Акчурина-Гаспринская, Зухра (1862-1903)

Акчурина-Гаспринская, Зухра (1862-1903)

Представительница известного рода татарских промышленников Зухра Асфандияровна Акчурина родилась в 1862 году в деревне Старое Тимошкино Симбирской губернии. Родители Фатима и Асфандияр Акчурины. Детство и юность Зухры прошли в Старом Тимошкино, в имении Коромыс-ловка, в Симбирске. Она получила хорошее по тем временам домашнее мусульманское образование и воспитание. Но этого обучения родителям показалось мало. Они решили воспользоваться примером дворян, приглашавших для воспитания своих детей гувернанток. Для занятий с Зухрой была приглашена гувернантка, русская по национальности, которая занималась с ней русским языком, музыкой, знакомила с русской литературой. "Хотя гувернантка и не обладала большими знаниями, уже то, что она пришла из другого мира, из русской жизни, была хоть немного знакома с расцветающей литературой России, дало хорошую пищу для фантазий маленькой Зухры, способствовало расширению ее кругозора, ее мышления", отмечал Гаяз Исхаки в газете "Ил" в 1914 году.

"Уже в детстве стало чувствоваться отличие Зухры от детей в ее окружении, от родственников и сверстников, подчеркивал он. С одной стороны, она красива, с другой проворна, с третьей отличалась особенным, присущим именно ей складом ума. Кроме того, она любила аккуратность, обожала все красивое; любила красиво, со вкусом, одеваться и соответственно вести себя. В ее уме были какие-то не присущие большинству людей особенности. Она была красноречива и находчива; рассказывая смешные истории, могла Именно в это время она лишилась любимой матери. Смерть Фатимы-ханум, а затем и повторную женитьбу отца Зухра переносила очень тяжело. Она замкнулась в себе, стала болезненной, что не на шутку встревожило отца и других родственников. Когда в 1880 году брат отца Ибрагим Курам-шевич Акчурин (1859 начало 30-х гг. XX в.), после успешного окончания Симбирского кадетского корпуса занявшийся традиционным для династии предпринимательством (впоследствии он станет одним из образованнейших татар своего времени), решил поехать в Крым на лечение, отец Зухры попросил его взять с собой и ее. Оказавшись в Крыму, Акчурины решили нанести визит молодому городскому голове города Бахчисарай Исмагилу Гаспринскому (1851 1914), который только что выпустил в свет небольшую брошюру " Русское мусульманство ".

Ибрагим Курамшевич и Зухра, познакомившись с содержанием этой работы, были поражены взглядами автора на будущее мусульман России. Так, он считал, что для здоровья, прогресса российских мусульман им необходимо принять на вооружение русскую и европейскую культуру. Это было настолько схоже с их собственными представлениями (только выражено более четко и ясно), что Акчурины решили лично познакомиться с автором, выразить ему свою благодарность, найти у него ответы на занимавшие их вопросы.

Так произошло знакомство Исмагил-бека и Зухры-туташ. Как указывал Г. Исхаки, И. Гаспринский, вспоминая об их первой встрече, говорил друзьям: "Ощущение было такое, как будто всего меня ошпарили кипятком". Видимо, и И. Гаспринский оставил у Зухры-туташ яркое впечатление. Но, хотя они встречались еще несколько раз, делились мыслями о судьбе российских мусульман, возможно, и планами о будущем, в частности о выпуске газеты на тюрко-татар-ском языке, об их чувствах друг к другу не было сказано ни слова.

Вернувшись домой, после долгих раздумий Зухра-туташ сама решилась написать письмо Исмагил-беку и получила ответ. Так между ними завязалась переписка, в результате которой они решили соединить свои судьбы. И. Гаспринский, не сумев склонить на свою сторону во время встречи в 1881 году на Макарьевской ярмарке Ибрагима Акчурина и уговорить его стать посредником между ним и отцом Зухры, решился сам поехать в Коромысловку.

Остановившись в соседней русской деревне, И. Гаспринский письмом сообщил Зухре о своем приезде. Произошло тайное свидание в саду Акчуриных, объяснения в любви, клятвы... Наутро состоялась встреча Исмагил-бека с отцом невесты. Однако Асфандияр-эфенди воспринял его предложение как унижение для своей фамилии: не фабрикант, не миллионер, а какой-то пришелец в высокой шапке, называющий себя писателем, не достоин его любимой красавицы-дочери! Мало того невиданное дело он утверждает, что девушка согласна! И отец с негодованием прогнал незваного гостя.

Но молодые настойчиво стремились быть вместе. Вечером в саду у дома, при лунном свете, в присутствии двух свидетелей, приведенных И. Гаспринским, и служанки Зухры-туташ было заключено тайное соглашение о браке ("алдым-бирдем" , которое Исмагил-бей и предъявил отцу невесты на другой день. Гнев Асфандияра Курамшевича был неописуем: он даже остановил работу на фабрике и приказал рабочим расправиться с новоявленным зятем. И. Гаспринского спас лишь надетый им для пущей важности мундир городского головы, расшитый золотом: рабочие, окружившие его в саду, не осмелились поднять руку на человека в таком мундире.

