Закир Нуруллин – человек с большой буквы

Закир Нуруллин – человек с большой буквы 26 Февраля 2020

Есть такие люди, которые своим нуром, неиссякаемой энергией и положительными эмоциями заряжают всех вокруг. Стоит только пару минут пообщаться, или просто увидеть, послушать такого человека, и ты улыбаешься, все твои трудности и проблемы уже не кажутся какими-то тяжелыми. Таким является Закир-хазрат Нуруллин - человек с большой буквы, как сказала о нем одна из его учениц.

С Закир-хазратом договорились о встрече в мечети «Рамазан», где он является помощником имама, а также преподавателем основ ислама и арабского языка. Но встретиться сразу не получилось, так как день хазрата расписан по минутам. То он на лыжах участвует в соревновании с прихожанами мечетей Московского и Кировского мухтасибатов. В другой день у него запланирована поездка в детский дом города Чистополя. На следующий проводит никах.

Впервые я его увидела ещё в прошлом году, когда брала интервью по поводу разводов мусульман. Ещё тогда удивилась насколько образованным, разносторонним оказался хазрат, несмотря на свой молодой возраст. Ему чуть больше 30, а у него уже три образования: исламское, психологическое и преподавателя физкультуры. И на этом не останавливается – постоянно проходит различные тренинги и семинары, много читает и слушает лекции. Отвечая на вопросы, казалось, что перед тобой умудрённый опытом человек. И думалось, а может он намного старше, просто выглядит так молодо? С ним легко в общении, нет напряженности, такое ощущение, что знаешь этого человека давно. Он открытый, доброжелательный и интересный собеседник. Не по годам мудрый, умный, начитанный, образованный, современный.

И вот наша очередная встреча спустя год. Сразу же поинтересовался делами. Будто и год не прошел вовсе, такое ощущение что совсем недавно было наше первое интервью. Передо мной все тот же улыбчивый, дружелюбный и гостеприимный хазрат. Все такой же веселый, с задором рассказывающий что-то интересное. Будто у него всегда все хорошо и нет никаких невзгод, проблем и трудностей. Напротив, сам придет к другим на помощь несмотря ни на что, даст полезный совет. Как он сказал такую шутку: «Когда летишь с моста, понимаешь, что все твои проблемы решаемы. Кроме одной – ты уже летишь с моста». Поэтому пока ты здесь, твердо стоишь на земле, не стоит сильно переживать и расстраиваться, когда какие-то тяготы и сложности, всегда можно найти выход.

Ну а теперь пришло время познакомиться с Закир-хазратом поближе и узнать, как же ему удалось стать не просто человеком, а человеком с большой буквы, ведь не каждый удостаивается таких слов.

 

Детство. «Будь человеком»

Родился Закир-хазрат в Свердловской области в маленькой татарской деревне Бишково Красноуфимского района, где каждый друг друга знает. И немудрено ведь в селе от силы насчитывается сто человек. В 2002 году по данным переписи в нем проживало 125 человек, а в 2010 - 98. В Бишково всего четыре улицы, на одной из них и прошло детство хазрата. Спустя какое-то время семья переехала в провинциальный городок Красноуфимск, где Закир-хазрат проучился до 6 класса. Но потом они снова вернулись в деревню к папиным родителям, то есть к бабушке с дедушкой. Тут будущий хазрат не только окончил школу, но и прошел первый этап своего становления.

- Мне мама всегда говорила: «Будь человеком, будь добрым», - рассказывает Закир-хазрат. - Нет все, моя хата с краю, помню, как частенько так отвечал.

- «Нет, улым, сынок, так не говори. Мы живем не одни в этом мире, есть разные люди и всех нужно уметь принимать». Эти слова моей мамы до сих пор у меня в голове, – вспоминает хазрат.

 

Путь к исламу. «А что после смерти?»

Семья хазрата была верующей, родители верили в Бога, но не соблюдали в то время. Говоря про то время, имеется ввиду 90-е годы, в которые прошло детство хазрата, когда страна только-только начала отходить от атеистических воззрений коммунизма и всяческих преследований верующих. О том, что Бог есть, Oн один, един – об этом родители всегда говорили своим детям. Бабушка хазрата была соблюдающей и изучала ислам. В детстве она постоянно учила своих внуков различным дуа.

У Закир-хазрата всегда были вопросы, связанные со смертью. Однажды, когда он чистил снег во дворе, спросил у мамы:

- Что происходит с человеком после смерти?

- Как такие вопросы тебе приходят в голову, улым? Ты же еще молодой, - удивленно ответила мама.

- Мне просто интересно. Вот у нас соседи умирают, бабушки, дедушки, куда они уходят, что с ними происходят? - не унимался Закир-хазрат.

- Это был класс седьмой-восьмой, - вспоминает хазрат. - Мама дать ответ тогда не смогла и посоветовала с этим вопросом сходить в мечеть, которая только открылась в деревне. Как раз в это время к нам в школу приехал новый учитель – Нияз абы. Он открыл кружки по шахматам и арабскому языку. И я начинаю ходить на арабский. В течение месяца научился читать и писать по-арабски.

