25.04.12 16:28
Про шариатские суды и провокацию вокруг них
Просмотров: 197
Комментариев: 2
05.04.12 0:10
Демарш Муфтия на Кул Шариф
Просмотров: 2700
Комментариев: 138
22.03.12 19:42
Чудовище для Булгар
Просмотров: 1481
Комментариев: 38
22.03.12 2:35
Если бы Pussy Riot выступили в мечети?
Просмотров: 598
Комментариев: 18
20.03.12 14:24
Про это
Просмотров: 927
Комментариев: 22
07.03.12 11:17
Ш. Аляутдинов встретился с В.Путиным
Просмотров: 868
Комментариев: 5
09.02.12 17:12
«Порно – хорошее дело»
Просмотров: 1166
Комментариев: 5
21.01.12 13:22
Двойные стандарты
Просмотров: 1166
Комментариев: 9
13.01.12 21:32
Берегись автомобиля!
Просмотров: 1577
Комментариев: 31
11.12.11 0:44
Театр Камала vs. джадидизм
Просмотров: 3178
Комментариев: 19
08.12.11 20:53
Либо все, либо ничего!
Просмотров: 876
Комментариев: 6
29.11.11 17:54
Москва – третий мир
Просмотров: 6978
Комментариев: 38
13.11.11 2:25
Хайдар – это лев Аллаха!
Просмотров: 3325
Комментариев: 26
02.11.11 11:51
Animelles de la France
Просмотров: 613
Комментариев: 3
01.11.11 0:35
Перерезать горло иллюзии
Просмотров: 1471
Комментариев: 25
13.10.11 20:39
Что такое традиционный ислам?
Просмотров: 1909
Комментариев: 39
05.10.11 20:38
Корни национализма
Просмотров: 834
Комментариев: 10
05.10.11 0:40
Путь в одиночество
Просмотров: 901
Комментариев: 11
 

Диалог - веление Всевышнего

Периодически в СМИ появляются сообщения о том, что межконфессиональный диалог, мол, придуман на Западе, это для христианизации мусульман, под соусом добрососедства продвигаются идеи ассимиляции и прочие спекуляции. Хотя в более-менее развитых исламских обществах, например, в Турции, на эти вопросы давно ответы даны, тем не менее, противники диалога продолжают свое дело. Обычно это антиисламские и секуляристические круги, которые желают препятствовать развитию институтов диалога, инспирированных гражданским мусульманским обществом - они пугают "мусульманизацией, которая прячется за маской диалога". Либо пугливые радикальные мусульмане, которые представляют диалог “штукой, сделанной чтобы всех мусульман христианизировать”. Смешно - противники диалога говорят о двух диаметрально противоположных вещах. Только отсюда уже понятно, что они - неправы.

Тема, на самом деле, длинная, я сейчас обозначу некие вехи, согласно которым буду двигаться в будущем.

1) Основы диалога, как я уже писал в первом своем посте - это признание за каждым его ценностей. Это принцип, который Всевышний дал нам в Коране, “лекум диникум велийэдин” - тебе твоя вера, мне - моя (даже с неверными идет диалог, не говоря уж о людях Писания). “Лэ икрахе фиддин” - нет принуждения в религии, я тебе расскажу, ты сам решай.. “Иляи-келимэтуллах” - довести информацию, рассказать - вот обязанность мусульман. А чтобы рассказать, согласно хадису Пророка (с.а.в.), на уровне той аудитории, к которой вы обращаетесь - нужен диалог. Иначе это будет либо монолог, либо спор.

2) Диалог не выдуман Западом. Исламский диалог начал Пророк Мухаммад (с.а.в.) - вспомните сколько он обращался, общался, приглашал в гости представителей не только людей Писания, но и язычников, неверующих и т.д. Хадиджа (р.а.) все свое состояние истратила на ужины, куда Мухаммад (с.а.в.) приглашал разного рода знать, включая Эбу Лэхэба, Эбу Джехиля и других врагов ислама. Мы видим, он обращался не только к тем, кто был к нему благосклонен (как любят сейчас делать мусульмане), но и к противникам - одному только Вахши (р.а.), убийце своего дяди Хамзы (р.а.), он написал три письма. Наш пророк обращался с письмами к правителям многих государств, раговаривал как с мушриками, так и с христианами, иудеями. Мединское соглашение, которое Пророк заключил с разными конфессиональными группами - это целая тема для диссертации не только по диалогу, но и международному праву. Вообще диалог - это путь посланников Аллаха, если бы они не претворяли в жизнь эту двустороннюю коммуникацию, слово Всевышнего не дошло бы ни до одного из нас.

