• Архив

    «   Сентябрь 2020   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30        

Есть ли у религии или культуры язык, чтобы вести диалог?

Продолжаю тему точности терминов. С понятием "диалог" все более-менее ясно, но как может быть с диалогом МЕЖДУ "культурами", "цивилизациями" или "религиями"? Они же неодушевленные, у них нет языка?

Все, с одной стороны, просто - это лингвистическая "привычка", все привыкли так говорить, это устоявшаяся терминология. Однако нельзя и не сказать о том, что это не только языковая особенность, присущая людям. Такой подход канонически верен: Всевышний в Священном Коране, если переводить буквально (как делает Крачковский), говорит: "Скажи селению..." (Юсуф, 12/82). Естественно, брат Юсуфа не просит своих родных говорить с самим селом как географическим объектом. Под "селением" подразумеваются жители, представители, обитатели. И здесь правильнее звучит перевод Османова, Суата Йылдырыма и других: "Скажи жителям селения ...".

Другой пример - сура А'раф (Ограда), аят 163 - "Спроси их также о поселении на берегу моря, о том, как его жители нарушили [закон Аллаха] в субботу..." (в пер. Османова). Здесь также видно, что Всевышний сам дает объяснение, что, спрашивая о поселении, нужно иметь в виду их жителей. Это тех, которые не прошли испытания и ловили рыбу в субботу, если помните. А некоторые, особенно хитрые ставили сети в пятницу и вынимали в воскресенье. Но совесть и Всевышнего не обманешь и Аллах, в качестве наказания и назидания другим превратил в обезъян (по сути или внешне)...

Таким образом, приравнивание "диалога цивилизаций" к "диалогу представителей цивилизаций" вполне в духе Корана и современной лингвистики.

Диалог: вокруг терминов

Как всегда, термины решают все, поэтому сейчас о "диалоге". Это слово общеупотребимо, кому-то уже даже, может быть, набило оскомину, но чаще всего, к сожалению, его понимают неправильно. Причем, что самое странное, ему дают совершенно противоположную окраску в зависимости от того, кто его интерпретирует. Скажем, некоторые мусульмане обвиняют сторонников и практиков диалога в том, что они, якобы, "христианизируют" мусульман. На Западе же нередко воспринимают попытки мусульман построить диалог как миссионерскую деятельность в прямо противоположную, "мусульманизирующую" сторону. Поэтому есть необходимость определить, что же это такое.

Суммируя значения из нескольких словарей, можно выделить следующие принципиальные черты диалога:

1.Присутствует два или более субъекта диалога, в отличие от монолога, где присутствует один субъект, остальные - объекты.
2.Субъекты диалога воспринимаются как равные.
3.Посредством диалога достигается понимание друг друга. Связь осуществляется через сферу общезначимого.
4.Диалог - это обмен и перевод между персональными целостностями, мирами, сохраняющими свои особенности.
5.Диалог происходит в цивилизованной атмосфере, без агрессии и насилия.
6.Диалог предполагает обсуждение и решение общих для всех сторон проблем.

Таким образом, становится ясным, что во время диалога стороны знакомятся друг с другом, получают новую информацию из первоисточника, но при этом все сохраняют свои особенности, не происходит насильственных действий по "переформатированию" другой стороны.
ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Уважаемые читатели сайта «Исламский портал», представляем вашему вниманию правила комментирования на нашем сайте.

1. Запрещаются любые оскорбительные высказывание в адрес ислама и личности нашего Пророка Мухаммада (с.а.в);
2. Не позволяются высказывания оскорбляющие другие религии и сеющие межнациональную и межрелигиозную рознь;
3.Запрещается любая ненормативная и оскорбительная лексика;
4.При комментировании статей и постов, не разрешается переходить на личности. Просим вас высказываться по существу обсуждаемых проблем и тем;
5.Запрещается выкладывать гиперссылки на другие Интернет-ресурсы;
6. Не разрешается в комментариях публиковать большие цитаты и куски чужих текстов. Формулируйте и высказывайте свою точку зрения. Цитирование возможно, однако, в меру.

Редакция «Исламского портала» оставляет за собой право удалять комментарии, которые не соответствуют правилам сайта.

С уважением,
администрация
Islam-portal.ru