Стефан Шрейнер. О факультете мусульманского богословия в Сараево (Босния)

Стефан Шрейнер. О факультете мусульманского богословия в Сараево (Босния) 1 Июля 2010

Факультет мусульманского богословия Сараевского Государственного Университета является единственным богословским факультетом в Европе, который функционирует в рамках государственного высшего учебного заведения и в то же время готовит мусульманские кадры.

Столица Боснии Сараево уже в XVI века стала обретать славу в качестве города, где можно получить хорошее мусульманское образование. Это качество она сохранила и до сегодняшнего дня. И это не безосновательно: медресе, число которых временами достигало 12 (в целом в Боснии их число достигало 70), превратили Сараево в центр мусульманского образования. Сейчас их эстафету принял на себя Факультет мусульманского богословия.

Факультет мусульманского богословия в Сараево не только является старейшим заведением такого рода в Европе, но и остается важным центром получения высшего исламского образования, исследований и теории.

Факультет в своем нынешнем виде был основан примерно в 1977 г. Мусульманским обществом Боснии и Герцоговины. Но если подходить к вопросу шире, то можно утверждать, что основы его были заложены еще во времена, когда Босния входила в состав Османской империи, во второй половине XV века.

Захват Габсбургами Боснии и Балкан

Хотя мусульманское образование уже с XVI века являлось неотъемлемой частью Сараево, в своем нынешнем виде Факультет мусульманского богословия является продуктом коренных изменений, произошедших в конце XIX века в Боснии в связях между политикой и религией.

Причиной этих изменений было переход страны под власть Австро-Венгрии. Именно тогда была основана «Высшая школа мусульманского богословия и шариата» ("Viša islamska šerijatskoteološka škola"). Факультет мусульманского богословия, являющийся наследником этой школы, функционирует в расположенном в исторической части Сараево особняке в андалузском стиле.

В 1878 г. в Берлине состоялся Конгресс, в котором приняли участие представители России, Англии, Австро-Венгрии и Германии. По итогам Конгресса был подписан Берлинский трактат, согласно которому монархия Габсбургов получала право на оккупацию Боснии.

Новое правительство проводило свою политику в отношении боснийских мусульман, в частности, в области модернизации системы образования.

Новая высшая школа для мусульманских богословов

Австро-венгерские власти, с одной стороны, учитывали существование традиционных средних школ – мектебов, высших – медресе, а также оставшихся со времен Османской империи светских школ – рушдийе, с другой стали создавать новые школы и учебные заведения, совмещающие в себе элементы как европейской, так и исламской системы образования.

Самыми значительными и продолжительными из этих новообразований стали высшие школы, получившие название «мактаб ан-нувваб». Эти школы были призваны готовить кадиев и других мусульманских чиновников для решения внутренних дел боснийско-мусульманской общины. Уделялось внимание тому, чтобы выпускники таких школ хорошо знали не только мусульманское, но и европейское (австро-венгерское) право.

Две гармонирующие друг с другом системы образования

Создание факультета способствовало появлению новой модели мусульманской образовательной структуры, соответствующей европейским стандартам и принципам. Достижением можно назвать и то, что в рамках этой модели удалось совместить традиционные мусульманские и современные европейские науки и системы образования на академическом уровне. Поэтому выпускники факультета являлись одновременно и мусульманскими, и европейскими интеллигентами.

Основные принципы, заложенные мусульманскими учеными и мусульманской общиной Боснии при организации «Высшей школы мусульманского богословия и шариата», доказали свою действительность и во времена Югославского королевства, пришедшего на смену власти Австро-Венгрии, и в коммунистическую эпоху.

Специфический институт в Европе

Распад Югославии и обретение Боснией-Герцоговиной независимости многое изменил. В Устав университета от 1991 г. и Министерство образования, науки и культуры Боснии признало Факультет мусульманского богословия в качестве факультета Университета, занимающегося исследованием ислама. Таким образом, начиная с 29 июня 2004 г. факультета богословия является и по форме, и по закону частью Сараевского Государственного Университета.

Факультет мусульманского богословия Сараево является единственным богословским факультетом в Европе, который функционирует в рамках государственного университета и в то же время тесно сотрудничает с мусульманской общиной.

Стараясь соответствовать традициям мусульманского общества Боснии, программа факультета была в то же время существенно расширена. Целью этого является обеспечить возможность обучения «Европейско-мусульманскому богословию», отвечающему и исламским традициям, и учитывающим политическую конъюнктуру Европы.

Исходя из этого, факультет не ограничивается изучением традиционных исламских предметов, с 1992-93-х гг. здесь ведется преподавание и исламской педагогики. Здесь готовят преподавателей религии, которые могут вести предмет «Ислам» в государственных школах.

Авторитет в Европе в исламском мире

Факультет проявляет особую тщательность при отборе кадров – здесь стараются брать на работу только обладающих должной квалификацией и знаниями специалистов, выпускников университетов Каира, Медины, Тегерана, Куала Лумпура, а также европейских университетов.

Факультет, являясь центром высшего мусульманского богословского образования в Европе, считает важным, что имеет высокий авторитет в мусульманском мире и ни один из его преподавателей до сегодняшнего дня не был обвинен в нововведении (бид’а) и изменении религии. Факультет привлекает студентов не только из Боснии-Герцоговины и соседних стран, но и со всего мира.

Если боснийские мусульмане считают себя «мостом в исламский мир для Европы», то и Факультет мусульманского богословия позиционирует себя как мост между образовательными культурами Европы и Ислама.

Важный источник интеллектуального вдохновения для Европы

К сожалению, Факультет мусульманского богословия в «Западном мире» до сих пор не привлек к себе внимания и не оценен должным образом. В связи с этим и преподаватели факультета в своем большинстве не имеют широкой известности, а их исследования не остаются неизвестными широкому кругу общественности.

Это положение следует в корне изменить. Если мы примем во внимание и споры, которые ведутся в Германии по поводу исследований ислама и попыток создания соответствующих факультетов, то очевидна актуальность этой темы. Хотя Факультет мусульманского богословия в Сараево и не является образцом, который следует в точности копировать, он, самое меньшее, может быть важным источником интеллектуального вдохновения в этой области.

Факультет демонстрирует нам, что мусульманскую теологию, как и христианскую, можно преподавать на университетском уровне. Поэтому в любом случае, он заслуживает того, чтобы его деятельность популяризировалась и была должным образом оценена.

Источник: qantara.de


Количество показов: 3829

Возврат к списку