3) Идеи диалога затем продолжили сподвижники (даже во время войны был диалог - об этом в следующем посте), табигины и т.д. Одним из самых ярких представителей диалога был великий Мевлана Джелаледдин Руми, который говорил - “Пусть одна твоя нога будет в центре твоих ценностей, а другая - среди 72 народов”. То есть вот принцип диалога - знай своё и веди диалог с другими. Не поэтому ли сейчас Руми - самый продаваемый поэт (не из мусульманских, а вообще) на Западе? Если бы он относился к другим народам, как к низшей расе, с высокомерием, как можно часто заметить у недалеких мусульман, разве Запад покупал бы исламскую литературу и узнавал бы таким образом об откровениях Корана? Разве объявило бы ЮНЕСКО 2007 годом Руми?

4) Даже если взять ближайший 20 век, то диалог начал не Запад. Начиная с 1950-х гг. в Турции представители мусульманского духовенства начали посещать представителей христианства. Там же начали коммуницировать с Ватиканом, и католический Вселенский Собор в 1965 году признает ислам как религию. “Церковь с уважением относится и к мусульманам. Они поклоняются Единому Богу”, говорится в тексте декларации Собора - не этого ли хотел Всевышний, который в Коране сказал “О люди Писания! Давайте признаем единое слово для вас и нас, о том, что не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, что никого другого не будем считать равным Аллаху, а признаем Господином только Аллаха” (3:64)? Через год после Собора Ватикан начинает свои действия по построению диалога. Какой диалог они хотят построить - тема отдельная, я сейчас про мусульманский подход к диалогу. Факты вещь упрямая и говорят нам, что диалог - это наследие Пророка, его последователей, великих ученых, а не католическая концепция, которой всего-то 45 лет. Скорее это ислам послужил примером для Запада.

5) Если знаешь и уважаешь свое, никогда не ассимилируешься. Тому, кто знает свою веру, даже в голову не придет искать спасения в другой конфессии. Ни один мусульманин, который твердо стоит на позициях ислама, никогда не примет другой веры. Зачем? У него и так есть все пророки - и Иисус, и Моисей, и у него есть неизмененная непротиворечивая книга - Коран, есть тысячелетняя прекрасная история побед на полях боя и в научных лабораториях. Для мусульманина принять другую религию - это все равно что, имея 5-комнатную квартиру, отказаться от четырех комнат и жить в одной. Бояться или чувствовать себя ущербным по отношению к другим религиям может только изначально ущербный в своей религии, то есть незнающий, нечитающий или слабоверующий человек.

Поэтому говорить о том, что диалог способствует переходу в другие религии - некорректно. За 1423 года существования ислама из-за диалога такого никогда не было. Из-за собственной глупости, незнания, из-за страха перед давлением, из-за шкурных интересов - было, и то очень мало. А принявшие в последнее время - это, строго говоря, не мусульмане, а этнические мусульмане, то есть люди, которые ”нигде”, “болото”, как любят говорить о целевой аудитории политтехнологи. И кто “голоса” этого “болота” сможет завоевать, тот и побеждает на выборах. Не забиваешь ты - забивают тебе. Пока татарские муллы вкушают смачные бялеши на праздниках, собирают садака и дерутся между собой из-за должностей, ругают друг друга или спорят о том, кто же прав, салафиты или суфии, всякие сектанты переводят при помощи татарских ИЯЛИ свои книги на прекрасный татарский язык и промывают в татарской глубинке мозги татарам, которые “нигде”. А “нигде” они после атеистического Советского Союза и 20 лет зомбирования по телевизору рекламами тампаксов и сникерсов. Вот и получается, что даже со своими соплеменниками “правоверные” диалог построить не могут, потому что безграмотны, бездарны, самолюбивы и высокомерны. Но чаще всего - не хотят, потому что эго не позволяет. Или времени нет, надо дом строить (себе, детям, внукам). Где сунна Пророка, где они...

Напоследок - всего два аята. Коран - это книга диалога, на самом деле, но более обстоятельно об этом поговорим позже.

