Летние каникулы в деревне Ташсу

Летние каникулы в деревне Ташсу 3 Марта 2021

Сегодня первый день моих летних каникул. Утро началось со сборов: бабушка суетливо с самого рассвета собирает сумки и внимательно проверяет все ли взяла с собой, дедушка тем временем подготавливает свои снасти для рыбалки, а я кручусь под ногами, пытаясь найти свои вещи и выбрать среди них, как сказала бабушка: «Только самое необходимое!».

Я люблю проводить время в дороге. Мне нравиться путешествовать, смотреть на пролетающие мимо дома, леса и поля, погружаясь в свои мысли. Жаль, что в этот раз наш путь займет меньше часа. Мы едем в деревню Ташсу, которая находится в Высокогорском районе, в верховье р. Саинка, в 30 км к северо-западу от железнодорожной станции Высокая Гора. Население в основном коренные татары со своей историей и даже традициями. Каждый раз вспоминая о ней, я слышу голоса домашних животных, тишину, которую так трудно уловить ночью в городе,  вижу плавную речку, сырой туман на рассвете, росу на резиновых сапогах и зеленые луга.

Каждый год мы уезжаем в деревню с бабушкой и дедушкой на все лето подальше от городской суеты к бескрайним полям и просторам. В этой деревне родился и вырос мой дедушка, но позже переехал в Казань и женился на моей бабушке.

Когда все вещи собраны и в десятый раз перепроверены, мы наконец выехали из дома. Едем по трассе через Раифский монастырь, проезжаем поля с запасами сена для зимы, потом на смену полям приходят леса. По дороге я люблю открывать окно, высовывая кусочек носа и ощущая запах скошенной травы. В дороге обычно мы ведем легкие и иногда бессмысленные беседы, смеемся, строим планы на ближайшие дни, спорим, кто больше соберет ягод. Раньше я не очень любила ездить в деревню, меня угнетала деревенская размеренная и местами суровая жизнь. Казалось, что мир останавливался: никто не бежал сломя голову на работу, не ворчал в очереди в магазине, не торопился с ужином. Время шло медленнее.

«Смотрите как ловко и задорно работают деревенские жители! Сколько в них энтузиазма и мотивации! Встают с рассветом солнца и ложатся с заходом!», – вдруг воскликнула моя мама, смотря в окно и показывая на уже отдаляющихся от нас мужичков в поле. Я же больше любила рассматривать наличники и расписные ставни на окнах деревенских домов. Если присмотреться, то в узорах можно разглядеть и цветы, и завитки, и звезды, и птиц.

Прокомментировав маму, я сказала, что жителям деревни приходиться жить в таком ритме: прилагая больше физической силы и ловкости.  В городе все привыкли работать головой, сидя в офисном здании. «У нас все под рукой и не нужно прилагать усилий, чтобы в доме были продукты и прочие блага цивилизации», – добавила я.

А ведь и вправду, в наших многоквартирных домах есть все необходимое для жизни: не нужно бежать на колонку за водой, стирать руками, колоть дрова, сажать рассаду и все лето ухаживать за огородом. К тому же в деревне сложно найти работу, не всем дано заниматься сельским хозяйством. Поэтому сейчас тенденция такова, что многие деревни вымирают. Каждый год множится число заброшенных деревень и сел, жители которых массово переезжают в города — где есть хоть какая-то работа и инфраструктура. Молодежь уезжает, остаются же, в основном, люди среднего и пожилого возраста, которым уже поздно что-то кардинально менять в своей жизни, и у которых нет ни денег, ни сил на переезд в город. Молодое поколение в 80% просто оставляют своих родных и близких, не осознавая, что родителям со временем становиться сложно работать, устраивать быт и вести хозяйство.

В машине резко стало тихо. Все начали размышлять о чем-то своем. Бабушка иногда комментировала происходящее за окном, дедушка же всегда старался оставаться в сторонке и не вступать в диалог. Он, наверное, самый молчаливый и скромный в нашей семье. Бабушка, напротив, любила долгие разговоры и душевные беседы особенно на родном языке. Она с детства прививала мне любовь к родной татарской культуре: читала мне сказки, пела со мной смешные детские песни, рассказывала про традиции татарского народа.