Бабушка с папиной стороны Закир-хазрата была очень набожная. К ней приезжали со всего района с вопросами по религии, почитать дуа, посоветоваться в том или ином деле. Ее младшая дочь – Амина апа, когда приезжала в гости к своим родственникам, увидела, что мальчик научился арабскому языку. В один из своих приездов она подозвала его к себе.

- Улым, я смотрю, ты научился читать по-арабски. СубханАллах! У меня для тебя есть подарок, - сказала Амина-апа и вручила мальчику старинный Коран. Одна половина была на арабском, а другая - перевод Саблукова на русский, сделанный еще при Петре I.

Мальчик очень обрадовался такому подарку и поставил себе цель каждый день прочитывать по пять-семь страниц Корана. Читая его, уже примерно на четвертой-пятой странице он находит ответ на тот свой вопрос что же происходит с человеком, когда умирает. «Я создал его (Адама) из земли, в землю его и верну», - говорит Всевышний в Коране.

В этот момент у Закира что-то щелкнуло в голове - пришло понимание, что действительно, человек живет, умирает, попадает в могилу, а потом превращается в прах, то есть в землю. Он начинает задумываться над этим и решает пойти к бабаям в мечеть пообсуждать на эту тему. В мечети тогда работал Муслим-хазрат, который стал впоследствии духовным наставником Закира.

- Он меня тогда принял в мечети, - вспоминает Закир-хазрат. - Посоветовал сменить мое имя, которое по паспорту было Замир. Так я стал Закиром, что означает поминающий Всевышнего, делающий зикр.

Они много беседовали о Всевышнем. Муслим-хазрат был очень мудрым, и постепенно, без напора и давления направлял своего ученика к соблюдению законов ислама. Каждую пятницу Закир стал ходить на Джума-намаз в мечеть.

- Муслим-хазрат давал учить разные дуа, суры для намаза. Когда я выучивал, то сдавал их, - рассказывает хазрат свои первые шаги к молитве. - Тогда еще лето было, пора сенокоса, а мне нужно и папе помогать по хозяйству, и суры заучивать, чтобы хазрату сдать. В кармане Коран, а сам сено кошу - этот момент до сих пор перед глазами, - с особым трепетом говорит хазрат о своем воспоминании.

Так потихоньку Закир-хазрат научился совершать намаз. Когда были зимние каникулы, Муслим-хазрат посоветовал начать читать пятикратную молитву каждый день. Закир-хазрату понравилось совершать ежедневные молитвы, он уже привык и не хотел оставлять их во время учебы. Родители тогда очень поддерживали своего сына и, положившись, на Аллаха и по Его милости с тех пор Закир-хазрат стал совершать намаз постоянно.

 7ziv30xf3qI.jpg

Мечта

В детстве у Закир-хазрата была мечта стать учителем.

- У нас был сосед Руслан, мы его звали Цветным, так как у него два разных по цвету глаза, - рассказывает хазрат, улыбаясь. - Он тогда учился в педагогическом училище, где работала моя мама. Его любила вся деревня, он был очень общительным и красиво рисовал. И я мечтал стать учителем трудов и рисования. А когда научился арабскому, то поставил себе цель стать хазратом. Уже после 10 класса я принял решение, что поеду учиться в медресе, получать религиозное образование.

Так, после окончания школы будущий хазрат поехал в Казань и поступил в Мухаммадию.


Медресе. «Знания – это ответственность, если вы их получили, то нужно передавать дальше»

Первый год в медресе пролетел незаметно. Закиру так нравилось учиться, что он полностью был поглощен учебой и религиозной практикой. 

- Я помню, что в то время сильно отстранился от своих друзей, - вспоминает хазрат. - Но после 1 курса медресе, получив знания, я понял, что наоборот, не надо закрываться от общества. У меня тогда случился переворот в моем сознании. До этого я думал, что надо заниматься только своими делами, учебой, в мечеть ходить, намаз постоянно совершать. Но моим друзьям нравилось, когда я рассказывал истории пророков, что-нибудь по религии. Они постоянно звали меня гулять. Летом мы с друзьями часто ходили в походы с палатками. И собираясь все вместе вокруг костра, я рассказывал разные истории и хадисы. До сих пор многие из них спрашивают те или иные дуа, или о том, когда я приеду в родные края, так как надо имя дать ребенку.  

Некоторые планируют свои мероприятия, специально к приезду хазрата, чтобы он там поучаствовал. И ему это очень приятно, что ребята тянутся.

- Это благодаря тому, что я не отстранился тогда от друзей, а наоборот старался быть в их кругу. В медресе нас учили: знания – это ответственность, если вы их получили, то нужно передавать дальше.

Хазрат с первых дней обучения в «Мухаммадие» и до сих пор действует этому правилу. Уже в первый месяц учебы студенты изучили такую науку как таджвид (прим. авт.: правила чтения Корана). И Закир-хазрату этот предмет дался очень легко, по сравнению с другими студентами. Его однокурсники никак не могли понять все эти правила. Поэтому он решил всех собрать и помочь им.