Первый аят: “О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий, сведущий” (49:13). Не ругали, не такфирили, не считали себя выше, не замыкались в своей ракушке - а знали или познали. Человек - враг того, что не знает. Узнать друг друга - значит быть благочестивым, построить диалог и уничтожить враждебность. Вот скажите, ислам за враждебность или за мир? Для незнающих советую просто посмотреть в словаре значение слова “ислам”. Как ни крути, получается, что ислам за диалог.

Второй аят: “И [еще] из Его знамений - создание небес и земли, разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом - знамения для тех, кто обладает знанием” (30:22). А языки - чтобы общаться, как иначе? Только жестами? Или мечами? Думаете, мечами самое крупное современное мусульманское государство в мире, Индонезия, пришла к исламу? Я вас разочарую - там не было сражений. А Мальдивы? А, да простит меня Господь за произношение, хуэйцзу - китайские мусульмане? Наши предки булгары? Прошу заметить, что диалог сам по себе - это не дагват или таблиг. Это построение коммуникации на равнозначных позициях. Это может и сфера науки, и торговля, и образование, и туризм. Что там будет дальше - знает только Аллах. Как говорят, при равных условиях всегда побеждает истина, так вот диалог - это построение равных условий, а далее - каждый верит в то, что именно он знает истину. Если боится равных условий - значит сомневается в своей истине. Нам бы хотя бы разговаривать научиться на равных и добиться того, чтобы мусульман начали воспринимать как нормальных людей, а не террористов и убийц.

Резюмируя: диалог, в том числе межконфессиональный, - веление Всевышнего, начат Пророком (с.а.в.) и с тех пор ведется мусульманами. В нынешний век со сверхбыстрыми и вездесущими коммуникациями, Интернетом и прочими благами цивилизации диалог - это, фактически, императив. Отсутствие диалога, агрессия или эскапизм (уход от действительности) - признак безграмотности, беспомощности и серьезных сомнений в своей вере.
Руфат
22.12.2010 07:41:43
Автор путает диалог с проповедью Ислама (дагватом) и на этой путанице строит все свои рассуждения. Подло в угоду своему мировоззрению заниматься подменой понятий. А со стороны это выглядит просто смешно
Dan
22.12.2010 10:03:33
рассказать о своей религии это еще не значит дагват. это скорее вы путаете понятия.

а вообще мне всегда в таких ситуациях вспоминается уже знаменитые слова Руми:

Приходите опять, пожалуйста, приходите опять.
Кто бы вы ни были,
Верующие, неверующие, еретики или язычники.
Даже если вы уже обещали сто раз
И сто раз нарушили обещание,
Эта дверь — не дверь безнадежности и уныния.
Эта дверь открыта для каждого,
Приходите, приходите, как есть.
Ильшат
22.12.2010 11:20:36
Извините, но я свое мировоззрение, а в данном случае - научные выводы строю на основе фактов.
Иногда бывает сложно провести грань между диалогом и дагватом, но это разные вещи, из текста непонятно разве? Скажем, поход Пророка в Таиф был чистым дагватом (и мы знаем, чем он закончился), по крайней мере, у меня нет сведений, что до этого был построен диалог. А, скажем, соглашения при Худайбие или Мединское соглашение - очевидный пример чистого диалога, вы ңе не будете с этим спорить? Кстати, Пророка поначалу многие горячие головы из сподвижников обвиняли чуть ли не предательстве после Худайбии, ситуация слегка напоминает нынешнюю ситуацию с диалогом. Затем, конечно, они все признали что Пророк был тысячу раз прав, вступив в равноправный диалог (это ключевой момент, до этого времени мушрики не признавали мусульман как общность, достойную диалога).
Я буду рад, если будет конструктивная критика, с фактами, а не обвинения в "подлости". Это поможет мне в написании докторской.
Бадров
22.12.2010 13:48:37
Вы правы, сульх аль-худайбийя являлся диологом с одной стороны, а с другой стороны и дагватом, ведь после него мушрики имели возможность увидеть ислам на практике, как им жили сподвижники. А главным в деле дагвата является личный пример, а не слова на языке!!
Ахмет
22.12.2010 15:03:28
Цитата: Исламский диалог начал Пророк Мухаммад (с.а.в.) - вспомните сколько он обращался, общался, приглашал в гости представителей не только людей Писания, но и язычников, неверующих и т.д. Хадиджа (р.а.) все свое состояние истратила на ужины, куда Мухаммад (с.а.в.) приглашал разного рода знать, включая Эбу Лэхэба, Эбу Джехиля и других врагов ислама.

