Мусульмане в большом городе – как мусульмане Москвы решают вопрос с трудоустройством?

Мусульмане в большом городе – как мусульмане Москвы решают вопрос с трудоустройством? 26 Февраля 2020

Большинству людей в нашей стране – и мужчинам, и женщинам, приходится самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Мусульмане – в том числе и живущие в столице нашей родины, не являются здесь исключением. Однако, религиозный человек сталкивается в этом вопросе со множеством проблем. Далеко не все работодатели готовы с пониманием отнестись к тому, что их работнику нужно несколько раз во время рабочего дня совершить намаз – и тем более, очень многих хозяев не устроит тот факт, что мужчина-мусульманин оставит свое рабочее место для пятничной молитвы. С самым большим количеством трудностей сталкиваются, конечно, женщины-мусульманки, которые ходят с покрытой головой. Ношение хиджаба становится зачастую самым большим «камнем преткновения» при трудоустройстве.

Кто-то сейчас скажет, что мусульманам логично устроиться на работу мусульманские частные фирмы – ведь исламская инфраструктура (магазины, кафе, рестораны, медицинские и образовательные фирмы) присутствует сейчас почти в любом крупном городе. Но здесь верующие люди сталкиваются с одним малоприятным моментом. Работодатели-мусульмане, пользуясь затрудненным положением своих единоверцев, намеренно усложняют для них условия труда – заставляют работать по 10-12 часов в день, практически без выходных, за очень маленькую зарплату, не заключая с работниками трудовой договор, чтобы можно было в любой момент отказаться от ненужного сотрудника без всяких обязательств.

Чтобы более подробно узнать, как обстоит дело с вакансиями для мусульман (и особенно – для мусульманок в хиджабе) на московском рынке труда, я обратилась к сотруднику кадрового агенства «Амаль», которое профессионально занималось вопросами занятости для мусульман (свое имя сотрудница просила не называть).

На вопрос о том, кто чаще всего обращается к ним в агентство для подбора персонала, она ответила, что, конечно, владельцы мусульманских частных фирм – кафе, магазинов, медицинских клиник. Работодатели-немусульмане также не всегда избегают сотрудников-мусульман – особенно те, кто ведет бизнес с мусульманскими республиками, или те, кто вырос среди мусульман и поэтому положительно относится к исламской религии. Также сотрудницы в хиджабе бывают востребованы в сфере общественного питания или в сфере медицинских услуг, поскольку работа там предполагает ношение головного убора.

Моя собеседница подтвердила отмеченный выше неприятный факт – что работодатели-мусульмане иногда без всякого уважения относятся к своим единоверцам, не стараясь создать им комфортные условия труда: «Недавно к нам приходила женщина (мусульманка), которой нужны были продавщицы в магазин. Когда я спросила об ее условиях, оказалось, что работать нужно будет по 12 часов в день, с одним выходным в неделю, за очень маленькую зарплату. Я отказалась подбирать ей работников – сказала ей, что, если кто-то сам захочет пойти работать к ней, это их дело, но я не могу никому такое место предлагать» (Подробнее см. http://annisa-today.ru/bez-rubriki/kak-musulmanki-v-moskve-ishhut-rabotu/).

Далее я решила обратиться к своим знакомым мусульманам, из тех, кто уже давно живет в Москве, и поэтому поневоле сталкивался с проблемой трудоустройства. Всем им был предложен вопрос – трудно ли было устроиться на работу в хиджабе и могут ли они совершать намаз на рабочем месте?

Наталья, русская мусульманка, комплектовщица в сетевом магазине «Ашан»: Поскольку моя работа не связана с обслуживанием посетителей, я работаю не в торговом зале, то на мой внешний вид начальство не обращает внимания. Тем более, что я ношу аккуратную шапочку, которая не бросается в глаза. С совершением намаза поначалу возникли сложности, но я и еще несколько мужчин-мусульман обратили внимание руководства на странное противоречие – в ассортименте магазина присутствует халяльная продукция, а сотрудникам-мусульманам при этом не разрешают совершать молитву. Так что сейчас нам разрешили молиться в подсобном помещении магазина, и никто не ставит в этом препятствий.

Антонина (Аиша), инженер-строитель: У меня тоже не возникло проблем при трудоустройстве в обычную частную фирму. Разумеется, я старалась подобрать такую форму и цвет головного платка, чтобы он выглядел красиво и не отталкивал других сотрудников. Никакого черного цвета, длинных бесформенных платьев. Недавно одна из коллег даже сделала мне комплимент, сказав, что моя одежда очень стильная и красивая, тем более, ей нравится моя религиозность и твердость в следовании своим убеждениям. Когда наступает время намаза, я потихоньку выхожу в отдельное помещение, где лежат всякие офисные бумаги, и молюсь там. Кто-то из коллег, наверное, догадывается, что я там делаю, но поскольку это занимает всего пять-десять минут, никто мне ничего не говорит.

Екатерина (повар) и Ахмед (разнорабочий), семейная пара: Мы с женой приезжие, я сам родом из Чеченской республики, а Екатерина, моя жена, – из Смоленска. Я довольно быстро устроился рабочим на склад, а жена – поскольку она повар по образованию, стала искать работу в кафе или ресторане. К ее удивлению, ее довольно быстро взяли поваром в кафе, несмотря на ее внешний вид – наверное, потому, что работа повара предполагает ношение шапочки или косынки. Ее хозяевам понравилось, что у нее есть опыт работы в сфере общественного питания. Что мне, что моей жене не проблема помолиться на работе – всегда есть какие-то укромные места, подсобные помещения, куда можно отойти на несколько минут.

