Интеграция мусульман в британское общество

Интеграция мусульман в британское общество 11 Ноября 2010

В последние годы тема интеграции мусульман в британское общество была одной из тех проблем, о которой больше всех писали и говорили. Объемные статьи были посвящены вопросу надевания никаба (вуали, которая закрывает лицо), который затрудняет обмен любезностями на улице. Был исследован потенциал радикализации исламских студенческих ассоциаций в университетах.  Новостные сайты изобилуют подробностями столкновения между такими группами как «Английская Лига защиты» (the English Defence League) и «Мусульмане против крестовых походов» (Muslims Against the Crusades). Читателям "Исламского портала" мы представляем статью аналика английского информационного ресусра "Common Ground News Service" Техмина Кази.


Хотя для большинства людей должно быть ясно, что
, поскольку взгляды, представленные на каждом из этих полюсов, являются “сырыми” и непродуманными, характеризуясь грубостью и необоснованностью подхода, при дальнейшем рассмотрении проблемы необходимо придерживаться умеренной позиции.


Такие телевизионные программы, как «Меня зовут Мухаммед» на канале ББС 1, в котором в марте этого года оспаривались стереотипы британских мусульман, проделали важную работу, выразив мнение британских мусульман, которые чувствуют себя комфортно, имея многоликое самосознание. Эти люди были безупречны в своих интервью, выказав сильную нравственную и духовную приверженность своей вере. Но в то же время, они были горды тем, что являются гражданами Великобритании и смогли продемонстрировать высокую степень вовлеченности в основной демократический процесс.

Однако, согласно опросам общественного мнения, британские мусульмане второго и третьего поколений все больше ощущают себя отчужденными.
В опросе, проведенном в 2006 г. компанией по изучению рыка Gf
k NOP для программы Канала 4 «Серия специальных выпусков: чего хотят мусульмане», ведущий и журналист Джон Сноу обнаружил тот факт, что первое поколение иммигрантов-мусульман в Великобритании были заинтересованы в интеграции из-за стремления найти работу и достичь карьерного роста.


Тем не менее, позиции второго и третьего поколений британских мусульман были более сложными. Несмотря на то, что все они решительно выступали против терроризма, во время опроса значительная их часть выразила идею обособленности. Например, одна треть из тысячи опрошенных мусульман выразила предпочтение жить в соответствии с шариатом. Как показали проведенные недавно исследования, участие в политической жизни и добровольческих организациях одними из ключевых показателей интеграции считает 64 % всей британской общественности. В то время как доля британских мусульман, поддерживающих указанные показатели, составляет лишь 54 % и 24 % соответственно.

В подавляющем большинстве информационных источников причина подобного чувства отчуждения приписывается внешней политике Великобритании. Данные источники изобилуют недовольствами международного уровня, изображая британское правительство соучастником жестокого обращения с мусульманами. Отмечая тот важный факт, что в любом конфликте страдают ни в чем не повинные граждане независимо от их веры, следует отметить, что  подобная трактовка проблемы является слишком упрощенной. Она не может объяснить, почему некоторые британские мусульмане направляют свое недовольство в конструктивную, демократическую деятельность, такую как подписание петиций, организация демонстраций, жертвование средств в соответствующие благотворительные организации и гуманитарная деятельность в зонах конфликтов, в то время как другие мусульмане «сливают» свою неудовлетворенность и разочарование в деятельность, которая приводит к конфликтам и расколам.


Одной из причин отчуждения британских мусульман является то, что многие религиозные лидеры не учитывают потребности мусульман второго и третьего поколений. Во многих регионах Великобритании руководители общин следят за мечетями и проповедуют ислам, делая упор на религиозные обряды и практически не делают ничего для того, чтобы их последователи овладели навыками, необходимыми для развития активной гражданской позиции.

Другой причиной является распространение дискурса, направленного на очернение "других", вместо того, чтобы концентрироваться вокруг общих человеческих ценностей. Существует много проектов и организаций, нацеленных на подготовку мусульман к общественно- политической жизни и расширение их кругозора в этих областях. К таким проектам относятся проекты лидерства среди молодежи, обучения навыкам ведения дебатов и образовательные материалы.


Однако, для того, чтобы британские мусульмане действительно стали успешными активными гражданами, необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, они должны быть уважаемы как личности, отличающиеся своей многогранностью, а не находится под стереотипом «мусульманина». Во-вторых, мусульмане не должны больше рассматриваться как однородная группа – необходимо стимулировать дискуссии по таким «внутренним» вопросам как ношение хиджаба, рукопожатие с противоположным полом, участие в выборах. В-третьих, мусульмане должны избегать «переноса» политических доктрин и идей своих стран происхождения в британскую политическую систему и гражданское общество.


Если эти условия будут соблюдены, то есть надежда, что создание часто восхваляемого плюралистического гармонического общества станет вполне реальным.

Техмина Кази


Источник:
www.commongroundnews.org


Количество показов: 1449

Возврат к списку