Соответствуют ли памятники мусульманской столицы требованиям шариата?

Соответствуют ли памятники мусульманской столицы требованиям шариата? 6 Февраля 2020

В последнее время все чаще можно увидеть установление различных памятников знаменитым личностям не только на улицах светских городов, но и в центре мусульманской интеллигенции России, в городе Казань. Отреставрированный памятник Мусы Джалиля, мемориальная доска композитору Саре Садыковой – так почему же, зная запрет религии на изображение живых существ, татары продолжают ставить множество памятников, на которых изображены люди?

Исламский портал сообщает, что в 2008 году в столице Татарстана впервые прошли такие крупные мероприятия, как Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар»; совместная выставка Лувра и Эрмитажа «Исламское искусство: от Китая до Европы»; Международная инвестиционная конференция Исламского банка развития; I Международный семинар “Исламские банки – банкинг и страхование”; Международная конференция Академии наук исламского мира “Наука и технология за устойчивое развитие в исламском мире”. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что город действительно претендует на звание мусульманской столицы. Сегодня мы решили поговорить о роли мемориалах и статуй в городе – являются ли они памятниками государственного значения или данный вид «искусства» можно назвать малым ширком?

Отталкиваясь от хадисов, мусульмане приходят к умозаключению, что в данной религии запрещено покупать, делать, устанавливать статуи  где бы то не было. Аль-Бухари передал слова Саида Ибн Абу аль-Хасана, который произнес: «Я был с Ибн Аббасом, когда к нему подошел человек и сказал: «О Ибн Аббас, я зарабатываю на жизнь своими собственными руками, ваяя эти образы!» Ибн Аббас ответил ему: «Мне не остается ничего, кроме как процитировать то, что я слышал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто ваяет образ, подвергнется божьей каре, пока не вдохнет в негo духа, но он никогда не сможет этого сделать». Видя, что человек не удовлетворился ответом, Ибн Аббас добавил: «Горе тебе, если ты ослушаешься! Лучше тебе ваять дерево и все, что не имеет души»» (Аль-Бухари). Запрещено возводить статуи, подобные идолам. В эту категорию входят ангелы, пророки, которые часто можно встретить в религиозных храмах. Обычно люди почитают их больше, чем Всевышнего: преподносят им подаяния, молятся, верят в их мощь, в то время, как они являются обычным камнем, мрамором или керамикой. 58 аят суры Аль-Анбийа гласит: Затем он разнес на куски всех идолов, кроме главного из них, чтобы они могли обратиться к нему. [[После разъяснения того, что идолы не обладают абсолютно никакой властью, Ибрахим решил на деле продемонстрировать своим соплеменникам бессилие и беспомощность их богов. А для того, чтобы убедить их в этом, он задумал хитрость. Он решил разрушить идолов, когда его соплеменники отправятся на одно из своих празднеств. И однажды, когда они оставили своих идолов без присмотра, он тайком пробрался к ним и разнес их на куски. Идолы его племени находились в одном месте, и он разрушил их всех, кроме главного из них. Этого идола он сохранил, и впоследствии Всевышний Аллах разъяснил причину такого поступка. Здесь следует обратить внимание на один важный момент. Все, что ненавистно Аллаху, нельзя охарактеризовать величественными эпитетами, если этот эпитет не связывается с определенными обстоятельствами. Именно так поступал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, когда отправлял послания к правителям языческих государств. Он называл их великими государями Персии и Византии, но не называл их просто великими людьми. Вот почему Аллах не назвал идола главным, а нарек его главным из идолов. Мусульмане должны обращать внимание на эти тонкости и не должны возвеличивать тех, кого унизил Аллах. Однако разрешается называть их великими в глазах тех, кто их возвеличивает. Затем Всевышний Аллах поведал о том, что Ибрахим не тронул одного из идолов для того, чтобы предложить своим соплеменникам обратиться к нему за помощью и убедить их в правдивости своих доводов. Он хотел, чтобы они согласились с ним, и опасался того, что они отвернутся от него.]](по толкованию ас-Саади).

Муаз ибн Амр ибн аль-Джамух и Муаз ибн Джабал (да будет Аллах доволен ими обоими) – двое юношей, приняли Ислам, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину. По ночам они стали крушить идолы многобожников. Они ломали их, связывали в связки и давали их в качестве дров вдовам, дабы их народ задумался. У Амра ибн Джамуха – вождя племени был идол, которому он поклонялся и умащал благовониями. А они ночью, разбивали идолу голову, обмазывали его нечистотами и бросали в мусорную яму. Амр отмывал и чистил идола, умащал благовониями и возвращая на прежнее место со словами: «Клянусь Аллахом, если бы я только знал, кто сделал это, то осрамил бы его на всю жизнь!» На следующую ночь юноши вновь приходили к ( идолу) Манат и совершали то же самое, что и накануне. Начав утром поиски, Амр обнаруживал идола опять в выгребной яме, перепачканным нечистотами. Взяв его, он отмывал идола, умащал благовониями и ставил на прежнее место. Каждую ночь юноши продолжали проделывать то же самое, пока Амру это не надоело. Придя к идолу как-то перед сном, он взял свой меч, повесил ему на шею и сказал: «О Манат! Клянусь Аллахом, я не знаю, кто проделывает это всё с тобой. Но если ты на самом деле божество, то избавь же себя сам от зла. Вот тебе меч для этого». Затем Амр отправился спать. Убедившись, что шейх крепко спит, юноши прокрались к идолу, сняли с него меч и вынесли идола Манат на улицу. Там они верёвкой привязали идола к мёртвой собаке и бросили его в колодец, куда стекали нечистоты. Проснувшись и не найдя идола на месте, шейх начал поиски и обнаружил его брошенным лицом вниз в колодец вместе с привязанной к нему мёртвой собакой, а меч оказался украденным. На этот раз Амр не стал доставать идола из ямы, а оставил его там. При этом он сказал: «Если бы ты был божеством, то не оказался бы в помойной яме, привязанным к мёртвой собаке». А в скором времени Амр принял религию Аллаха и был убит в битве при Ухуде (да будет доволен им Аллах и сделает рай Фирдаус его пристанищем), (Ибн- Касир). Также, то, что «сотворено» вами сегодня, может дойти до следующих поколений, которые посчитают это неким божеством, а быть ответственным за будущее и предотвратить этого вы не сможете.

Исходя из данных историй, вытекает строгий запрет на статуи (идолы). Перейдем от эпохи затуманивающего разум язычества к дням коммунистического общества. Если раньше люди наглядно и открыто преклонялись перед «божествами», то во времена октябрьской революции происходило «неосознанное поклонение» перед вождем, который приказал воздвигнуть себе множество памятников. Если на конец 1980-ых их было более 14 тысяч, то на сегодняшний день сохранилось больше 8 с половиной тысяч статуй Владимиру Ленину. Одним из опаснейших грехов в Коране считается высокомерие, ведь именно из-за него иблис отказался преклониться пред Адамом. «Все ангелы без исключения пали ниц, кроме Иблиса, который возгордился и стал одним из неверующих. Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (Сура «Сад», аяты 73-76). К тому же, возводить образ человека, призывающего к атеизму, воспроизведшего «новую религию», такую, как коммунизм, в статую – безоговорочно не допускается в Исламе.

Человек может быть верующим, одновременно создавая скульптуры, однако Всевышний точно указал на то, что в Судный День, художник или скульптор будет мучиться, пока не вдохнет душу в когда-то нарисованное «живое произведение» искусства (чего он в конечном итоге не сможет сделать). «Воистину, те, кто изображает, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: «Оживите то, что вы творили» (аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]).

Как относятся к данному вопросы другие религиозные конфессии? Мы знакомы с христианством, где люди почитают иконы, скульптуры святых и многие из верующих носят нашейный крест в виде человека, распятого непосредственно на самом кресте. Однако иудеи подходят иначе к данной проблеме. Заповедь Декалога сообщает: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Некоторый период верующие придерживались строго вышеприведенной заповеди, однако позже специалисты по древним изображениям разъясняют, что изображения людей и животных в синагогальном убранстве и манускриптах появляются в общинах, члены которых религиозно образованы и неподвластны влиянию чуждых Торе служений. Так, Мудрецы эпохи Мишны и становления Талмуда не опасаются разрешать мастерам создавать полноценные рисованные изображения людей и ангелов. Талмуд в лице раби Абае и в нескольких барайтах понимает второе из десяти Речений как запрет изображать ради поклонения (Шмот 20, 4-5). Несмотря на последний трактат специалистов, некоторые ортодоксальные евреи редко размещают статуэтки или картины в своих домах. Чаще всего декором для синагог служили не монументы и изображения, а орнаментальные росписи стен и предметы синагогального обихода. Нынешняя ситуация евреев с изображениями обстоит также, как и ситуация с мусульманами. Ортодоксальные иудеи схожи с мусульманами, строго соблюдающими правила шариата, а также есть  иудеи, которые не считают, что искусство, передающее реалистичный образ человека или животное не запрещено, как считают многие этнические мусульмане.

На свете много прекрасных творений Аллаха помимо лиц людей и животных, почему бы не освещать, не поддавать детальному разбору искусства другие объекты природы и цивилизаций? На сегодняшний день в живописной индустрии на ряду Эдуарда Мане, Ивана Айвазовского, Винсента Ван Гога, Эдварда Мунк, Энди Уорхола, Микеланджело Буонарроти нет ни одного известного художника или скульптора- мусульманина. Почему исламская живопись не достигла такого же признания, как и европейская, может быть со стороны мусульман таких попыток не было вовсе?