- И так начал я с ними заниматься.  Вот после этих шести букв читаем нун ясно – это правило изхар. До сих пор помню этот момент, как я объяснял, – смеется хазрат, вспоминая свои первые учительские шаги, будучи студентом. 

Учась, в медресе он параллельно преподавал в мечетях, от имени муфтията проводили различные мероприятия для детских домов, наркодиспансеров. Во время каникул Закир-хазрат ездил домой на Урал. И там продолжалась его практика. В школе, где он раньше учился организовали мусульманский лагерь и его часто приглашали в качестве помощника на такие мероприятия.

- Помню, постоянно у папы отпрашивался, так как в деревне всегда какие-нибудь дела - то сенокос, то дрова, то огород.  

 – Ах, тыы … от работы убегаешь, – смеется хазрат, вспоминая слова отца. Но будущий устаз не отлынивал от домашних дел. После занятий в лагере, сразу бежал помогать отцу по хозяйству.

Так прошло пять лет.  

 

Мы теперь солдаты. «Будь человеком»

После окончания медресе Закир-хазрата призвали в армию. Полгода он прослужил в Челябинской области, в городе Чебаркуль. Потом отправили в Таджикистан, в Душанбе. Перед тем как пойти в армию, хазрат советовался с друзьями и братьями, которые уже отслужили, спрашивал какие задачи стоят перед солдатом. «Будь человеком, - как лейтмотив звучат эти слова в жизни хазрата. - Не наглей сильно, но и не давай себя в обиду», - сказал ему тогда брат Ильшат.

- К этому для себя добавил то, что я мусульманин и представляю ислам. Я верю в Бога и, если при этом что-то не выполняю из приказов командира, или обманываю кого-то, ворую, предаю, мне перед Всевышним будет неудобно. Для меня это были фундаментальными принципами. И постоянно себе о них напоминаю, так как мозг иногда пытается найти причину, чтобы отменить то, что я пообещал, - делится своими мыслями хазрат.

В армии Закир-хазрату очень нравилось. Здесь он получил большой жизненный опыт. Хазрат даже на службе умудрился продолжить свою религиозную практику и деятельность. Преподавал арабский ребятам-татарам, совершал пятикратные молитвы.

- Когда я поступил на службу, то сразу взял инициативу в свои руки. При знакомстве с командиром роты, сказал, что окончил медресе «Мухаммадия», я мусульманин, читаю намаз. Мне необходимо выполнять молитву, - удивляясь самому себе, своей смелости на тот момент, рассказывает хазрат.

 И новобранцу дали эту возможность. В любое время он мог пойти совершить молитву. Но как признается Закир-хазрат не обошлось и без трудностей.

- В армии было тяжело с питанием, где-то приходилось закрывать глаза на некоторые вещи. Не мог же я запустить забастовку и говорить «подавайте мне только халяль», - смеется хазрат, вспоминая нелегкие армейские будни. - Старался просить двойную порцию яиц, сыра, масла. Ребята на кухне были с Азии – таджики и узбеки, они уже знали меня и не клали мясо, сало. Спасало еще то, что часто давали рыбные блюда. Таджикистан богат озерами – там много рыбы. Я столько рыбы здесь не ел, как в армии, - с улыбкой вспоминает хазрат.


«Просыпался под звуки азана…»

Таджикистан как мы знаем богат не только озерами, но и мечетями. Вокруг казармы, где служил хазрат их было пять.

- Я просыпался под звуки азана, брал тахарат, совершал намаз. Потом уже остальные просыпались, все вместе шли на зарядку. Конечно были периоды, когда не получалось вовремя совершать молитву - то дежурство, то командировки, учения. Потом уже восстанавливал как каза-намаз (прим. авт.:  возмещение пропущенной молитвы).

Одно время Закир-хазрат совершал намаз на картонке или газетах, так как не было больше ничего подходящего. И однажды командир, он был татарином из Оренбурга, увидел это и вызвал к себе.

 – Рядовой Нуруллин, ты чего на картонках читаешь? Возьми ножницы, зайди в ту комнату, там есть ненужный палас, отрежь себе, помой его и читай нормально, – отругал командир солдата.

- Так точно, командир, - ответил рядовой Нуруллин. Сходил, вырезал сколько надо, постирал, просушил и стал совершать молитву на этом коврике. А чуть позже друзья из Таджикистана привезли длинный халат, как у хазратов, намазлык, тюбетейку, и подарили своему сослуживцу.

- В армии я часто собирал солдат и делал напоминания. А один из сослуживцев, он христианин, очень интересовался исламом. Когда мы заступали на караул или КПП, пока три часа стояли на посту, беседовали на эту тему, так как у него было много вопросов по исламу. Сейчас до сих пор общаемся, переписываемся. Он сам из Пензы, но часто приезжает в Казань на соревнования и там мы видимся. Это очень важно – поддерживать отношения. Ислам распространялся не мечом, как часто нам говорят, а примером. Ученые в своих книгах пишут, что первые сахабы, которые ушли за границы Саудовской Аравии призывали к исламу своим примером – достойным поведением, честной торговлей, благими словами, опрятным видом. И люди начинали интересоваться откуда этот человек, кто он такой, - рассказывает хазрат о правильном призыве.

