Меджлисы (продолжение)

Меджлисы (продолжение) 16 Февраля 2011

Представляем вашему вниманию вторую статью декана факультета шариатских наук РИУ Рамиля Адыгамова, посвященную такой исламской традиции татарского народа, как меджлис. В ней содержатся ответы на некоторые комментарии наших читателей, которые они оставляли к первой статье автора. 

Ас-Саляму алейкум, уважаемые читатели первой и данной статьи. В первую очередь хочу поблагодарить всех братьев и сестер, высказавших свои конструктивные замечания, предложения и мысли. Благодаря такому живому обмену идеями, мы с вами обогащаем друг друга и взаимно развиваемся. Важнее всего, чтобы подобная дискуссия не вносила раскол в наши ряды. Вначале хотелось бы ответить по поводу некоторых замечаний, высказанных в комментариях к первой статье.

Во-первых, что касается айата: «Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (Коран, 2:170)», если вы внимательно почитаете тафсир, то обнаружите, что он касается конкретных людей, а именно язычников. Разве следует на основе этого айата отказаться от ислама, только из-за того, что ты обнаружил своих родителей и предков мусульманами?

Далее, в статье нигде не было сказано, что эти меджлисы являются ибадатом, поэтому в правило «ал-аслу фи ал-ибадат ал-хазар» они не входят. Во-первых, это просто традиция, в составе которой есть некоторые элементы ибадата. И таких новых традиций у мусульман много, например, между исламскими вузами проводятся футбольные матчи, они начинаются с чтения Корана и дуга, почему никто не объявляет это бидга? Во-вторых, в ханафитском праве есть виды хукмов: фарз, ваджиб, сунна, мустахаб, мубах, макрух танзихи, макрух тахрими и харам, если кто-либо из читателей считает эти маджлисы харамом, то он должен привести хотя бы один далиль катги ад-диляля и катги ас-субут, где бы было сказано, например: «О верующие, остерегайтесь меджлисов 3, 7, 40»? Если, кто-либо относит их к одному из видов макрух, то в данном случае, вопрос автоматически становится спорным (ихтиляф). Нет однозначных доводов в пользу запрета этой традиции, все доводы косвенные. Поэтому мы можем встретить как фетвы противников, так и фетвы сторонников. Кто открывал классические ханафитские труды по фикху знает, что внутри самого мазхаба, между Абу Ханифой и учениками были разногласия, не говоря уже о разногласиях между имамами мазхабов. Вообще, если кто-либо читал первую статью внимательно, то в конце было сказано, что хукм зависит от намерения имама.

Далее, разве в статье где-то сказано, что эти меджлисы обязательные? Кто желает, проводит, кто не желает - нет, поэтому не нужно приставать к тем, кто проводит, это свободный выбор каждого и Ислам эту свободу не ограничивает. У кого нет финансовой возможности собрать родственников, имеет право отказаться от проведения меджлиса, кто имеет такую возможность, вправе провести его. Никто никого ни к чему не обязывает, каждый сам перед Аллахом ответить за свои деяния. Но не следует забывать, что маджлисы сыграли важнейшую роль в сохранении мусульманской самобытности не только татар, но и других традиционно исламских народов. Мне лично довелось застать полтора десятилетия советского периода и быть свидетелем того, как в действительности меджлисы сыграли эту роль, в самоидентификации мусульман. Наши дедушки и бабушки застали еще более сложные времена, когда только меджлисы представляли собой Ислам. Поэтому с моей точки зрения меджлисы – это важный инструмент распространения Ислама, точно также как интернет, телевидение, радио, газеты и пр. Они занимают свою нишу в призыве.

Что касается, меджлисов после смерти кормильца, то здесь все на совести имама. Я лично знаю таких имамов, которые со всех присутствующих собирали всю розданную садаку, и после этого, полученную сумму отдавали вдове. Да еще и присутствующим объясняли, что эта семья теперь самая нуждающаяся, и что ей нужно помогать. Поэтому, не маджлисы нужно ругать, а всем нашим мусульманским джамаатом воспитывать недобросовестных имамов. Причина проблем не в меджлисах, а в конкретных людях.

