота” сможет завоевать, тот и побеждает на выборах. Не забиваешь ты - забивают тебе. Пока татарские муллы вкушают смачные бялеши на праздниках, собирают садака и дерутся между собой из-за должностей, ругают друг друга или спорят о том, кто же прав, салафиты или суфии, всякие сектанты переводят при помощи татарских ИЯЛИ свои книги на прекрасный татарский язык и промывают в татарской глубинке мозги татарам, которые “нигде”. А “нигде” они после атеистического Советского Союза и 20 лет зомбирования по телевизору рекламами тампаксов и сникерсов. Вот и получается, что даже со своими соплеменниками “правоверные” диалог построить не могут, потому что безграмотны, бездарны, самолюбивы и высокомерны. Но чаще всего - не хотят, потому что эго не позволяет. Или времени нет, надо дом строить (себе, детям, внукам). Где сунна Пророка, где они...

Напоследок - всего два аята. Коран - это книга диалога, на самом деле, но более обстоятельно об этом поговорим позже.

Первый аят: “О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий, сведущий” (49:13). Не ругали, не такфирили, не считали себя выше, не замыкались в своей ракушке - а знали или познали. Человек - враг того, что не знает. Узнать друг друга - значит быть благочестивым, построить диалог и уничтожить враждебность. Вот скажите, ислам за враждебность или за мир? Для незнающих советую просто посмотреть в словаре значение слова “ислам”. Как ни крути, получается, что ислам за диалог.

Второй аят: “И [еще] из Его знамений - создание небес и земли, разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом - знамения для тех, кто обладает знанием” (30:22). А языки - чтобы общаться, как иначе? Только жестами? Или мечами? Думаете, мечами самое крупное современное мусульманское государство в мире, Индонезия, пришла к исламу? Я вас разочарую - там не было сражений. А Мальдивы? А, да простит меня Господь за произношение, хуэйцзу - китайские мусульмане? Наши предки булгары? Прошу заметить, что диалог сам по себе - это не дагват или таблиг. Это построение коммуникации на равнозначных позициях. Это может и сфера науки, и торговля, и образование, и туризм. Что там будет дальше - знает только Аллах. Как говорят, при равных условиях всегда побеждает истина, так вот диалог - это построение равных условий, а далее - каждый верит в то, что именно он знает истину. Если боится равных условий - значит сомневается в своей истине. Нам бы хотя бы разговаривать научиться на равных и добиться того, чтобы мусульман начали воспринимать как нормальных людей, а не террористов и убийц.

Резюмируя: диалог, в том числе межконфессиональный, - веление Всевышнего, начат Пророком (с.а.в.) и с тех пор ведется мусульманами. В нынешний век со сверхбыстрыми и вездесущими коммуникациями, Интернетом и прочими благами цивилизации диалог - это, фактически, императив. Отсутствие диалога, агрессия или эскапизм (уход от действительности) - признак безграмотности, беспомощности и серьезных сомнений в своей вере.

Есть ли у религии или культуры язык, чтобы вести диалог?

Продолжаю тему точности терминов. С понятием "диалог" все более-менее ясно, но как может быть с диалогом МЕЖДУ "культурами", "цивилизациями" или "религиями"? Они же неодушевленные, у них нет языка?

Все, с одной стороны, просто - это лингвистическая "привычка", все привыкли так говорить, это устоявшаяся терминология. Однако нельзя и не сказать о том, что это не только языковая особенность, присущая людям. Такой подход канонически верен: Всевышний в Священном Коране, если переводить буквально (как делает Крачковский), говорит: "Скажи селению..." (Юсуф, 12/82). Естественно, брат Юсуфа не просит своих родных говорить с самим селом как географическим объектом. Под "селением" подразумеваются жители, представители, обитатели. И здесь правильнее звучит перевод Османова, Суата Йылдырыма и других: "Скажи жителям селения ...".

Другой пример - сура А'раф (Ограда), аят 163 - "Спроси их также о поселении на берегу моря, о том, как его жители нарушили [закон Аллаха] в субботу..." (в пер. Османова). Здесь также видно, что Всевышний сам дает объяснение, что, спрашивая о поселении, нужно иметь в виду их жителей. Это тех, которые не прошли испытания и ловили рыбу в субботу, если помните. А некоторые, особенно хитрые ставили сети в пятницу и вынимали в воскресенье. Но совесть и Всевышнего не обманешь и Аллах, в качестве наказания и назидания другим превратил в обезъян (по сути или внешне)...

Таким образом, приравнивание "диалога цивилизаций" к "диалогу представителей цивилизаций" вполне в духе Корана и современной лингвистики.

Диалог: вокруг терминов

Как всегда, термины решают все, поэтому сейчас о "диалоге". Это слово общеупотребимо, кому-то уже даже, может быть, набило оскомину, но чаще всего, к сожалению, его понимают неправильно. Причем, что самое странное, ему дают совершенно противоположную окраску в зависимости от того, кто его интерпретирует. Скажем, некоторые мусульмане обвиняют сторонников и практиков диалога в том, что они, якобы, "христианизируют" мусульман. На Западе же нередко воспринимают попытки мусульман построить диалог как миссионерскую деятельность в прямо противоположную, "мусульманизирующую" сторону. Поэтому есть необходимость определить, что же это такое.

Суммируя значения из нескольких словарей, можно выделить следующие принципиальные черты диалога:

1.Присутствует два или более субъекта диалога, в отличие от монолога, где присутствует один субъект, остальные - объекты.
2.Субъекты диалога воспринимаются как равные.
3.Посредством диалога достигается понимание друг друга. Связь осуществляется через сферу общезначимого.
4.Диалог - это обмен и перевод между персональными целостностями, мирами, сохраняющими свои особенности.
5.Диалог происходит в цивилизованной атмосфере, без агрессии и насилия.
6.Диалог предполагает обсуждение и решение общих для всех сторон проблем.

Таким образом, становится ясным, что во время диалога стороны знакомятся друг с другом, получают новую информацию из первоисточника, но при этом все сохраняют свои особенности, не происходит насильственных действий по "переформатированию" другой стороны.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru