Монеты в камнях, дуа у плит

Монеты в камнях, дуа у плит 15 Июня 2021

5 мая в булгарах состоялся ежегодный сход «Изге Болгар жыены», где президент Татарстана Рустам Минниханов, государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин,  митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, председатель ЦДУМ Талгат хазрат Таджуддин приветствовали мусульман. Впервые данное собрание провелось в 1989 году, когда ЦДУМ России отметили 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Корреспондент «Исламского портала» побывал на фестивале и выяснил, что омрачает столь хороший праздник с добрыми традициями мусульман.

Булгар – святыня Татарстана для мусульман: здесь берут свои истоки исламское наследие татар. В Булгар входят несколько мечетей, целый ряд интересных исторических мест, а также памятники сахабам, усыпальницы и многое другое. Однако по приезде в Булгары, мы столкнулись с недопониманием: у плит «3 сахабов» столпились десяток людей, и прислонившись к камню, кто-то делал фотографии, другие же концентрировались на своих желаниях. Женщины признались, что не видят в этом ничего дурного: «На плитах кажется написано какое-то дуа. Некоторые люди говорят, что здесь можно прислонившись к камню, загадать желание. Мы загадали на всякий случай». Рядом ходил мужчина – торговец, который став свидетелем происходящего, стал «разгонять» сплотившихся у камня и рассказывать о таухиде. На утверждение о том, что просить можно только у Всевышнего Аллаха, женщина озадачилась, а другая разозлилась на наши напоминания. На камне кстати нет никакого «дуа». Это – лишь запись на арабском языке, легенда, история этого камня о том, как три сахаба посетили земли Волжской Булгарии и «поспособствовали» оздоровлению ханской дочери. После чего сам хан принял ислам.


mny5n-sDqmk — копия.jpeg кам3.png

кам2.png кам4.png


Свое мнение по поводу «малого паломничества» в своем интервью «Паломничество в Булгары является харамом, - М.Бибарсов» сказал Член Президиума Совета муфтиев России, муфтий Саратовской области, Мукаддас-хазрата Бибарсов: «Верить, что поездка в Булгар обладает баракатом (благодатью), или считать её малым хаджем, илипаломничеством, является харамом, поскольку ни Кораном, ни хадисами такая поездка не предусмотрена. Аллах — Единственный, у кого мы должны просить помощи и бараката. И здесь, безусловно, огромная ответственность лежит на организаторах данных мероприятий, которые, в первую очередь, должны проводить просветительскую работу среди посетителей, разъясняя историческую значимость и культурную ценность данных мест, но ни в коем случае не допускать приобщение поездки в Булгар к религиозным обязанностям, потому что люди таким образом могут впасть в тяжкий грех неверия, в немилость Аллаха Всевышнего»[1].


d31f71af015c364fc8a7d1782adaf9628b654f262fff5d2dea720e238db7.jpeg


Рамис Латыпов, главный редактор татарской редакции ИА "Татар-информ", также поделился своим впечатлением от поездки в своем аккаунте в Instagram в 2018 году: «Поймет ли когда-нибудь наш народ, что у привезенного из Екатеринбурга камня, строительные материалы которого из Камско-Устьинского происхождения из Мордовского цемента, бесполезно что-либо вопрошать? Теперь просят (дуа) не только от старых, но и от новых построек. Не лучше ли вопрошать от какой-нибудь новостройки на берегу Казани, чем ехать до этого города? Это ведь тот же камень…».

Снимок экрана 2021-06-17 в 11.55.42.png

Без заголовка.png


Мы поинтересовались у кандидата исторических наук, Диляры Муфтахутдиновы, что она думает о сложившейся ситуации среди татар- мусульман.

– Я не считаю, что это что-то предосудительное, это синкретизм[2]. Смешение язычества с исламом. Безусловно, это отголосок прошлого.

– На Ваш взгляд, стоит ли убрать эти плиты?

­– Нет, не стоит.

– Как остановить у татар ложное понимание ислама?

– Это  не ложное понимание ислама, это – внутреннее желание сосредоточиться, порелаксировать на своих желаниях. Данное явление не ислам, конечно, это языческое понимание религии, но глупо с ним бороться. Его надо просто оставить в покое. Можно и допустить такую форму поклонения. Никому ни хорошо, ни плохо от этого. Это форма самовыражения человека. Он связывает свою идентичность с сахабами, с каким-то древними символами национальной культуры – ну и замечательно. Это не мешает ему быть мусульманином. Это одна из древних форм нашего ислама. Тот же суфизм – это ведь слияние язычества и ислама. Оно такое синкрестичное, органичное. У арабов по-своему, у нас вот так. Каждый народ имеет право облегать ислам в свои формы и исповедовать еге в своих формах и пониманиях. Это невозможно пресечь и не нужно пресекать. Адат, шариат, ахляк – имеют свои локальные формы на всем протяжении исламского пространства. Он разный в Марокко, в Сирии, у нас. Есть что-то нас объединяющее, есть что-то сильно разъединяющее. Ислам будет такой, какими символами мы наделим его в нашей местности.

Мы не можем утверждать, что в душах у людей. Да и «Изге Болгар жыены» не имеет к этому никакого отношения. Это лишь напоминание всем нам о том, что Всевышний повелел сынам Адама вопрошать только у Аллаха Тагаля. В суре «Пещера» в 110 аяте говорится: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом».[3] Передается в хадисе от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что сказал он Ибн ’Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом: «Если просишь, то проси у Аллаха, и если обращаешься за помощью, то обращайся к Аллаху. И знай, что если соберется народ чтобы принести тебе в чем то пользу, то не помогут тебе ни в чем, кроме того, что предписал Аллах для тебя. И если соберутся, чтобы навредить тебе, то не навредят тебе ни в чем, кроме того, что предписал Аллах для тебя. Перья уже подняты, и высохли страницы» Ахмад 1/293, ат-Тирмизи 2516, достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами’ ат-Тирмизи» 2043.[4] Для того чтобы не происходило смуты, необходимо просвещаться в мечетях, медресе или других исламских образовательных учреждениях, несмотря на возраст учащегося.

Напоминаем, что татары – одна из самых многочисленных наций, исповедующих ислам на территории России. На следующий год исполнится 1100 лет со дня принятия ислама. Сам праздник «Изге Болгар жыены» прошел на ура: мусульманам удалось в очередной раз встретиться друг с другом, с видными религиозными деятелями и провести хорошее время в сплоченной на сегодняшний день умме.

 

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

 



[1]http://www.ansar.ru/person/palomnichestvo-v-bulgary-yavlyaetsya-haramom-m-bibarsov

ДУМ Поволжья
21:07 25 июня 2011, сайт «Ансар»

[2] Религио́зный синкрети́зм (от др. -греч. συγκρητισμός «соединение, объединение») — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии (Википедия).

[3] https://toislam.ws/athkar_ua_dua/esli_prosish_prosi_u_allaha

[4] https://toislam.ws/athkar_ua_dua/esli_prosish_prosi_u_allaha


Количество показов: 1928

Возврат к списку