Почему именно 3, 7 и 40? Не знаю, так сложилось чисто исторически, может быть какая-то мудрость и есть. Никто не говорит, что меджлис обязательно должен проводиться именно в эти дни, ни раньше, ни позже. Аллаху тааля принимает наши деяния всегда, просто такова наша традиция (урф). На работу, например многие ходят к 8 или 9 часам. Или, например, в некоторых мечетях еженедельно, в конкретный день проводятся лекции и уроки. Например, в четверг вечером или в воскресенье утром. Почему именно в этот день? Бидга? Точно так же и дни меджлисов установлены, чтобы всем было удобно собраться в конкретный день и коллективно почитать Коран, послушать вагаз, сделать дуга.

На счет того, что эта традиция пришла к нам из русского православного христианства, не согласен. Во-первых, у них поминки проводятся в день похорон, в 9 и 40 день, полгода и год, у нас на 3, 7, 40 (в некоторых регионах 51) дни и год. Разница есть? Думаю, да. Во-вторых, эта традиция наблюдается в различных регионах исламского мира, в частности Поволжье, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, в том числе и некоторых арабских странах, в частности Марокко, Алжир и даже в Индонезии. Как известно Поволжье, Индонезия и Северная Африка это три совершенно противоположных региона исламского мира. Может кто-нибудь предположит, что наши индонезийские и североафриканские братья приезжали к патриарху для обмена опытом?

Уважаемые, братья и сестры, проблема меджлисов это всего лишь одна небольшая проблема, которая находится на стыке фикха и социальных взаимоотношений. Но как видим из статей и комментариев к ним она сильно затронула каждого из нас. Но при этом, не следует забывать более важные задачи, которые стоят перед всей исламской уммой сегодня. В первую очередь проблемаединства. Единство – это не значит, что мы все с вами должны быть одинаковыми, как инкубаторные цыплята. В свое время в СССР уже была попытка сделать всех совершенно одинаковыми. Ислам – это не тоталитарно-авторитарная система, он пришел, чтобы освободить человека. И вся мудрость заключается в том, чтобы быть разными, но в то же время на первое место ставить единство, прощая друг друга во время спорных моментов, и помогая друг другу, когда наши мнения совпадают, Аллах всевышний в Коране по этому поводу сказал: «И Мы сделали одних из вас испытанием для других, [чтобы удостовериться], вытерпите ли вы [испытание]». 25:20. Поэтому давайте сообща решать более важные задачи, стоящие перед нашей уммой и не тратить силы и время на критику действий друг друга. «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь» 3:103.

Рамиль (Абдулла) АДЫГАМОВ, Биография 

Декан факультета шариатских наук РИУ (Казань)

Об Авторе: 

Адыгамов Рамиль Камилович, кандидат исторических наук, декан факультета исламских наук Российского исламского университета, член Совета улемов Республики Татарстан. 

Биография: 

Дата и место рождения: 02.04.1975, г. Алматы

В 1993 году закончил Алматинский технологический техникум легкой промышленности и бытового обслуживания. 

С 1994 по 1999 гг. обучался  в Казанском высшем мусульманском медресе «Мухаммадия», по квалификации имам-хатыйб, преподаватель арабского языка. Специальность: арабский язык и шариат. 

1999-2001 – обучение в Татарско-американском региональном институте, на факультете лингвистики. Специальность: лингвистика арабского языка. 

9 июня 2006 года – защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тема диссертации «Роль Абдрахима Утыз-Имяни в изучении социокультурных и религиозных традиций татарского общества с конца XVIII – первой трети XIX вв». 

С 2004 года научный сотрудник Института истории при АН Республики Татарстан, отдел истории общественной мысли и исламоведения, 

С 2006 года – декан факультета исламских наук исторического факультета, 

С 2010 года – член Совета улемов Республики Татарстан, 

С 2011 года имам-хатыйб казанской мечети «Энилер». 

Печатные работы: 

Адыгамов Р.К. Исламское вероучение – Казань: 2001 – 74 с. 

Адыгамов Р.К. Основы исламского права – Казань: 2003 – 123 с. 

Утыз-Имяни Г. Избранное / Утыз-Имяни Г. Сост. автор введ., перев. с араб. Р. Адыгамов – Казань: 2007 – 320 с.

Знание языков: татарский, казахский, русский, английский, арабский


Количество показов: 4529

Возврат к списку