В армии Закир-хазрат работал и как психолог. Командир звал его, когда у ребят были семейные проблемы, например, кто-то из родителей умер. И хазрату приходилось общаться с сослуживцами, поддерживать их, помолиться, даже если тот христианин.

- Церкви там не было, и командир просил меня. «Я конечно не могу прочитать как у вас, но своими словами попросим, потому что Бог – один», -говорил я им. Словами поддержу, обниму по-братски. Армия как братство. Сейчас даже говорю и у меня мурашки по телу, - делится своими воспоминаниями Закир-хазрат.

 uZF9zcv1SfI.jpg

Набережные Челны

После армии Закир-хазрат какое-то время жил в Казани, помогал проводить летние лагеря. Потом его пригласили в Набережные Челны, где он поступил учиться на учителя физкультуры, чтобы получить и светское образование. Так как хазрат работал в лагерях и проводил для детей разные мероприятия, то ему потребовались специальные знания и навыки. 

- Для меня были важны именно детские подвижные игры. Профессиональное образование очень нужно. Хотя многие говорят, что там ничему не учат. Но если нормально учиться, посещать лекции, слушать их, задавать вопросы, можно колоссальные знания получить, - признается хазрат.

 Параллельно учебе Закир-хазрат работал в «Молодежном центре» специалистом по делам молодежи. Они проводили летние лагеря «Сэлэт», организовывали различные мероприятия, ходили в походы.

 

Бишково-Екатеринбург

Но вскоре хазрату пришлось вернуться на Урал по семейным обстоятельствам. Умерла родная сестра, у которой осталось двое маленьких детей, двух и четырех лет. Родителям и племянникам была необходима поддержка, поэтому Закир-хазрат остался в деревне. Тут он устроился в школу учителем татарского, параллельно пройдя курсы для преподавания языка. Также в это время ездил по деревням и районам, преподавал в мечетях основы ислама и арабский язык.

- Еще не приехав в деревню, меня ждали, звонили, приглашали. И я был удивлен этому, что ребята хотят, чтобы я принес пользу, - рассказывает хазрат.

Два года преподавал хазрат в деревне, но потом женился и переехал в Екатеринбург.


Лилия-ханум. «Если хочешь узнать человека получше, ты с ним попутешествуй, либо дай в долг»

С будущей женой познакомились еще подростками. Тогда никто из них даже не догадывался, что придет время и они поженятся. Когда впервые увидели друг друга, Лилие-ханум было тринадцать лет, а Закир-хазрату пятнадцать. Познакомились в деревне, где жил хазрат и куда приезжала Лилия к своей бабушке на летние каникулы.

 - Он был одноклассником моей подруги, она нас и познакомила. Я особо не обращала внимания на деревенских мальчишек, так как была городская и приезжала в деревню только на летние каникулы. Мы иногда пересекались с ним. Он изначально говорил, что я ему с первого раза приглянулась. Но я не обращала на него внимания, - делится Лилия-ханум о знакомстве с хазратом.

Когда она приезжала к своей бабушке в деревню, Закир-хазрат постоянно приносил какие-нибудь подарки, книгу, например, или платок.

- Потом я узнала, что он поступает в медресе «Мухаммадия», здесь в Казани. И у меня выросло к нему уважение. Мы начинаем больше общаться на духовные темы, разговариваем о Всевышнем, об ангелах. Я всегда верила в Аллаха, моя бабушка читает намаз. И эта тема меня интересовала, у меня была потребность к этому.

Так продолжалось в течение десяти лет, Закир-хазрат периодически напоминал о себе – или позвонит в течение года, или письмо отправит, или подарки через бабушку передаст. А Лилия-ханум в это время жила своей жизнью в Екатеринбурге, училась, работала. К 26 годам она поняла, что нужно определяться в этой жизни, у нее появилось желание читать намаз, держать уразу. Когда летом приехала к бабушке в деревню, попросила научить совершать намаз и поститься.

- Как раз был Рамадан, и я впервые продержала уразу весь месяц, - вспоминает Лилия-ханум. - В это же время Закир-хазрат также находился в деревне, я ему звонила, задавала вопросы про пост, про намаз. В Рамадан я постоянно делала дуа, просила у Всевышнего дать мне лучшего мужа, человека, наиболее подходящего для меня, для моего характера.

В сентябре, когда начался новый учебный год, Закир-хазрат начинает ездить в Екатеринбург по выходным преподавать татарский язык. Лилия-ханум стала ходить на его занятия, так как плохо знала родной язык и хотела улучшить свои знания в нем.  

- Здесь Закир начал еще больше проявлять ко мне интерес, делал знаки ухаживания. Но я все равно особо не смотрела на него, хотя мне уже и мама, и родные говорили, присмотрись, какой хороший молодой человек. А я все равно нос ворочала, - признается Лилия-ханум.

