Америку можно завоевать не оружием, а мыслью - Джевдат Саид

Америку можно завоевать не оружием, а мыслью - Джевдат Саид 24 Февраля 2011

В апрельском номере от 1998 года иранского журнала «Current Islamic Issues» («Современные проблемы ислама») было помещено интервью с исламским мыслителем Джевдатом Саидом. Хотя с того времени прошло уже более 12 лет, высказанные во время это беседы идеи не потеряли своей актуальности и сейчас. Не имея возможности привести полностью это обширное интервью, состоящее из ответов на 12 вопросов, мы ограничимся выдержками из него.

 

Интервью провел Абдульджаббар аль-Рифаи.

Джавдат Саид является ярым противником насилия. Он призывает отказаться от всякого вида оружия, а его продажу сравнивает с продажей идолов. Естественным образом возникает вопрос:  Джавдат Саид, Вы считаете, что даже в случае необходимости следует пренебрегать одним из приказов ислама – джихадом? Вы призывает к неподчинению повелению Аллаха, высказанному в аяте «И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы…» (8/60) и утверждаете, что не следует оказывать сопротивление вооруженным агрессорам?

Ответ: Уважаемый Абдульджаббар, Вы хотите меня спровоцировать своим этим самым длинным вопросом. Но Вы правы в том, что следует внести полную ясность в тему, связанную с вооружением и насилием.

Когда примерно 30 лет назад я выпустил книгу «Дорога Хабиля, сына Адама», я всего лишь хотел выразить свои мысли. Я не хотел убедить людей и по этой причине во вступительном слове и написал, что имею своей целью только высказать свои мысли, а не убеждать кого-либо. Но многие тут же стали меня обвинять в том, что я занимаюсь пропагандой. Все это показывает, как сложна эта тема. В этой теме появились на свет разные сомнения. Но уверяю Вас, Вас поразит, насколько мы несведущи в этой теме. Это похоже на то, чтобы мы веками верили во вращении Солнца вокруг Земли, а не Земли вокруг Солнца.

Для меня это является одним примером нашего невежества. Нам следует бороться с распространенными заблуждениями, которые мешают людям слышать и видеть. Этому большое значение придает и Коран: «Глухие, немые, слепые, - и они не возвращаются (к истине)» (2/18) и «Неужели он обращает богов в единого Бога? Поистине, это ведь вещь удивительная!" ... Мы не слышали про это в последней религии. Это не что иное, как создание» (38/5-7).

У нас в руке Коран, но это не приносит нам никакой пользы.

Разве вы не видите, что священные писания, которыми обладают иудеи и христиане не приносят им никакой пользы? Здесь все знания и вся информация, но нам от этого нет никакой пользы. Налицо трагическое состояние исламского мира, и это трагическое состояние должно бы стать силой, побуждающей мусульман искать истину. Что приводит мусульман к самым большим потерям? Это было отправной точкой моих исследований. Я верю, что идеи следует не прививать людям насильно, а убеждать их. 

Человек, постигнув законы мироздания, может контролировать их. Аллах говорит в Коране: «Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и увещателями» (2/213). Да, люди были одной общиной, они и сейчас одна община. Они одинаково думают, везде для подчинения себе других прибегают к физической силе. Так было в прошлом и так происходит сейчас. Слова Фирауна «Я ваш Господь» звучат и сейчас. Америка – Фираун современности – все так же повторяет эти слова.

Если сказать, что правда в силе, это значит жить по законам джунглей. Люди поклонялись силе, силе и сильным они поклоняются и сейчас. Это является источником дисгармонии в жизни человека, потому что он является ограниченной системой, обладающей способностью понимать, и по мере своего понимания контролировать свою жизнь. В таком случае, он должен управляться таким же человеком, как и он сам. Это моя точка зрения, к которой я пришел много лет назад и над которой работаю и сейчас.

Я уподобляю продажу оружия с продажей идолов для того, чтобы потрясти мусульман и немусульман.

Я хочу сказать следующее: О, сыны Адама! Вы можете жить в мире друг с другом. Вы можете перестать жить по законам джунглей. Вы должны создать законы, принципы и взгляды, чтобы жить в мире. Пока человек не станет подобным Хабилю, сыну Адама, он не сможет стать в полном смысле человеком. Но когда он сможет понять это и как можно помочь понять это мусульманам и немусульманам? Здесь мы должны обратиться к Пророку, потому что без него мы не сможем понять этой проблемы, особенно в условиях современности. Я говорю о Пророке, потому что он представляет всех пророков и все их послания. Коран по этому поводу говорит: «О пророк, Мы послали тебя свидетелем, благовестителем и увещателем, призывающим к Аллаху с Его доизволения и светильником освещающим!» (33/45-46). Религия всех пророков одна. Есть вера только в Единого Бога. Нет придания Ему сотоварищей. Что же касается поклонения, то оно меняется, будучи разным в шариате разных пророков. Что же касается взаимоотношений между людьми, то они развиваются со временем. Но никогда не следует пренебрегать принципом справедливости. В действительности, вера в единого Бога, содержит в себе принцип справедливости, потому что

несправедливость является самой отвратительной формой многобожия (ширк), и многобожие – самой страшной несправедливостью.

Если мусульманин не принимает пути Хабиля, то какой же он мусульманин? Посланник Аллаха следовал этим путем. Призывая людей к вере, он никого не принуждал и не обязывал избирать веру. Те, кто выбирал веру, подвергались издевательствам со стороны курайшитов. Неверующие делали все, что было в их силах, чтобы вернуть уверовавших к неверию. Посланник Аллаха, увидев семью одного из мусульман, подвергающуюся издевательствам, сказал: «Терпите, семейство Абу Йасира, местом нашей встречи будет Рай». Он не сказал: «Протестуйте против издевательств». Наш Пророк велел не сдаваться врагу, а оставаться верным своей религии. Коран приказывает верующим: «Разве ты не видел тех, которым сказали: "Удержите ваши руки и простаивайте молитву и давайте закят"» (4/77). В суре Корана, ниспосланной первой, верующим приказывается оставаться привязанным к поклонению и не склоняться перед грешниками, насильно навязывающими людям свои убеждения: «Видал ли ты того, кто препятствует рабу, когда молится? ... Так нет! Не подчиняйся ему, и поклонись, и приблизься!» (96/9-19). В другом аяте Аллах говорит: «И вымещали они им только за то, что они уверовали в Аллаха великого… » (85/8). Посланник Аллаха не защищал себя, и здесь мы видим, как развивался ислам, который с него начинался терпением и принятием мучений.

Изложенное нами выше не является спором одного конкретного Пророка, это общий вопрос, и в этом споре участвует много людей. Конечно, в других местах Корана рассматриваются другие единичные случаи, но тема и цель их одна. С точки зрения пророков целью является призыв людей к дороге истины. В точки зрения же людей целью является использование силы, чтобы заставить поменявших свою веру (мусульман) вернуться к неверию (куфр), гонения на них, причинение им вреда. Анализ этих сценариев помогает выяснить, каким же образом пророки побеждали. Они действительно предпочитали в равной мере, одинаковым языком, приемлемым для обеих групп, общаться с людьми на одинаковом уровне. Принципом пророков было следующее:

Мы вершим свой призыв, вы вершите свой, ни одна группа не должна обращаться к насилию и причинять вред, никого не должны изгонять.

Пусть кто хочет, уверует, кто хочет, отрицает веру: «Нет принуждения в вере» (2/256) и «…кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует» (18/29). В вере, мысли, убеждении, религии нет принуждения. В таком случае, пусть убеждение людей будет своего рода соревнованием, в котором нет насилия и давления. Но если различные группировки все же будут обращаться к таким методам, мы будет делать то же самое: «Мы будем терпеть то, чем вы нас обижаете» (14/12). Пророки явили нам общий принцип, как следует обращаться к другим людям по этому методу: нужно сделать так, чтобы насилие было неэффективным, в религии, мысли и политике не должно быть принуждения, обе группы должны обращаться только к методу убеждения. Пока в обществе не произойдут какие-либо изменения, следует использовать только мудрость, мягкое обращение и вежливые речи, вести дикуссии следует только в самой мягкой и утонченной форме. Это путь пророков, эта модель является образцом для уравновешенных людей, которые сами никогда первые не возьмутся за оружие и никогда не будут кого-либо принуждать.