Что касается памятников, посвященных известным писателям, поэтам и артистам, то их роль понятна в исламе. Рассматривая город Казань на примере мусульманской столицы, стоит отметить, что ранее татары подразумевались только как мусульмане. Наши прародители были религиозными людьми, хотя и тогда было невежество в некоторых вопросах. Женщины покрывали свои тела, отличались особой скромностью, мужчины обучали детей Корану, браки заключались с правилами шариата, хозяева домов с особой почестью относились к гостям. Зная запреты религии на изображение живых существ, почему же татары построили множество памятников, на которых изображены люди? Это и Шигабутдин Марджани, и Габдулла Тукай, и Муса Джалиль, и Шурале? В честь поминания деятелей искусства, жители преподносят к ним цветы, что также не поощряется в религии.

В статье «Призывает ли ислам разрушать все статуи?»(ИА IslamNews) детально разобраны вопросы о статуях доисламского периода – стоит ли сохранять их, в то время, как «просвещенное человечество»  называет их памятниками мирового значения? В конце статьи приведен 108-ой аят суры «Аль-Анам», в котором сказано: «Не поносите тех, кого они призывают помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из вражды без всякого знания. Так разукрасили Мы всякому народу его дело! Потом к Господу их будет их возвращение, и возвестит Он им то, что они делали». В комментарии ас-Саади к этому аяту говорится: «…Аллах запретил оскорблять языческих богов, потому что язычники яростно защищают свою религию и отстаивают свои воззрения и потому что каждому народу его деяния кажутся правильными и прекрасными. Многобожники считают себя правыми и ни перед чем не остановятся для того, чтобы защитить свои взгляды. И если мусульмане станут оскорблять их богов, то в ответ они могут оскорбить Аллаха, Господа миров, почтением к Которому преисполнены сердца как праведников, так и грешников. Когда же наступит День воскресения, все творения вернутся к Аллаху и предстанут перед Ним вместе со своими деяниями, и тогда Он поведает им о том добре и зле, которое они совершили. Этот прекрасный аят является основанием для религиозного правила, согласно которому все поступки определяются последствиями, к которым они могут привести. И если дозволенный поступок может привести к дурным последствиям, то он становится запрещенным». Поэтому, мусульманам города Казань стоит задуматься о следующих проектах построек статуй, которое не приветствуется в исламе и расставить приоритеты между дуньей и следующей, вечной жизнью, где каждый человек будет отвечать за свои деяния.  Казань- многонациональный город с разными конфессиями, поэтому идет общая тенденция европеизации. Несмотря на это, татарам не стоит забывать о религии своих отцов, ведь это многовековое культурное наследие.

Поговорим о музеях современного искусства. Они не используют статуи реальных людей, ведь человечество уже перешло от осознания образа человека напрямую как его тело и лицо- теперь человеку творческому свойственно заглядывать гораздо глубже, стараться видеть душу в ее абстрактном состоянии. Такое искусство разрешено в религии, поэтому братьям и сестрам мусульманкам, желающим оставить свой след в мировой истории культуры и искусства человечества, стоит обратить внимание на авангардизм, инсталляции или на поп- арт. Изображение морей, природы, урбанистичных видов городов во всех их реалистичных прикрасах также мало освещены со стороны художников- мусульман. Скульптуру на сегодняшний лад можно заменить инсталляциями, в которых каждый зритель видит свою, уникальную проблему.

Стремление рисовать и лепить является естественной потребностью, доставшейся нам от предков, которые изображали настенные «шедевры» или ваяли глиняные или другие изваяние, с целью оставить о себе память или же «защитить себя от злых духов», однако мир развивается, и наше сознание ушло далеко вперед- Всевышний дал нам больше информаций того, что следует делать и чего следует остерегаться. Также, исламская живопись и скульптура не должны останавливаться на уже открытых подвидах искусства, таких как каллиграфия. Мусульманин должен саморазвиваться каждый день и раскрывать свои таланты в полной и разрешенной шариатом мере. Хадис Пророка (с.г.в.) сообщает: «Земная жизнь приятная и благоухающая. И Аллах оставил вас наместниками на ней и смотрит, как вы поступите. Поистине, сыны Исраиля, когда им были предоставлены все блага земной жизни, соблазнились украшениями, женщинами, благовониями и одеждами и заблудились» (Муслим, ан-Насаи). Давайте же будем из тех, кто сумеет обратить блага Аллаха в дозволенное и полезное искусство.

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Количество показов: 531

Возврат к списку