 Перед новым годом Лилия-ханум со своей подругой – коллегой по работе решили поехать в Казань на экскурсию. И подруга предложила взять с собой кого-нибудь, кто знает город и сможет провести экскурсию по нему. Выпала честь на хазрата, так как он там жил во время учебы в медресе и хорошо знал Казань. Закир-хазрат согласился. Так небольшой компанией они поехали в «Третью столицу» России.

- Есть же такая народная мудрость - если хочешь узнать человека получше, ты с ним попутешествуй, либо дай в долг. И как раз это путешествие открыло мне глаза на хазрата. Я увидела насколько он обходительный, внимательный, предусмотрительный, распланировал все маршруты. Старался создать для нас максимально хорошие условия, - рассказывает Лилия-ханум о том, как начала приглядываться к хазрату.

Когда вернулись из Казани, в Екатеринбурге проводили совместное мероприятие – мавлид. Хазрат был одним из ведущих, а другие ребята и девушки, среди которых была Лилия и ее подруга помогали как волонтеры.

 

Знак от Всевышнего

Накануне мавлида Лилия-ханум читала истихару в отношении хазрата:

- Если есть благо, Аллах Та’аля, ответь мне, может действительно нужно на него посмотреть повнимательней, - обратилась девушка с мольбой ко Всевышнему.

Говорят, что, прочитав истихару, или приснится сон, или будет какой-то знак. После мавлида девушке позвонила ее знакомая, которая тоже в нем участвовала и сказала, что к ним приехала одна остабикэ с Уфы, она хочет с ней поговорить. Лилия-ханум приехала к подруге вечером с нетерпением ожидая, что же скажет незнакомая ей женщина.  

- Я два дня с вами езжу, смотрю как вы мавлид проводите. И сегодня, когда ехала в машине просто вижу тебя и Закир-хазрата вместе, - поделилась остабикэ с девушкой своим предвиденьем.

- И до меня доходит, что это был ответ от Всевышнего. Так как абсолютно посторонний человек говорит про нас, - рассказывает Лилия-ханум о знаке от Аллаха. - На следующий день мне позвонил хазрат, спросил, как я съездила. Он знал, что эта остабикэ в Уфе сводит молодых людей. И говорит мне: «Наверное, она тебе в Уфе какого-нибудь молодого человека предложила» - такой грустный и голос поникший у него был. «Ну почти. Предложила, - ответила я. - Но не с Уфы, а местного. Тебя».

Закир-хазрат обрадовался и когда на следующих выходных приехал в Екатеринбург, сделал Лилие-ханум предложение. Она согласилась и спустя некоторое время совершили никах. Хазрат переехал в Екатеринбург, где устроился в школу учителем физкультуры. Параллельно работал в мечетях города преподавателем основ ислама и арабского языка детям.

 

Семейный очаг

- В семье Закир-хазрат такой же, как и в повседневной жизни и даже больше старается. Для него важен семейный очаг, важно создать гармонию, чтобы не было эмоциональных всплесков. Даже если бывает, что я где-то чуть-чуть могу приподнять голос, он говорит: «Ну зачем так, можно же в спокойных тонах». Если он не прав, то он идет на встречу, если я – то я иду первая. В конфликтных ситуациях он сторонник того, чтобы уйти, дать остыть нам, а потом уже беседовать на спокойную голову, - рассказывает Лилия-ханум об отношениях в семье.

Про гармонию в семейных отношениях, и то как строить их, мы подробно разговаривали в нашем прошлогоднем интервью. Хазрат делился своим опытом, советами для молодых как сохранить брак, рассказал о традициях в своей семье. Он говорил о том, что важно работать над отношениями, развиваться вместе, читая полезную литературу не только по исламу, но и по психологии. Применять полученные знания на практике. Необходимо уважать и ценить друг друга, понимать и поддерживать. Мужчина, как сказал хазрат, должен постоянно добиваться свою женщину: стараться радовать ее по мелочам, дарить подарки, делать комплименты и проводить время вместе. И Закир-хазрат действительно следует всему тому, что говорил. 

- Мой супруг всегда старается делать какие-то сюрпризы, подарки, удивлять меня. И еще мне нравится то, что он инициатор спортивных мероприятий.  До него я не любила заниматься спортом. А после замужества, начала бегать, кататься на коньках, на лыжах и получаю от этого удовольствие. Закир-хазрат заряжает меня, передает свою энергетику.  Еще привлек меня тем, что он очень активный. Вечером вместо домашних посиделок может пригласить прогуляться, либо на коньках покататься. Бывают конечно и тихие спокойные семейные вечера за просмотром фильма или беседой, но больше все же активных.