Разве это не подмена понятий? Пророк (с.а.в.) общался с Абу Ляхабом, приглашал язычников домой не для диалога, а для дагвата. Поэтому не надо здесь, уважаемый, врать! То же мне научные факты! Это не факты, а лживая интерпретация!
Ильшат
22.12.2010 15:22:43
"не для диалога, а для дагвата"
Я не говорил "для", не надо путать понятия. Приглашение с положительным ответом - это и есть диалог. Тем более что диалог с ними был налажен еще до пророчества - то есть они воспринимали его как примерно равного. Разговор, когда обе стороны внимательно выслушивают друг друга - это и есть диалог. То есть, диалог - это больше про положительную коммуникацию, а дагват - про содержание речей одной стороны. Когда Пророк слушал то, что ему мушрики говорили - он делал дагват?
Ахмет
22.12.2010 15:38:21
Конечно, дагват! Или, по-твоему, дагват - это монолог что ли? Язычники приводили аргументы в оправдание своего куфра, Пророк их опровергал, показывая истинность веры. Это чистой воды дагват! И потом какой диалог у Пророка с язычниками? Пророк никогда не признавал ценности куфра!!! А ты пишешь: "Основы диалога - это признание за каждым его ценностей". Парень, ты че-то не туда пошел!
Ильшат
22.12.2010 15:43:45
"Или, по-твоему, дагват - это монолог что ли?" Значит, диалог все-таки?

"признание за каждым его ценностей" - тут имеется в виду признание права иметь свои убеждения.
Ded Moroz
22.12.2010 12:34:05
Интересная статья.Мне понравилась! smile8)
Булат
22.12.2010 13:30:15
Очень интересная статья, полностью согласен с Ильшатом. Даже добавить нечего.
Ринат
22.12.2010 16:52:40
Автор прав, с помощью диалога можно решать проблемы, можно договариваться. А дагват это другое, это близко обучению.
Домохозяйка
22.12.2010 19:40:56
Очень хорошая статья. Хорошо бы все понимали важность диалога. Диалог нужен как раз для детей и внуков, чтобы они жили с гордостью зная, что они мусульмане.
23.12.2010 16:37:34
В предложении есть подлежащие и сказуемое, в разговоре имя существительное и глагол. В физике есть масса и скорость, статика и динамика. Одним словом, информация и движение. Знать друг-друга это ещё только информация, некий потенциал, статика. Чтобы было движение вперёд, Аллах сказал: "...Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах..." (сура 5. 48). Мы должны состязаться! Быть лучше! Для этого мы должны быть одной командой. Татарскому народу Аллах дал горячее сердце, но холодный ум. И ясно, чтобы быстро понимать друг-друга, мы ещё должны разговаривать на родном языке. Если наша команда будет разговаривать на одном языке, мы победим. В свете всего этого, диалог нужен просто чтобы вести честную игру, "фэер плей".
папа неримский
24.12.2010 00:38:30
Хотелось бы задать вопрос автору: каких критериев придерживался пророк (сав) при так называемом "диалоге" (хотя, на мой взгляд, вернее назвать это терминами "таблиг"/дагват")? Насколько он четко отслеживал водораздел при "диалоге" с представителями иных конфессий? Кажется, эта граница была достаточно четко обозначена Аллахом в аяте "Кафирун"... Мусульмане возмущаются не самим понятием "диалог", а подменой понятия диалог... Обязанность в наш век смуты сказать, что черное это черное, а белое это белое... Часто за диалог или за "признание за каждым его ценностей" выдается нарушений постулатов вероучения... Как, например, никах мусульманки с христианином, совместные рождественнские службы мусульман с христинами в церквях... Это все несет с собой еще более глобальные изменения для веры человека...
Ильшат
24.12.2010 00:55:28
Думаю (это еще требует изучения, я до серьезного разбора не дошел по этой теме), внешний критерий - шариат, внутренний - намерение. Скажем, никах с христианином - запрещен однозначно по шариату, значит выходит за рамки диалога, какое бы намерение не было. Совместная служба, даже если ният внутренний - наладить диалог, сомнительна, ибо может дать пищу для плохих предположений, что этот человек делает ширк (особенно если участвует в каких-то действиях, а не просто смотрит). С другой стороны, по шариату это не запрещено однозначно, тут от ситуации зависит. Скажем, читать намаз в церкви - можно по шариату, если условия стесненные. В то же время другой, увидев тебя, может подумать, что ты делаешь ширк - это плохо. Похожая ситуация со службой (хотя диалог - не обязательная вещь): если это помогает наладить диалог со священниками, которые из-за этого затем будут тебя выслушивать, посетят мечеть - то, наверное, можно. И то участие в ритуалах - очень скользкая почва, считаю. Мусульманин, конечно, от этого ни за что христианином не станет, но Пророк велел избегать сомнительного, по мере возможностей. В то же время если кто-то рискует (с четким ниятом) и добивается в итоге построения диалога - не мое право его судить, о мусульманах следует всегда думать хорошо, по умолчанию.
Фатих
29.12.2010 01:14:57
Коран и сунна полны диалогами:

Диалог Аллаха с ангелами.
Диалог Аллаха с иблисом.
Диалог Аллаха с Адамом.
Диалог всех пророков со своими народами.
Несомненно диалог есть, как между религиями, (естественно с целью призыва) так и внутри конфессии.
Недаром, исследователи по крайней мере арабского мира очень подробно исследовали этот вопрос особенно в современном мире.
рустем
02.01.2011 22:43:38
«Призывай к пути Господа твоего с мудростью и благим увещанием, и рассуждай и дискутируй с ними наилучшим путем» (Сура Пчелы, аят 125). Полагаю, что ряд замечаний относительно "подмены понятий" можно снять путем лексического исследования (это как рекомендация автору). Мне кажется, что противопоставлять понятия "диалог" и "таблиг" в корне не верно, однако проблема кроется в том, что арабский язык очень богат на лексические оттенки, которые не всегда усматриваются в переводе. Например, глагол "б-л-г", от которого происходит слово "таблиг", означает "информировать, доносить / доводить информацию", а прилагательное/существительное, которые образуются от того же глагола, обозначают "красноречие, высокопарность" процесса информирования. Понятие "диалог" акцентирует внимание на субъектах процесса (стороны, участвующие в таблиге / дагвате), тогда как понятие "таблиг" в большей степени связано с акцентом на донесении информации и манере этого процесса. Но, конечно, по данному поводу хорошо бы выслушать профессионального лингвиста.
непапа римский
08.01.2011 15:32:13
Даже если лексически подойти к понятию диалог, то оно по своему происхождению чуждо исламу, восходя к греческой цивилазции - праматери западной культуры (диалог - греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух и более лиц). Даже при том, что понятия "таблиг" и "дагват" имеют разные лексические оттенки, то они взяты из родной основы религии ислама. Поэтому само название научной темы "диалог - веление (!) Всевышнего" мягко говоря спорное. И вызывает не меньше вопросов, как и попытка внедрить понятие литературного жанра "диалог", который родился еще в античной (языческой) Греции, как форму взаимодействия с католическим или протестантским миром некоторых турецких общин.
Ильшат
08.01.2011 21:02:29
То у вас диалог придуман католиками в 20 веке, то язычниками-греками в античности. Вы определитесь, потом продолжим беседу. Насчет происхождения слова "диалог" никто и не спорит, но мы сейчас о сути явления, это разные вещи. Как, скажем, греческое слово "пророк" - вы не будете Мухаммада (с.а.в.) не называть Пророком из-за происхождения слова? Если брать все слова только из "родной основы", то весь этот сайт можно закрывать, потому что 99,9% слов здесь к не относятся к арабскому языку, ни даже к персидскому или, на худой конец, татарскому.
Рустем
22.01.2011 15:49:05
Непапа римский, "диалог" представляет собой форму "таблига / дагвата" и не является, при этом, исчерпывающим видом распространения Ислама (могут быть формы монолога, призыва через собственный пример и пр.). Зарождение диалога как литературного жанра в Др. Греции не меняет ничего, ибо жизнь Посланника Аллаха (с.г.в.) наполнена примерами диалогов во имя донесения Ислама до окружающих людей, а Посланник Аллаха (с.г.в.) для нас лучший пример! Говорить, что "понятие диалог... по своему происхождению чуждо Исламу" - это сродни тому, что утверждать, что на мусульман не действует закон всемирного тяготения, открытый Ньютоном.

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru