Ният. Как правильно выстраивать намерение, и что оно значит для мусульман

Ният. Как правильно выстраивать намерение, и что оно значит для мусульман 28 Сентября 2018

Слово "ният" (намерение) по словарю означает намереваться, решаться на что-либо. В шариате оно обозначает вознамериться на что-либо, связав его с последующим действием. В Исламе намерение необходимо при каждом деянии.

Все зависит от намерения. Деяния могут быть одинаковыми, но в зависимости от намерения они могут давать разные результаты.

Например, человек сидит в мечети. Если он намерился просто отдохнуть, то это будет обычным действием. Он отдохнет, но награды (саваб) за это не получит. Но если он будет сидеть в мечети с намерением совершить иътикаф (пребывание в мечети для поклонения Аллаху, отчуждаясь от мирских дел), то это является поклонением. Если он делает это, стремясь подражать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) потому что это его сунна, его пребывание в мечети превратится в настоящее поклонение. За это получит большие воздаяния.

По шариату, если человек работает с намерением: "Наша религия предписала мне (ваджиб) обеспечивать свою семью дозволенным путем, я заработаю дозволенным путем (халал) и прокормлю семью", то он получит награду от Аллаха. Человек и с другими намерениями может достигнуть своей цели, но не достигнет награды и воздаяния.

Это правило можно применить в жизни человека абсолютно ко всему. Соблюдая это золотое правило, можно превратить в поклонении каждую минуту человеческой жизни, даже его сон. Есть хадисы, которые гласят, что человек, который после ночного намаза лег спать с омовением, а затем встал и совершил новое омовение для предрассветного намаза, получит столько воздаяний, сколько получит тот, кто всю ночь не прерывно совершал поклонение.

Если человек ведет праведную жизнь, ест и пьет, с намерением прожить согласно предписаниям Аллаха, то и это будет поклонением.

Поэтому мы говорим, что Ислам не делит жизнь человека на религиозную и мирскую жизни. Это проявление смысла слов Аллаха: "И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне".

Благим намерением, стремлением держаться пути чистоты и дозволенного по указаниям шариата человек может легко превратить в поклонение Аллаху каждый миг своей жизни, каждое свое действие, ибо Ислам имеет предписания по каждому случаю человеческой жизни.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)  упоминает о нескольких благих деяниях, которые должны выполнять мусульмане, а также о наградах, воздаваемых мусульманам, совершившим эти деяния. Этим он призывает свою умму - нас с вами - к совершению таких деяний.

1. "Кто устранит от правоверного одну из тягот этого мира, в Судный день Аллах устранит одну из его тягот".

В этом благословенном изречении Пророка (мир ему и благословение Аллаха)  содержится призыв к каждому уверовавшему оказывать помощь в устранении трудностей, выпавших на долю другого верующего.

Настоящий мусульманин - человек, заботящийся о загробном мире, будет следовать этому хадису, будет стараться устранить трудности, выпавшие на плечи своего собрата. Этим он устранит одну свою тяготу в Судный день. Получается, что он действовал не для кого-то, а для себя. Поэтому он не должен требовать за это благодарения от своего собрата, на кого выпали трудности, а должен благодарить его, говоря: "О брат мой, да воздаст тебе Аллах, по твоей причине я избавился от одной тяжести Судного дня".

2. "Кто облегчит дело бедняка, Аллах облегчит его дела и в этом, и в загробном мирах".

В этом мире постоянно встречаются люди, живущие в трудном положении - бедности. Таким создан мир. И в мусульманском обществе встречаются те, которые находятся в тяжелом положении, нищете и безысходности. В хадисе ясно излагается, как должны относиться к таким лицам остальные мусульмане.

Каждый мусульманин должен стремиться облегчить тяжесть своего собрата, живущего в бедноте. Если он испытывает трудности в одежде, то нужно купить ему одежду. Если испытывает трудности в пропитании, то нужно обеспечить его пропитание. За помощь, оказанную верующему в трудном положении, Аллах облегчит его дела как в этом, так и в загробном мирах.

3. "Кто скроет недостаток мусульманина, Аллах скроет его недостаток как в этом, так и в загробном мирах".

Человек, скрывший недостаток другого, на самом деле скроет свой недостаток. За этот поступок Всевышний Аллах скроет его недостаток как в этой, так и в загробной жизни.

4. "Пока раб божий помогает своему собрату, то и Аллах будет помогать ему".

Это означает, что если ты поможешь другому, Аллах поможет тебе. Сильным является то общество, в котором люди живут, постоянно помогая друг другу. Потому как взаимная помощь улучшает взаимоотношения людей, превратит их в друзей, собратьев, научит устранять различные трудности вместе, совместными усилиями, сообща. Поэтому Ислам всегда призывает мусульман к взаимопомощи. Мусульманину, помогавшему своему собрату, обещается помощь в несколько раз больше.

5. "Если кто взойдет на путь поиска знаний, Аллах облегчит ему путь в Рай".

Поиск знаний - это начало становления на пути в рай. Человек, идущий по пути знания, в конце наткнется на ворота рая, иншааллах! Это означает, что если мусульманин приложит усилия к знаниям, полезным для себя, для общества, для человечества, считая это велением Аллаха, требованием Ислама, то он встанет на путь, ведущий в рай. Всевышний Аллах облегчит ему путь в рай.

 

Как правильно выстраивать намерение? Что оно значит для мусульманина, и как неверный ният может изменить жизнь человека?

Имам-хатыйб Апанаевской мечети, преподаватель КИУ Нияз хазрат Сабиров:

– Всем известен хадис: «Дела оцениваются по намерениям» (Бухари, Муслим), поэтому очень важно, чтобы намерение было правильным, искренним.

Если намерение будет правильным, то человек,  даже если не выполнил какой-либо  поступок, который он вознамерился сделать,  все равно получит награду. А если же он выполнил этот поступок, то получит не одну, а больше наград.

Чтобы  человек выстраивал правильное намерение, ему необходимо получать знания. Намерения связаны со  знаниями.

Всегда нужно обращать внимание на состояние сердца, на то, ради чего выполняется какое-либо действие. Из этого следует, что всегда нужно, перед тем, как сделать какой-либо поступок посмотреть, какое у тебя намерение.

Если ты почувствовал, что это намерение не совпадает с тем, что ты в действительности хочешь, то надо его исправить.

Если ты хочешь совершить дело для того, чтобы тебя увидели,  похвалили, то нужно исправить себя. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я боюсь, что вы будете совершать маленький ширк».  «А что же такое маленький ширк?» –  спросили сахабы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это риа (дела напоказ)» (Имам Ахмад, Бейхаки).

Из-за неправильного намерения даже хорошее деяние Всевышний может не принять, поэтому, чтобы наши поступки принимались, и мы получали награду и пользу от этого дела, важно соблюсти два условия: первое – искренний ният и второе – соответствие Корану и сунне.

Человеку свойственно ошибаться, он может сначала иметь неправильное намерение, но потом изменить его. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  говорил:  «Каждый из людей ошибается, но наилучший из них тот, кто старается исправлять свои ошибки» (Суютый). «Аллах не смотрит на вашу одежду и материальное состояние, он смотрит на ваши сердца и поступки» (Табарани).

 

Эльвира Маликова, специально для Исламского портала

 

 

 


Количество показов: 14173

Возврат к списку