 Uu36i8-IbX8.jpg

Казань

Через какое-то время хазрат вместе с женой переезжают в Казань. Приехав сюда, Закир-хазрат разослал свои резюме по учебным заведениям города. Это было перед первым сентябрем, поэтому ему позвонили со многих школ. Ходил по собеседованиям, выбирая подходящие условия для себя. Но однажды позвонили с мусульманской школы «Усмания», и хазрат устроился туда преподавателем татарского языка и основ ислама. Проработав там год, ушел в мечеть «Рамазан», куда пригласил его Султан-хазрат, сказав, что ему нужен помощник имама. Здесь и работает Закир-хазрат со своей супругой уже три года по сей день.

 

Yasin-school

При мечети «Рамазан» Закир-хазрат решил организовать детский центр, который назвал Yasin-school. Такое название неслучайно. Хазрат очень любит читать суру «Ясин». Каждое утро у него есть ритуал – начать день с этой суры. Прочитав ее после утреннего намаза, поразмышлять над ней.

- Если я так люблю суру «Ясин», то хочу, чтобы образ жизни, который описан там, все советы, принципы этой суры постепенно внедрять своим ученикам. И поэтому решили назвать Yasin-school, school – потому что это современный формат. Здесь не просто религиозные уроки, а различные мастер-классы, творческие занятия, походы, эстафеты, экскурсии. И это основная наша фишка. На сегодняшний день нельзя просто усадить ребенка и заставить его учить, писать, необходим другой подход. И по отзывам родителей, детям очень нравится к нам ходить, - рассказывает хазрат о школе «Ясин».

Закир-хазрат имеет аккаунты в соцсети Инстаграм - личный и школы «Ясин», так как в современных реалиях нужно двигаться во всех направлениях и не отставать от остальных. Здесь он публикует посты не только о себе, но и кусочки занятий с детьми, проведенные мероприятия, просто интересные афоризмы и высказывания известных людей, хадисы, полезные материалы об исламе. Например, сейчас идет серия видеоуроков по арабскому алфавиту, в которых хазрат рассказывает о произношении и написании каждой буквы.  Пролистывая его аккаунты, мы видим, как активно ведётся воспитание будущего поколения в этой школе. Неиссякаемый фонтан идей у хазрата и преподавателей Yaseen-school: создание стенгазеты о нашем Пророке (мир ему и благословение Всевышнего), написание ему письма, защита детьми своих проектных работ, совместное конструирование деревянной игрушки-трактора и других поделок. Закир-хазрат сам подготавливает все заготовки и материалы к мастер-классам. Можно сказать, что его первоначальная мечта детства стать учителем труда и рисования сбылась. Также он активно участвует во всех играх и состязаниях с ребятами: прыгает и бегает вместе с ними, подтягивается и отжимается. На каникулах организуются детские лагеря по определенным тематикам, например, о четырех сподвижниках Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), о намазе.

Yaseen-school действительно не просто школа, это научно-досуговый центр, где есть общие знания, которые могут получить не только дети, но и их родители.

- Мы всегда объясняем родителям учеников - если вы говорите детям давайте учитесь, а сами не развиваетесь, то эффективность обучения теряется. Вы должны сами параллельно развиваться, заниматься. Поэтому мы для родителей организовываем разные тренинги, встречи. Будучи психологом, Закир-хазрат сам проводит эти мероприятия. Интерес к психологии у хазрата возник еще в детстве. Он любил читать различные статьи, изучать взаимоотношения, наблюдать за людьми. В мечеть приглашаются и другие психологи для проведения лекций и семинаров.

 8bN_VGywQTg.jpg

Секрет общения с детьми. «Самое важное – это духовность»

Известный советский педагог, детский писатель В.А. Сухомлинский сказал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат». Это выражение ярко характеризует Закир-хазрата. Он умело трогает сердца детей, хорошо ладит с ними. Мне посчастливилось побывать на одном из таких уроков по приглашению Закир-хазрата. Началось занятие как на физкультуре, с построения ребят и расчета. Это было очень необычно и непривычно - разрушение стандартов. Также в помещении, где проводятся уроки я увидела турник для подтягивания и теннисный стол. Детям прививается любовь не только к знаниям, но и к спорту, физической активности.

Наблюдая за уроком, я увидела искреннее отношение учителя к детям, его доброжелательность и в то же время умеренную строгость, где надо – пожурит любя, где надо – похвалит. Он не играет роль, он живет этим. Дети это чувствуют, поэтому они очень заинтересованы, от них идёт большая отдача, взаимная любовь и уважение к преподавателю. Во время нашего интервью ученики часто подходили к хазрату что-то спрашивали, уточняли, пока делали самостоятельную работу. И один из них, самый маленький и забавный мальчуган Камиль подходил несколько раз. Это было так мило. Он спросил: «А вы мне новую книжку приготовили?» Видимо хазрат часто дает или дарит своим ученикам книги, делает какие-нибудь небольшие полезные подарки. «Да, я приготовил, Камиль. Там еще тетрадь с машинкой», - с любовью и добротой отвечает ему хазрат. И малыш радостно убежал дальше делать свою работу. В другой раз Камиль подошел и говорит, что у него есть новый кнопочный телефон с его любимой игрой. А на переменке одна из девочек похвасталась своей обновкой. «Какая красивая кофта у тебя, Малика», - восхитился хазрат. Всем старался уделить свое внимание Закир-хазрат. Дети доверяют своему учителю, а доверие у них не так-то и просто заслужить. Они часто делятся своими переживаниями и проблемами с учителями центра.

