Религиозное телевидение на Ближнем Востоке: прайм-тайм для исламского телевидения

Религиозное телевидение на Ближнем Востоке: прайм-тайм для исламского телевидения 12 Октября 2010

В течение последнего десятилетия в арабских странах было основано от 60 до 80 исламских спутниковых телекомпаний. Их целью является распространение "истинного" ислама. Но какой из этих телевизионных компаний действительно следует этой цели?

Мобильный телекоммуникационный провайдер Du функционирует в странах Персидского Залива, и только в течение первых четырех дней прошедшего мусульманского месяца Рамадан компания передала более 350 тыс. добрых пожеланий в виде текстовых сообщений. Арабские спутниковые телеканалы также зарабатывают на таких услугах. Такие каналы тяжело содержать на доходы от рекламы - рынок очень большой, а целевые аудитории слишком раздроблены.

  Поэтому все телевизионные компании нуждаются в инвесторах, которые приносят прибыль за счет использования так называемой зависимости аудитории от мобильного телефона. Коммерческое сотрудничество с телекоммуникационными компаниями, соответственно, распространено повсеместно. Не последнюю роль в привлечении зрителей играет услуга «Закажи Фетву», которая предоставляет Исламские фетвы по телефону.


Популярность данной услуги на канале «аль-Маджд» (Слава) за очень короткое время помогла ему стать одним из лидеров саудийского религиозного телевидения. 
Канал был основан в 2003 году, в настоящее время управляет 12 каналами.


Бесчисленное количество проповедников

Фетвы, издающиеся на канале «аль-Мадж», часто признаются как на региональном, так и на международном уровнях. Тот факт, что они пользуются таким спросом, свидетельствует о сильном стремлении мусульман узнать больше о благочестивом, правильном образе жизни. Но действительно ли проповедники, выступающие с экранов телевизоров, могут в этом помочь, остается под вопросом. В частности из-за того, что их довольно много.

Причина этого кроется не в чем ином, как в системе государственного образования. Если 50 лет назад были известны лишь улемы (религиозные ученые) и фукаха (специалисты в области исламского права), то в настоящее время появилось много новых специальностей, от Дуктур (выпускник университета шариата) до Да’и (тот, кто призывает людей к исламу ).

Это направление в дальнейшем было развито спутниковым телевидением, которое возникло в конце 1990-х. Это был прибыльный бизнес и единственно возможное пространство в религиозном секторе для социального обмена в тех странах, где формой правления является диктаторский режим. Если учесть еще и события 11 сентября 2001 года, то получается, что религия оказалась в замкнутом положении, и необходимость обсуждения проблем в свою очередь обусловило создание для этого соответствующего пространства. 

Квази-монополия на религиозную экспертизу

Одним из таких пространств, по крайней мере для ультра-ортодоксальных мусульман, стал канал “Аль-Мадж». Телекомпания позиционирует себя как свободная от женщин, музыки и греха, верная ваххабитской идеологии, которая имеет давнюю традицию в Саудовской Аравии. Ваххаббитские лидеры происходят из древних родов и претендуют на квази-монополию на религиозную экспертизу. Но усиливающаяся роль СМИ угрожает этой монополии, равно как и анонимные шейхи с различными мнениями, которых становится все больше. 

Саудийский телеканал «Аль-Ресаля» (Послание), основанный в 2006 году, транслирует свои передачи с красиво обустроенных студий. Канал также транслирует музыкальные перерывы (интермедии), которые, по мнению руководства, не противоречат исламским нормам. Руководство телеканала придерживается мнения, согласно которому правоверные мусульмане не обязаны постоянно цитировать Коран или эпизоды из жизни Пророка (хадисы), поскольку иногда это надоедает.

Они считают, что гораздо интереснее и полностью соответствует Исламу обсуждение вопросов о любви, дружбе и сексуальности. И, хотя канал «Аль-Ресаля» по популярности пока еще не догнал телекомпанию «аль-Мадж», он уже добился значительных успехов в своей деятельности.

Заявленная цель «Аль-Ресаля», которая заключается в распространения исламской доктрины в занимательной форме, совпадает с целью первой исламской спутниковой телекомпании «Икра» (Читай), обозначенной еще в 1998 году. Посредством широкой сети «Арт» (Art), она с самого начала была ориентирована на тех мусульман, которые обычно использовали западные спутниковые телеканалы.

В телеканале «Икра» представлены нетрадиционные проповедники, ориентированные на верующих из среднего класса, многие из которых получили образование за рубежом.


Свет Ислама

Телекомпания "Светом ислама" делает акцент на терпимости, справедливости и предпринимательском духе, завернутых в этическую ватную обертку. Однако существует материал, имеющий мощный политический характер и скрывающийся под этими красивыми понятиями.

Например, в программе, посвященной месяцу Рамадан, молодой проповедник Ахмед аль-Шукайри исследует раннюю форму Ислама, одновременно сравнивая ее с современным мусульманским менталитетом. Вот как прокомментировал данную проблему перед выпуском программы один из блоггеров: "Почему вы думаете, что на сегодняшний день мы растратили наш потенциал? Разве сегодня мы глупее тех, кто жил много веков назад? Нет, просто у нас нет хороших лидеров".

Подобного рода мнение практически невозможно услышать из уст сторонников шиитского “Хезболла” в Ливане. В этой стране люди не только не ненавидят своих лидеров, а, наоборот, гордятся ими.

Об этом свидетельствует деятельность национальной телекомпании «Аль-Манар» (Маяк). В отделанных со вкусом студиях данного канала шейх проводит еженедельные обсуждения по религиозным вопросам с гостями – представителями обеих полов. В своем акценте на терпимость и любовь к ближнему он похож на проповедников из "Света Ислама", однако отличается от них тем, что считает рай открытым также для атеистов полагая, что Бог никого не подвергает дискриминации.

Подобная прогрессивная позиция также коренится в поликультурности, на которую ориентирована «Хезболла». В действующем парламенте данное движение находится в коалиции с коммунистами и христианами, и, в соответствии с законодательством Ливана, в наблюдательный совет «аль-Манар» также входят мусульмане-сунниты и христиане.

Однако помимо всех политических изменений, сообщество Хезболлы переживает процесс модернизации, результаты которых сейчас широко демонстрируются. В отличие от консервативной политики канала «аль-Маджд», «аль-Манар» приглашает в свои передачи участниц без хиджаба, а также представителей светского общества и выдвигает на обсуждение такие вопросы, как: «Где говорится о том, что девушке, даже если она все еще является девственницей, для того, чтобы выйти замуж требуется согласие отца?».

Источник: www.qantara.de

Автор: Мона Саркис


Количество показов: 3204

Возврат к списку