Мечеть Мирхайдара: легенды и были

Мечеть Мирхайдара: легенды и были 25 Января 2011

В декабре 2009 года мусульмане деревни Федорки Бардымского района отметили 105-летие своей мечети, одной из старейших в Пермском крае. Трехэтажное деревянное здание (если считать большое полуподвальное помещение, где происходила вторая часть юбилейного торжества – праздничный обед) и сегодня поражает своей основательностью, внушительными размерами, крепостью стен.

А уж для тех давних времен оно было и вовсе замечательным и заметным в масштабах обычной деревни строением. Но больше всего поражает, какими удивительными историями обросла федорковская мечеть за свои 105 лет существования. Честно признаюсь, мне так и не удалось «продраться» сквозь дебри многочисленных историй о мечети и ее основателе Мирхайдаре Мурадимове. К сожалению, даже в музее Бардымского района, куда я обратилась, сведения предоставили весьма скудные.

Известно, что мечеть в Федорках служила до 1930 года, когда вместе с другими репрессированным был арестован ее последний имам по фамилии Мурадимов. Впоследствии его расстреляли. До революции, когда село Барда и близлежащие деревни относились к Сарапульскому уезду, на территории сегодняшнего Бардымского района насчитывалось 54 мечети. За 19 лет (до 1936 года) все они были уничтожены или закрыты. Еще раньше, в 1868 году, как свидетельствует историк И. Загидуллин, в Пермской губернии насчитывалось 173 мечети. До сегодняшнего дня сохранилось пять: Пермская Соборная на улице Осинской, еще одна каменная – в городе Оса, и три деревянные – в селе Кояново Пермского района, в районном центре Барда и в деревне Федорки. Всем им больше ста лет. И все, кроме осинской мечети, - действующие.

История федорковской мечети тесно переплетена с историей семьи ее основателя Мирхайдара Мурадимова, уже четырех ее поколений. И эта история, повторяю, удивительна. Где тут правда, а где – вымысел, теперь уже трудно разобраться. Последние правдивые свидетельства канули в Лету вместе со смертью Ахмадгали Мурадимова - младшего сына Мирхайдара. Говорят, он слыл отменным рассказчиком. И, по большому счету, благодаря именно ему сохранилась – в устной форме – история этой мечети и этой семьи. С чуть большей уверенностью, чем остальные члены современной и по-прежнему большой семьи Мурадимовых, пересказывает ее Рафик Салимов - внук Ахмадгали-рассказчика:

- Моя мама Зэйнэп была дочерью Ахмадгали. Меня воспитывал дед. Умер он в 90 лет. Был инвалидом, с Первой мировой войны вернулся на одной ноге. Очень много рассказывал и про своего отца, и про мечеть. У прадеда было пять сыновей и пять дочерей. Четверо из мужского потомства пошли по стопам отца – стали муллами (священнослужителями). Наверное, кто-то из них и был тем, кого расстреляли в 1930 году.

Знакомство с Рафиком началось со спора, возникшего уже за праздничным столом, после праздничного, посвященного юбилею мечети, намаза. Я все пыталась разобраться, почему сегодня федорковцы отмечают 105-летие мечети, когда на табличке над входом в старое деревянное здание четко написано: «…Эту мечеть в 1907 году построил Мирхайдар-хазрат Мурадимов, сын Хажиахмата, на свои деньги». Получается 103 года… Но Рафик уверенно отстаивал юбилейные 105 лет:

- Дед рассказывал, что в 1903 году случился в деревне большой пожар. Федорки практически полностью сгорели, осталось три-четыре дома. Сгорела и мечеть, которая стояла на этом же месте. Прадед Мирхайдар был имамом и купцом, очень состоятельным купцом: по Каме и Волге ходили его пароходы. К тому времени он уже подумывал о том, чтобы отправиться в хадж, деньги были собраны. И вот эти деньги он потратил на строительство новой мечети. Меньше, чем за два года на месте сгоревшей выросло прочное, красивое большое здание!

Правнук имама, купца и мецената так подробно и так уверенно рассказывал об этом, что я поверила ему больше, чем табличке. Новая мечеть «встала» всего в двух домах от дома самого Мирхайдара, на противоположной стороне. А дом у него тоже был большой, двухэтажный. 28 дверей в нем было, вспоминает мой собеседник. Теперь на этом историческом месте стоит дом самого Рафика, когда-то председателя исполкома Уймужесвого сельсовета, в который входили и Федорки, в 1980 году переехавшего в Пермь, но родную деревню не бросившего. Его дом, между прочим, стоит на старом, прадедовском фундаменте. Мне даже показали его фрагменты – и так захотелось дотронуться до «седых» камней, свидетелей праведной жизни их хозяина Мирхайдара: вдруг они еще хранят следы прикосновений этого великого человека!

Великий человек Мирхайдар Мурадимов родился в 1860 году и всю свою жизнь прожил в Федорках. Конечно, время от времени он покидал свое родовое гнездо - по своим купеческим делам. Приходилось уезжать и в годы гражданской войны. Мирхайдар не был ни «за красных», ни «за белых». И он не раз вынужден был спасаться со всей семьей в соседней деревне Акбаш – и от красных, и от белых. В один из таких спасительных побегов, уже во время возвращения в родную деревню, Мирхайдар умер, прямо в дороге, на телеге. В Священной Мекке, куда так стремился, он так и не побывал, к сожалению… И к счастью, не увидел, какая страшная участь постигла мечеть, построенную собственными руками, на собственные деньги. Похоронили имама на местном кладбище. И могилу, говорят, сейчас уже не найти. Правда, тот же Рафик уверен: по рассказам деда Ахмадгали он сможет ее найти – летом. И это было бы правильно – в год 150-летия основателя мечети найти его могилу и восстановить, чтобы потомки знали, где покоится человек, сохранивший их деревню. Ведь известно: там, где Дом Аллаха, там и люди будут строить свои дома, будут жить и растить своих детей, как бы трудно не было сегодня в деревне.  

В 1922 году Федорки пережили еще один большой пожар – от старинного села осталось два-три дома, да мечеть Мирхайдара сиротливо возвышалась над страшным пожарищем… Она чудом уцелела, но, как оказалось, ненадолго: в 1930 году она прекратила свое служение. Говорят, в архиве Бардымского района до сих пор хранятся три толстых книги из этой мечети, в которых – записи рождений, смертей, бракосочетаний жителей деревни… Летопись жизни многих семей, в том числе и Мурадимовых. А в здании мечети разместилась сельская школа. В ней училась и одна из внучек Мирхайдара – Рабига, супруга Карима Сакаева, который очень много сделал для возрождения мечети и в течение тринадцати лет был ее имамом. Об этом чуть позже. А сейчас – самые печальные воспоминания маленькой Рабиги:

- Мы были в школе, когда активисты сносили минарет. Удивительно: и грохот стоял на всю деревню, когда ломали минарет, и, казалось, тишина наступила великая повсюду, словно все замерло в ожидании самого страшного, что могло случиться после такого кощунства. Мы выбежали из школы и со слезами на глазах наблюдали, как минарет падает на землю…

И надо же было такому случиться: среди «строителей новой жизни», сносивших минарет, был племянник самого Мирхайдара. В семье помнят его имя, и мне сказали, как звали этого активиста и комсомольца, но я не хочу, да и не имею права обвинять и судить. Ведь столько лет прошло и, возможно, этот человек тысячу раз раскаялся в содеянном. Его уже нет, но живут на земле, и в Федорках тоже, его потомки, которым, наверное, и так больно вспоминать об этом, особенно сегодня, в дни празднования 105-летия мечети, вокруг которой и разыгралась трагедия, чуть было не расколовшая семью. Да и мечеть жива, несмотря ни на что! И еще: я думаю, что хорошо, что Мирхайдар Мурадимов не видел той зверской расправы над своей мечетью.

Та девочка, Рабига, на всю жизнь запомнившая гибель минарета дедовской мечети, тогда не думала, что через 65 лет вернется в родную деревню и посвятит все последующие годы сначала возрождению мечети, потом – станет хозяйкой в ней. Будущая супруга имама Карима Сакаева в юности уехала в большой город Пермь, долгое время работала на заводе, вышла замуж и родила детей. В ее городской квартире всегда останавливались земляки, приехавшие в Пермь по своим делам. В их числе были и Сакаевы – Карим с женой. Когда его первая супруга, мать семерых его детей, умерла после тяжелой и продолжительной болезни, старые друзья Карим и Рабига поженились. Муж переехал к жене в город. Когда он покидал Федорки, возрождение мечети только началось, и он принимал в этом самое активное участие. И часто приезжал в деревню, продолжая помогать в восстановлении мечети, теперь уже став полноправным членом семьи Мурадимовых. Все это время тянуло Карима на родину. И в декабре 1994 года супруги Сакаевы вернулись в Федорки. В 1995 году мечеть открылась, и новый имам Карим Сакаев вместе с немногочисленными прихожанами – в основном, стариками, совершил в ней первый за 65 лет намаз. А до этого благословенного дня он учился и успешно закончил медресе при Пермском Муфтияте. Лишь два года назад 82-летний имам уступил свое место Рафкату, младшему брату Рабиги и родному внуку Мирхайдара. Так что служение Мурадимовых в мечети, построенной их дедом, продолжается!

На прощанье, уже дома у Карима Мухаммадгаряевича и Рабиги Саидгаряевны, мне рассказали еще одну удивительную федорковскую историю. На старом кладбище есть три могилы, в которых покоятся ишаны. Иначе говоря, люди, которых мусульмане признали святыми за их праведные деяния. Считается, что даже могилы ишанов приносят благодать той местности, где они находятся. Оберегают они эти места и их жителей. Один из похороненных здесь праведников прибыл в эту уральскую глубинку аж из самой Турции. Узнав о его кончине, какой-то его родственник за семь дней добрался до Федорков, чтобы огородить могилу. Говорят, стоимость чугунной решетки в то время равнялась стоимости семи лошадей. Красивая, прочная, она стоит до сих пор. И никому еще не удавалось ее снести. Рассказывают, что еще в советские времена кто-то пытался эту решетку сломать или использовать в своих целях, но даже притронуться к ней не смог - тут же отбросило его от решетки, словно огнем обожгло. Впоследствии этот человек очень сильно заболел…

Вот такая местная легенда, которая, на первый взгляд, не имеет отношения к нашей мечети. Но и тут федорковцы возразят: они уверены, что именно могилы ишанов все эти годы оберегали мечеть Мирхайдара.

Розалия САВУКОВА, Пермский край, Барда  


Количество показов: 3397

Возврат к списку