- Один раз подходит ребенок, берет меня за руку и говорит: «У моей мамы сейчас операция. Мне так сейчас тяжело». Я поддерживаю ребенка словами. Мы вместе делаем дуа, - вспоминает хазрат.

Бывает так, что родители не уделяют достаточного внимания своим детям.

- Одна из учениц сказала как-то: «У меня папа приходит вечером и в телефоне сидит, что-то смотрит там, играет. А мне так хочется, чтобы он со мной побыл, пообщался, поиграл». Детям очень необходимо внимание. У нас есть чат-группа с родителями, и там мы им пишем рекомендации, советы, чтобы они взаимодействовали с детьми, особенно папы, - рассказывает хазрат о самой распространенной на сегодняшний день проблеме.

 На мой вопрос какой у вас секрет общения с детьми, хазрат скромно улыбнувшись, сказал, что это пришло с опытом.

Для меня важно, чтобы ребенок уходил с мечети с желанием возвращаться. Я предупреждаю учителей, что в первую очередь мы должны развить в детях духовные качества, воспитать в них любовь к исламу и веру во Всевышнего, а не заставлять их делать домашнее задание. Если мы будем пугать детей заданиями –  это не принесет хороших результатов. Если научить детей размышлять, они сами будут стремиться получать знания». , - делится своими переживаниями хазрат. - Я очень люблю читать советского педагога Шалва Амонашвили, проходил различные тренинги его учеников, слушал лекции. Он говорит, что до совершеннолетия ребенок чистый как белый лист бумаги. Вкладывай в него, верь.

И хазрат действует этому правилу - вкладывает в детей свои знания, дает им любовь и поддержку, прививает полезные навыки и умения, а самое главное развивает в них духовность.

q51iISZFJNU.jpg

 

Занятия со взрослыми

Хазрат проводит занятия не только для детей, но и для взрослых. Как раз после первого нашего интервью было одно из них. Мне удалось пообщаться с некоторыми ученицами. Они положительно отзывались о Закир-хазрате и его занятиях.

 - У него очень интересные уроки, он доступно все объясняет. В конце мы всегда подводим итоги, выводы, что каждый вынес из изученного материала, какие знания извлекли, - поделилась одна из учениц.

- У Закир-хазрата есть такой положительный момент – он очень эмоциональный. Его уроки проходят очень живо, весело, в хорошем смысле слова. Может так преподнести урок, что это захватывает, - подключается к разговору другая ученица группы.

- Хазрат – человек с большой буквы, – говорит самая старшая апа. - Я подписана на него в интернете. Наблюдаю по видеороликам как он занимается с детьми.

Даа, удивляюсь тут я. Не все наши бабушки могут пользоваться современными телефонами, а эта эбика даже в инстаграмме зарегистрирована. - Хазрат очень хороший человек, ко всем подходит с душой, и к детям, и ко взрослым, - продолжает она. - И оказывается он такой спортсмен. Сам занимается – и подтягивается, и в экспедиции ходит, и на лыжах, и с детьми в походы.

Действительно, Закир-хазрат является активным участником различных спортивных мероприятий: лыжи, бег, скалолазание. Любовь к спорту ему привили в детстве. Его родители занимались спортом. В школе Закир-хазрат ходил в различные спортивные секции, а в старших классах увлекся лыжами, участвовал в соревнованиях. Вот и на очередном уроке обсуждают совместное катание на лыжах в воскресенье. Вначале хазрат поинтересовался делами своих учеников, как прошли их выходные. А потом предложил собраться все вместе в воскресное утро часов в 7 покататься на лыжах на Лебяжьем. Это как оказалось традиция в семье хазрата делать такие дни здоровья. Он часто приглашает и своих учеников присоединяться к нему. Спорт является важной составляющей в исламе, так как несёт большую пользу для здоровья человека. Тело – это аманат, и чтобы быть здоровым необходимо поддерживать его в тонусе.

После такого приятного вступления, начался сам урок. В первой половине занятия ученики читали по очереди аяты Корана, а Закир-хазрат исправлял, если были ошибки. Вторая часть урока была посвящена чтению книги Ибн Каййима аль-Джавзий «Душа» с последующим обсуждением. Каждый из учеников в конце занятия поделился своими выводами из прочитанного, а также из всего урока. Говорили о жизни после смерти, то с чего началось наше с хазратом интервью, в котором он рассказывал, как в детстве искал ответ на этот извечный вопрос.

 

«Закят со знаний»

Как мы видим, у Закир-хазрата большой опыт в преподавании и проведении различных мероприятий. Поэтому его часто приглашают организаторы проекта «Яшьлэр бистэсе» («Молодежная слобода») для обучающих тренингов. Этот проект действует при Российском исламском институте, его целью является проведение уроков и мероприятий по изучению основ ислама и арабского языка для детей в деревнях Татарстана. Студенты-волонтеры ездят каждое воскресенье по мечетям республики и применяют свои знания, полученные в институте на практике.