Даже если другие прибегнут к насилию, мы, во имя стараний построить правильное общество, не должны в ответ прибегать к насилию или кого-либо обижать. После того, как общество придет в должное состояние, оно сможет без впадения в противоречие оберегать веру и мысли, и право защиты мысли и вероубеждения, подобно тому, как оно применяется к неверным, станет применяться и к верующим. Люди, которые ведут дискуссии в утонченной и мирной форме, имеют право стараться приобщить других людей к своим мыслям.

Сейчас многие мусульмане считают призыв к религии своей монополией, они не думают, что и другие имеют право доносить до людей свою идеологию, свои мысли. Это, следует полагать, является показателем того, что они не доверяют полностью своей вере, своему вероубеждению.

Но на деле они вынуждены и другим предоставлять право пропагандировать свои убеждения. И в действительности, несмотря на сопротивление некоторых, все так и будет. И осуществится закон Корана: «И что касается пены, то она уходит прахом, а то, что полезно людям, остается на земле» (13/17).

Таким же образом, если общество начинает разлагаться, мусульманин не может пойти иным путем, кроме как призывать людей к истине и наставлять их. Если общество внемлет его призыву, и если люди примут его религию, а таком случае то общество должно будет соблюдать право каждого на свободу слова и возражения. Те же, кто не желают вести мирную дискуссию и настаивают на применении силы, то они обратятся к закону джунглей. В таком положении все пророки избирали один путь – путь Хабиля: «Мы будем терпеть то, чем вы нас обижаете» (14/12). Таким образом, пророки выказывали пример следования принципам истинной демократии. Ошибкой современных демократий является то, что они, подобно тиранам и диктаторам, дают разрешение убивать и нападать. Но верная дорога не такова. Верная дорога – это, не оказывая ни на кого давления, развиваться в мирном русле, пока общество само не измениться.

В наши дни мусульмане не принимают принципы современной демократии и права человека. Права человека, о которых говорили пророки, не являются «правами» в очевидной форме. Это, скорее, обязанности.

Нашей обязанностью является создать правильное общество и защищать его не методом насилия, а методами убеждения и дискуссии. Те же, кто обращаются к насилию, тем самым провоцируют и других применять насилие.

В таком случае и нападающий, и подвергнутый нападению оказываются следующими закону джунглей. И оба они, как нас учат пророки, будут преданы мучениям в аду. И причиной этого является то, что оба они в качестве божества признали Силу. Это и создает препятствие для многих людей, в том числе и в понимании. Пророки, когда за отстаиваемые ими мысли подвергались оскорблениям со стороны представителей общества, не защищали себя. Поэтому и мы должны терпеть выпадающие на нашу долю лишения и призывать общество, чтобы оно стало нацией, терпеливо сносящим лишения, выпадающие на его долю по причине его веры и у мыслей. 

Еще я хочу ясно выразить свою мысль – я не отвергаю джихад.

Я всего лишь утверждаю, что понимание джихада Посланником Аллаха и хариджитов не является одним и тем же.

Сразу после эпохи праведных халифов, начиная со времен правления омейядов, весь мусульманский мир последовал в этом вопросе путем хариджитов. Если же мы вспомним, что власть, завоеванная силой, не является правильной и законной, это легко понять. Такое государство является сбившимся с пути и конфронтационным. Если общество построено правильно, то Коран так говорит о том, как следует ему поступать с желающими нарушить систему этого общества и вступающим с ним в противоречие: «И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха. А если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных!» (49/9).

Это случай, когда одна группа, придерживающаяся пути убеждения, вступает в конфликт с группой грешников. Но если в конфликт между собой вступают две группы грешников, это подобно встрече двух слепцов. В таком случае Посланник Аллаха наставляет нас избегать вставать на чью-либо сторону. В ряде хадисов Посланник Аллаха приказывает мусульманам отстраняться от споров, ведущих хаотичным образом. В одном хадисе мусульманину рекомендуется в таких случаях оставаться дома. Даже если кто-то из нападающих войдет в его дом, приказывается вести себя подобно Хабилю, сыну Адама: «Если ты прострешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя» (5/28). Наш Пророк даже так говорит верующим: «Если блеск меча нападающего так невыносим, что слепит его, разреши ему прикрыть глаза одеждой».

Все эти примеры показывают, что в моих высказываниях нет противоречий, я не отвергаю джихад. Мои идеи соответствуют хадисам Пророка и методам его действий. В одном хадисе говорится: «Кто владеет стадом, пусть пасет его на дальних вершинах, кто владеет землей, пусть пашет ее (чтобы остаться в стороне от смуты)». Когда один человек спросил, что же делать тому, кто не может и этого, Посланник Аллаха сказал: «Пусть остается дома и делает то, что делал Хабиль». В действительности, проблема хариджитов еще не проанализирована в полной мере. Хариджиты задались целью построить общество, основанное на насилии. Передают, будто Али сказал: «После меня не сражайтесь с хариджитами». Если это правда, то вовсе не означает, что хариджиты были правы. Но каждая группировка вправе избрать свой путь. Это истина, и до сих пор в этот вопрос не внесена ясность.

Нет, уважаемый Абдульджаббар. Я не впадаю в противоречие с Книгой Аллаха.

В исламском мире тратиться так много капиталов на вооружение, что для производителей оружия нет никакой угрозы уменьшения прибыли. 

Сказать это является моим долгом. Если это и есть то, что мы готовим для обороны своей страны, если это является ответом на призыв Аллаха: «И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага» (8/60), значит, в действительности, мы насмехаемся над аятом Аллаха, показываем врагам наше невежество и слепоту в том вопросе, как же на самом деле вершатся дела этого мира. Когда американцы были изгнаны из Ливана, у Ливана не было ни армии, ни правительства. Даже люди убивали друг друга. Но американцы и французы были изгнаны, и Израиль был вынужден отказаться от окружения Бейрута. Также и Сомали находились в бедственном положении, был голодным и нищим. Очень малым вооружением и неорганизованной армией он смог изгнать американцев. Япония же обрела независимость, не убив ни одного американского солдата. Эти примеры показывают, что тезис о превосходстве физической силы является всего лишь заблуждением.

Вы спрашиваете: «Вы считаете, что даже в случае необходимости следует пренебрегать одним из приказов ислама – джихадом?»? Я могу сказать, что, альхамду лиЛлах, мусульмане начали понимать, что представляют собой условия, при которых следует совершать джихад. Поэтому здесь полезно будет отметить, что Аллах, говоря об отсутствии принуждения в вере, приводит категоричные нормы (хукм) джихада, оставляя для него только узкую область. Я хочу сказать, что, согласно вышеприведенному аяту, разница в вере не является причиной для нападения на другого. Между тем, некоторые вводят принуждение в веру. Истина же заключается в следующем: если человек ищет общество, в котором созрели условия для начала в нем джихада, то пусть посмотрит на мусульманский мир. В других частях света многие мусульмане подвергаются притеснениям. Но в мусульманском мире еще больше мусульман притесняются со стороны грешников, преступающих границы, т.е. тагутов.

Когда султан Абдульхамид спросил у Джамаледдина Афгани: «Почему вы не отправляетесь в Японию и не трудитесь там для распространения Ислама?», Афгани ответил: «Если мне скажут: «Возвращайся к своему народу, потому что он больше нуждается в Исламе», что я отвечу?» Это весьма точный ответ. Да, пока мы покупаем у индустриальных стран вышедшее из моды вооружение, японцы весьма успешно адаптировались к современному миру. Очевидно, насколько думают о нас продающие нам оружие. Они смотрят на нас так же, как торговец, который продает какому-то дикому племени синие бусины для амулетов.

В 60-е годы лидер Советов Хрущев сказал тогдашнему американскому президенту Никсону: «Ваши внуки будут коммунистами». Никсон ответил: «Даже если и будут, то не под действием силы, а убеждения». Это правда, потому что Америка открыта для нас и для нашей пропаганды. Там находятся открытые умы. Еще раз повторю, мы должны искать пути для обретения мусульманами свободы мысли, потому что в этом отношении мусульмане сейчас ущербны. Они не придают значения размышлениям. Мы должны найти пути достучаться до их совести и помочь им войти в мир мысли. До сих пор у нас нет людей, которые обращались бы к миру, опираясь на разум и знание. Я не могу даже найти слов, чтобы описать, насколько жалко наше положение. И мы не осмеливаемся выставить на всеобщее обозрение наши ошибки, наших идолов. Мы боимся этого. В какую же темную и глубокую яму мы попали!