Мадина, медсестра: Несколько лет назад я закончила в Москве медицинское училище, и передо мной встал вопрос, куда пойти работать. Конечно, мне бы хотелось работать среди единоверцев, так что я стала узнавать – нет ли вакансий в мусульманских медицинских фирмах. Но предложения, которые мне поступали, меня сразу оттолкнули: трудоустройство без всяких гарантий, без трудовой книжки, неудобный график работы. Мне, как молодому специалисту, очень важно именно официально устроиться на работу, чтобы у меня был трудовой стаж. Поэтому я обратилась в обычную районную поликлинику, и меня взяли медсестрой в травмопункт. Поскольку медицинским работникам полагается носить белый халат и шапочку, то все требования к хиджабу у меня соблюдены. Для молитв у меня есть время только в обеденный перерыв, поскольку мне нужно помогать врачам принимать больных.

Анастасия (Амина), домохозяйка: Я приняла ислам пять лет назад – тогда я еще не была замужем. Моя работа была связана с шоу-бизнесом – я вела корпоративы, поэтому мне пришлось ее оставить и поискать что-то более подходящее для женщины-мусульманки. Знакомая рассказала мне, что хозяйке магазина мусульманской одежды (в крупном торговом центре) была нужна продавщица. От безысходности мне пришлось согласиться на эту работу, хотя условия труда мне сразу не понравились. Никакого договора со мной, конечно, не заключали – кроме устного соглашения. Мне платили каждый день пятьсот рублей за выход на работу плюс небольшой процент от продаж. Выходить на работу нужно было каждый день – правда, через некоторое время хозяйка взяла еще одну продавщицу, так что мы с ней стали работать по очереди. Проработала я в этом магазине около года, потом хозяйка придралась к какой-то мелочи и уволила меня без всяких объяснений. Потом я узнала, что мое место захотела занять ее родственница, поэтому она и решила от меня избавиться. Все это, конечно, очень меня обидело – люди верующие должны быть примером для всех остальных в своем поведении и образе жизни, а получается, наоборот, они ведут себя иногда хуже, чем хозяева-немусульмане. Мои работодатели, с кем я работала до этого, никогда так со мной не поступали, хотя они были люди светские и далекие от религии. Слава Всевышнему, что через некоторое время после этого я встретила своего будущего мужа, поэтому мне уже не нужно было беспокоиться о заработке.

Джамиля, преподаватель английского и немецкого языков: Я окончила педагогический институт по специальности учитель иностранных языков. До принятия ислама работала в школе, потом вышла замуж. Родила почти подряд двоих детей, муж меня полностью обеспечивает, но когда детишки немного подросли, мне стало скучно сидеть без дела. Как раз моя родственница попросила подготовить ее дочку к ЕГЭ по английскому языку – и девочка стала приходить ко мне домой для занятий. О том, что я даю уроки на дому, узнали другие друзья и знакомые, и стали приводить ко мне своих детей. Так что вопрос с работой решился сам собой. Поскольку я стараюсь брать в ученики девочек или маленьких детишек, а приводят их, в основном, мамы и бабушки, так что вопрос с хиджабом у меня не встает.

Руфина, кондитер: Я тоже долгое время была просто домохозяйкой, но всегда увлекалась кулинарией, любила готовить, изобретать новые блюда, пробовать разные рецепты. Мой муж работает врачом в больнице, и как-то раз он попросил меня испечь большой торт на юбилей одного уважаемого сотрудника – все его коллеги знают, что я хорошо это умею. После этого ко мне стали поступать заказы на торты и другие кондитерские изделия к разным событиям (дням рождения, свадьбам) от коллег и знакомых мужа. Так что поневоле пришлось стать профессиональным кондитером – сейчас у меня довольно много заказов, и поток клиентов все время прибывает.

Алла (Хадиджа), журналист, переводчик: Вопрос с работой решился у меня как-то сам собой. Когда я приняла ислам, мне хотелось работать удаленно, чтобы не пришлось каждый день ездить в офис. Через друзей я узнала, что на одном исламском портале нужен был переводчик с английского языка. Так я стала работать в сфере религиозной журналистики – сначала переводила материалы, потом стала писать сама. Уже почти десять лет работаю в этой сфере.

Итак, куда можно пойти работать соблюдающим мусульманам в Москве?

Из рассказов моих собеседников можно сделать следующие выводы. Религиозному человеку вполне возможно найти работу и у хозяев-немульман. Если ты хороший работник – знаешь свое дело и, тем более, имеешь опыт работы, то твоим работодателям не так важно, что у тебя на голове, как то, что у тебя в голове. Наоборот, у некоторых немусульман вызывает уважение религиозность и твердость убеждений. Еще имеет значение форма и внешний вид хиджаба – одежда должна быть стильной и красивой, чтобы не вызывать у людей негативной реакции.

К сожалению, условия труда в мусульманской инфраструктуре пока что оставляют желать лучшего – верующим работодателям стоило бы проявлять больше уважения к своим единоверцам, а не пользоваться их затруднительным положением.

Также для соблюдающих мусульманок есть очень хороший вариант надомной работы – помимо таких традиционных профессий, как повар, портниха, преподаватель, есть еще варианты работать удаленно переводчиком, журналистом, психологом, бухгалтером. Благодаря современным средствам связи количество профессий, которыми можно заниматься через интернет, с каждым годом увеличивается. Так что человеку трудолюбивому и добросовестному, знающему и умелому, который при этом желает следовать своей религии, всегда можно найти себе место в большом городе.

 

КОБУЛОВА Анна специально для Исламского портала


Количество показов: 151

Возврат к списку