И вот мы уже на финишной прямой, осталось завернуть направо и мы окажемся в деревне Ташсу. У меня тут же дыхание перехватило! Столько воспоминаний сразу перед глазами: друзья, с которыми я не виделась год, наш дом, который, несмотря на старый вид, до сих пор встречает нас с теплом и уютом.


20210303_154441.jpg


Издалека виднеется мечеть на возвышенности. Маленькие соседские домики с покосившимися крышами будто склонили перед нами шляпы и гостеприимно приглашают в гости. Ничего не поменялось, все на своем месте.

Выгружаемся. Бабушка тут же побежала открывать дом и подметать крыльцо. Командным голосом она поручила всем как можно скорее занести вещи и начать уборку. «До захода солнца нам нужно помыть везде полы, протереть пыль и приготовить ужин. Не копошитесь!», – достаточно громко сказала она.

В доме при входе стоит старенькая печь, которая отапливается не дровами, а газом. На окнах висит тюль с татарским орнаментом в виде тюльпана. На полу деревянные массивные доски, окрашенные в коричневую краску. Конечно, в деревенском доме сложно без удобств и интернета. Я с трудом свыкаюсь с мыслью, что все лето придётся провести без связи. Сейчас бы это назвали «Цифровой детокс».

Первый день прошел быстро. Мы успели устать и с радостью разместились на кроватях, чтобы расслабиться. За окном были слышны стрекотание кузнечиков, уханье сов и глухой лай собак, которые, возможно, переговаривались межу собой, делясь новостями.

Утром я проснулась из-за громких звуков. Крики петухов подняли всю семью. День был солнечный и теплый, поэтому было решено отправиться завтракать на веранду. После плотной трапезы я быстро собрала свои игрушки и ускользнула к друзьям. Мы не виделись ровно год: «Интересно, – подумала я, – а они сильно изменились?». Я бежала по улице, предвкушая как сегодня мы проведем время вместе. Собравшись у старого дерева на берегу речки, где мы обычно делились друг с другом секретами и тайнами, мы начали вспоминать, как играли в прошлом году, ходили купаться, наперегонки соревновались, кто больше соберет только поспевшую землянику и как ходили в мечеть, слушать старого, но мудрого хазрата  об исламе.

В каждой татарской деревне есть мечеть. Она особенно привлекательна для юных  мусульман, которые приехали погостить к бабушке и дедушке. Здесь не было правил, здесь было все по-домашнему: мы вместе пили чай после долгих прогулок, докучали хазрата рассказать интересные истории о Пророках и добрых делах, играли во дворе в теннис и догонялки. Деревенский народ очень простой. Здесь в норме вещей заглянуть в гости, посидеть на лавочке у дома соседки. Все живут дружно, помогают и поддерживают друг друга. Очень гостеприимные, открытые и веселые.


unnamed p1s.jpg


Следующий день я провела с бабушкой в огороде. Она копошилась в земле, не обращая на меня внимания,  и что-то бормотала про себя. «Ты что, разговариваешь с цветами?», – удивлённо спросила я. Бабушка ответила: «Да. Они так лучше будут расти».  В этот момент, мне показалось, что я узнала некую тайну. Мне было интересно играть в такую «игру». «Теперь я тоже буду так делать!», – гордо добавила я.

Под вечер мы собрали душистые травы и заварили вкусный чай. После ужина за окном поднялся сильный ветер и никто из нас не решился выйти на улицу. Тут то я обрадовалась. «Бабушка, я взяла с собой настольные игры!», ­– звонко сказала я. Вечер прошел в кругу семьи.

Деревенская жизнь, это особое время побыть один на один с собой или с родными, не избегать общения, скрываясь в социальных сетях, а беседовать в живую. В городе мы бы сейчас занимались своими делами: дедушка смотрел бы телевизор, бабушка читала книгу, мама смотрела фильмы через ноутбук, а я до поздней ночи переписывалась с друзьями. Но мы здесь. Играем, смеемся, где-то спорим, зато вместе!


 

 АХМЕТЗЯНОВА Карина, специально для Исламского портала


Количество показов: 1260

Возврат к списку