Чтобы отметить, какие трудности нас ожидают на пути подъема людей на должный уровень, поведаю об одном анекдотическом случае. У меня был друг из одной из арабских стран. Он был знатоком шариата. Между нами происходили интеллектуальные диалоги. Но однажды, когда мы беседовали в мечети, он вверг меня в изумление. Он спросил у меня: «Брат, что ты думаешь о неверных, которые считают, что Земля вращается вокруг Солнца? Разве они не видят, как Солнце вращается вокруг нас?» Я был в крайней степени изумлен, но постарался держать себя под контролем и только сказал: «А ты ждал, что неверные могут придумать что-либо получше?» Я сказал это, потому что не хотел ввергать его в растерянность, объясняя круг понятий современного мира.

В «Мукаддиме» Ибн Халдуна приводится анекдот об одном государственном муже и его маленьком сыне. Этот человек был вынужден несколько лет провести в тюрьме, и сын остался вместе с ним. Его сын не видел внешнего мира, из животных знал только мышь. Однажды, рассказывая о внешнем мире, этот человек поведал сыну о лошадях. Сын естественно спросил, на что похожа лошадь. Тогда человек стал рассказывать о размерах лошади, ее голове, ушах, корпусе, хвосте и т.п. Выслушав длинное описание этого животного, ребенок спросил: «А она разве не точно такая же, как мышь?» Да, он был прав, потому что никогда раньше не видел лошадь. И мы сами часто оказываемся в безвыходном положении, и, не зная, что сказать, отвечаем на невежественный вопрос: «Да, сынок, лошадь похожа на мышь».

Здесь я могу утверждать, что Америку можно завоевать не оружием, а мыслями. В ходе дискуссии один человек спросил меня об Америке. Я сказал: «Америка говорит нам: Убеди меня и я буду твоей. Но как мы можем убедить Америку?

Должны ли мы сказать: «Посмотрите на наших лидеров! Почему вы не принимаете себе методы их управления?». Каждый может наблюдать, как, несмотря на все негативные явления, Ислам доходит до все большего количества людей. Но если у нас нет ни одной самой малой мысли относительно разрешения проблем современного мира и ни одного решения для этого, если мы занимаем в этом мире малую часть, то почему внешний мир, который предлагает решения, обратившись не к мифам и чудесам, а к знанию, должен слушать нас? Исходя из современного состояния дел, мир может заставить сдвинуться с места только тот, кто лучше владеет мыслью. Что следовало бы нам искать – это чудесную в своем здравомыслие мысль, а не силу мускул и оружие. Нам нужен тот, кто свергнул бы идолов.

Сейчас хариджиты, если видят, что они смогли заставить мусульман ступать по их дороге, спокойно спят в своих могилах. Слова иных мусульман об «условиях, подходящих для джихада», не лучше высказываний хариджитов. Для этого ли был убит Али ибн Талиб? И, кажется, что для того, чтобы уверовать, мы все еще мечтаем о  реках крови, войне, боли. Урок людям преподносит история. Но некоторые настолько глупы, что их не учит даже беда, постигшая других. Разумный человек же, наблюдая то, что выпало на долю других, извлекает уроки, но, к сожалению, большинство людей относится к первой категории. Если мы взглянем на Коран, то увидим там примеры того, как люди, не извлекая никаких уроков из истории, навлекали на себя бедствия. С другой стороны, есть народ пророка Юнуса, который смог исправиться, избежав бедствия, постигшего другие народы. Рано или поздно люди научатся извлекать уроки из горестных событий. В своей сути, уже войн в Персидском заливе уже должно бы быть достаточно, и я верю, что для получения урока не нужно будет еще третьей такой войны. Это так, потому что когда люди не учатся из истории, то появляется необходимость в еще более ужасных потрясениях. Коран так говорит по этому поводу: «Такова хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, которые были неправедны. Поистине, хватка Его мучительна, сильна!» (11/102), «Не уверуют они в него, пока не увидят наказание мучительное» (26/201).

Здесь я должен отметить, что слова таких людей, как я, никого ни к чему не принуждают. До сих мы не достаточно обсуждали названную проблему. Я не обвиняю тех, кто не может дать ответ, я обвиняю себя в первую очередь. Но умы многих мусульман развиваются для очень важных истин. Они созреют, получив урок из нашего горького опыта.

Источник: www.islamiyorum.com


Количество показов: 2855

Возврат к списку