«Развод» или «Как сохранить брак, когда настиг холод в отношениях»

«Развод» или «Как сохранить брак, когда настиг холод в отношениях» 19 Декабря 2018

Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее: «Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое» (4:19).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) давал такие же указания: «Верующему не дозволено относиться недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго» (Муслим).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто – лучший для своих жен.

«Уверовавшие, проявляющие свою веру наилучшим образом – это те, у кого мягкий нрав, а из них лучшие те, кто добры к своим женам» (Тирмизи). 

Ислам – это практическая религия и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не смогут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях? В Коране содержится несколько практических советов для супругов (мужа или жены), если один из них (муж или жена) поступает дурно.

Для мужа, жена которого своим поведением создает угрозу браку, в Коране имеется четыре типа советов, которые детально рассматриваются в следующих аятах:

«Мужья – попечители жен (своих), поскольку одним (т.е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т.е. женами) и поскольку расходуют мужья (на содержание жен) из имущества своего. Преданы женщины добродетельные (мужьям своим), и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте (сначала), (потом) избегайте их на ложе супружеском  и (,наконец,) побивайте их. Если же повинуются они вам, то не обижайте их. Воистину, возвышает Аллах, превелик. Если опасаетесь вы развода между супругами , то назначьте по представителю супружескому (как) со стороны его семьи (,так) и (со стороны) ее семьи. Если оба они пожелают помириться, то помирит их Аллах» (4:34-35) .

Сначала должны быть испробованы первые три способа. Если они не помогают, то следует обратиться за помощью к семьям. Следует заметить, что в свете вышеперечисленных аятов, физическое наказание взбунтовавшейся жены рекомендуется как временная мера и последнее средство в случаях крайней необходимости, употребляемое в надежде обуздать поступающую дурно жену. Если оно срабатывает, то мужу возбраняется продолжать «искать пути против» жены, что и выражено ясно в этом аяте. Если же это средство не срабатывает, то мужу все равно не разрешается продолжать использовать его, а требуется обратиться к семьям родственников за помощью в разрешении конфликта.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословление Аллаха) наставлял мусульманских мужчин избегать использования этих крайних мер, кроме тех случаях наказание должно быть легким и, если жена повинуется, то муж не имеет права терроризировать ее.

«Если же они совершают явную мерзость, вы можете покинуть их на постелях их и назначить им  легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им» (Тирмизи).

Далее, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) осуждает всякое несправедливое физическое наказание. Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что их мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) категорически заявил:

«Те, кто бьет жен своих не из числа лучших среди вас» (Абу Дауд).

И нужно еще помнить, что по этому поводу Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал:

«И лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший среди вас для своей семьи» (Тирмизи).

Одной женщине по имени Фатима бинт Кайс Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отсоветовал выходить замуж за человека, известного тем, что он бил своих жен: «Я пришла к Пророку и сказала: Абу аль-Джам и Муавийа ищут моей руки. Пророк сказал: «Муавийа беден, а что до Абу аль-Джама, то он бьет своих женщин» (Муслим).

Следует отметить, Талмуд разрешает применять физическое наказание по отношению к жене в качестве дисциплинарной меры. Муж не ограничивается такими особыми случаями, как «открытая мерзость». Ему разрешено бить жену, даже если она только отказывается выполнять домашнюю работу. Более того, не существует такого ограничения, как использование легкого наказания. Ему предоставляется возможность обуздывать строптивую жену бичеванием или морить голодом.

Для жены, муж которой отличается дурным поведением, создающим угрозу браку, в Коране дается следующей совет:

«И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по-доброму (возникшую неприязнь), ибо примирение (для супругов) – лучше» (4:128).

В этом случает, жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без них).  Важно отметить, что Коран не советует жене прибегать к двум мерам – отказ от ложи или применение физической силы.

Некоторые исламские теологи предлагали применение таких мер против мужа со стороны жены. Так, предлагалось сначала увещевать поступающего дурно супруга, затем запрещать ему посещать по ночам супругу и, наконец, подвергнуть его символическому побитию.

Подводя итог, следует сказать, то Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

Аллах знает лучше.

 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала


Количество показов: 2426

Возврат к списку