- Первое время я сам участвовал в этом проекте, - рассказывает Закир-хазрат о «Яшьлэр бистэсе». - Мы с супругой три года ездили в одну деревню и преподавали там. Потом начал делиться своим опытом со студентами. Я считаю это моей прямой обязанностью - платить закят со знаний. Для меня важно, чтобы процесс обучения совершенствовался, чтобы была не просто учеба, а все это сопровождалось играми, какими-то интересными заданиями.

Я побывала на таком тренинге Закир-хазрата, и он прошел очень увлекательно. Это была не скучная лекция о педагогике, не какие-то нравоучения и заумные слова. Мы просто играли. Да! Мы играли в те игры, в которые волонтеры должны будут играть с детьми у себя на уроках. Но чтобы понять методику проведения, необходимо попрактиковаться на себе. Студенты резвились как дети, аудитория заполнилась смехом и весельем. Помимо этого, обсуждаются и другие формы проведения уроков. А также разбираются проблемные ситуации, которые возникают у студентов в обучении детей. Закир-хазрат дает варианты их решения, советует, как поступить. После такого приятного тренинга всегда ждет не менее приятное чаепитие. И так каждый раз, когда проходят собрания волонтеров. Студентам нравится такой формат тренингов, они стараются не пропускать их, чтобы получить ценный опыт Закир-хазрата.

- Он хороший человек, хороший преподаватель. У него полный багаж знаний. Мне нравится его методика обучения детей, то как Закир-хазрат учит – это пример для всех. И он очень спортивный, - поделилась своим мнением о хазрате Омина - студентка первого курса.

- А мне нравится Закир-хазрат тем, что он не строит из себя кого-то, - присоединилась к разговору студентка третьего курса Айсылу. - Хазрат максимально искренний и общается со всеми на своем уровне, не смотрит на наш возраст. Он современный, знает разные фишки. У него много знаний, но он ими не хвастается, а разговаривает на доступном языке, не терминами, например, арабскими, как многие имамы. А еще он постоянно улыбается, всегда на позитиве и, если ты придешь грустный, с какими-то проблемами, то все равно заулыбаешься. 

Вот так положительно действует хазрат на всех, заряжает своей улыбкой, позитивным настроем, и делиться своим опытом без пафоса и нравоучений.

 

«Делать добрые деяния, жить сердцем»

В мечети «Рамазан» активно занимаются и благотворительной деятельностью. Закир-хазрат сам участвует в развозе и доставке необходимых продуктов питания и вещей для нуждающихся. Вместе с другими хазратами ездят в детские дома с подарками.

- Стараюсь делать больше добрых дел, быть полезным. В первую очередь важна духовность. Мы живем очень приземленно. Нашему мозгу нужно наслаждение здесь и сейчас - удовлетворить свои потребности, поесть, потрогать, обняться. Поэтому надо жить не мозгом, а сердцем. Жить, чтобы приносить окружающим пользу. Когда ты делаешь что-то для других, появляется счастье, что ты помог.

Как же удается Закир-хазрату все успевать? И религиозно-общественная деятельность, и спорт, и семья, и саморазвитие.

- Мне помогает дисциплина. Понимаешь ответственность перед семьей и перед людьми. Много опыта беру у других, смотрю как они жили, читаю их биографии. Например, сейчас изучаю таких деятелей как Брайан Трейси, Ицхак Пинтосевич, Оскар Хартманн. Мне интересно как они себя ведут, как живут, правильно питаются. Они постоянно ставят себе определенные цели. Но самое главное не обмануть себя, не предать. Когда мы ставим перед собой какую-то цель, бывает, что не находим возможности ее воплотить. Наш организм начинает понимать, что ты обманул и человек может заболеть, или произойти какие-то ситуации с ним. Это все связано с мозгом и деятельностью человека. Поэтому я стараюсь держать в тонусе духовную, физическую, интеллектуальную жизнь, - поделился хазрат тем, как у него получается вести такую активную жизнь.

Hp868BRjHz0.jpg

«Желать всем счастья»

Закир-хазрат, действительно человек с большой буквы, как сказала одна из его учениц. И он не забыл слова своей мамы, что главное это быть человеком, быть добрым. Его слова не расходятся с делами, которые он совершает, а напротив подкрепляют их. Он всегда придет на помощь, поможет и делом, и советом, и приятным словом и даже улыбкой. Его все уважают, любят и ценят. Он является примером для нашей уммы, то каким должен быть мусульманин. И именно такого хазрата и проповедника хочется видеть во всех мечетях и медресе. Он делает добрые деяния от всей души, живет сердцем и желает всем счастья.

Закончить мне хочется следующим прекрасным хадисом. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем (, присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. (Итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». (аль-Бухари 5200, Муслим 1829)

 HjOp2cpaB6M.jpg

 

ИБРАГИМОВА Юлия, специально для Исламского портала

 


Количество показов: 1757

Возврат к списку