Не добившись признания брачного договора у родственников, И. Гаспринский отправился в Уфу искать управу на Акчуриных у муфтия: соглашение, заключенное при свидетелях и подписанное ими, по мусульманским законам должно было считаться действительным. Муфтий С. Тевкелев, ознакомившись с бумагами, признал их законность, о чем и дал Исмагил-беку соответствующий документ, признававший брак действительным. Он также написал письмо главе рода Тимербулату Курамшевичу, порекомендовав завершить дело с миром. К тому же И. Гаспринский, вернувшись в село, попросил посреднической помощи у бывшего в селе судебного следователя. Его появление вызвало переполох в доме Асфандияра Акчурина. В конце концов была сыграна скромная свадьба, молодые соединились. Но сколько пришлось приложить сил и энергии для преодоления сопротивления Акчуриных!

Статья Гаяза Исхаки, описывавшая эти события со слов, по выражению писателя, "весьма осведомленных и близких к Гаспринским лиц" и опубликованная после смерти И, Гас-принского, вызвала недовольство Акчуриных, вступившихся, как им, вероятно, казалось, в защиту чести и достоинства семьи. Появились ответные статьи Ибрагима и Махбубджа-мал Акчуриных, обвинявшие Г. Исхаки в тенденциозности, в искаженном изображении взаимоотношений между Акчу-риными и Гаспринскими. Безусловно, история с женитьбой в какой-то степени наложила негативный отпечаток на отношения между семьями, особенно в первое время, но впоследствии они постепенно улучшились.

И в работе известного просветителя Р. Фахретдина "Знаменитые женщины" нашлось место для рассказа о Зухре-ханум, жемчужине среди татарских женщин. Он так оценил описанное выше событие: "Стать спутницей жизни человека, у которого в действительности не было богатства, имущества, кроме его пера, свидетельство преданности просветительским идеям. По рассказам, это ее желание было так сильно, что она, несмотря на сопротивление отца и других родственников, оставила свою родину Симбирскую губернию и уехала в Крым, в Бахчисарай".

Итак, общность идеалов, надежды на будущее помогли Исмагил-бею и Зухре-туташ преодолеть все препятствия и начать совместную жизнь, полную великих планов и не менее великих свершений. Уже в момент их знакомства горевший желанием издавать газету И. Гаспринский в 1883 году наконец-то добился разрешения правительства на издание газеты на русском и татарском языках. Зухра-ханум полностью поддержала начинания своего мужа не только морально, но и материально, отдав на издание газеты и свое небольшое приданое, и даже свои украшения.

Когда в апреле 1883 года ценой многих стараний и отчаянных усилий, сложной дипломатической борьбы, требовавшей и мужества, и смирения, и компромиссов, появилась газета "Тарджеман" (Переводчик), его редактору и издателю было 32 года, а его жене 21 год. Все еще у них было впе реди: и трудности, связанные с выпуском газеты, и создание круга читателей и последователей, и признание, и слава... И всюду рядом с мужем была Зухра-ханум.

"Отдав бывшие у нее немногие драгоценности (алмазы и золото) на подготовку издания газеты, добавила силы для продолжения дела. В течение пяти-шести лет одна занималась всеми письменными делами газеты, в частности, проблемами подписки на "Тарджеман", получением и рассылкой разных бумаг, вела приходную книгу, охарактеризовал ее деятельность в "Тарджемане" Р. Фахретдин. Если бы нужно было поручить все эти дела оплачиваемому сотруднику, обеднел бы сундук газеты и ее издание не могло бы быть продолжено. Ясно, что благодаря ее участию, ее стараниям "Тарджеман", не угасая, продолжал распространяться среди мало информированного о мировых событиях, очень слабо знакомого с издательским миром народа, такого, как мусульмане России".

Действительно, газета начала издаваться в период, когда в тюрко-мусульманском мире нужно было внедрить в сознание и закрепить в умах единоверцев даже саму идею необходимости создания органов печати. Требовалась кропотливая просветительская работа. Еще в 1881 году И. Гаспринский в поисках своих будущих подписчиков выпустил обращение к тюрко-мусульманской общественности. "Известно, что учение и знание составляют символ исламизма; но это может осуществиться тогда, когда народ на своем языке имеет книги, школы, науку, литературу и типографии... Миллионам русских мусульман как бы обязательно необходимо создать на родном языке книги, литературу и печать вообще", подчеркивал он.

Как отмечает современный исследователь жизни и творчества И. Гаспринского В. Ю. Ганкевич, "о том, каким тяжелым периодом были первые годы становления газеты "Переводчик-Тарджеман", свидетельствуют многочисленные публикации, в которых И. Гаспринский просил о подписке и распространении своего издания". Даже через несколько лет в интервью С. Филиппову просветитель признавал, что ему трудно не только в материальном смысле, но и "в силу тех условий, в которых стоит моя газета в нашей мусульманской массе".

Очень интересное описание начала их деятельности по изданию газеты дал Г. Исхаки. "Когда начали выпускать "Тарджеман", Исмагил-бек вместе с Зухрой-ханум по очереди крутили вручную допотопную печатную машину. Напечатав, сами складывали (фальцевали) газету, сами надписывали адреса, наклеивали марки, относили на почту. Отправив номер адресатам, два друга-единомышленника начинали готовить материалы для будущего номера. Исмагил-бек писал, Зухра-ханум правила текст, стараясь сделать его более понятным, добавляла слова, исправляла, переводила на татарский язык...". Здесь, видимо, нужно добавить, что Исмагил-бек писал, как правило, по-русски, а Зухра-ханум, лучше мужа владевшая тюрки, переводила текст. Естественно, создававшаяся в таких условиях мужем и женой газета была небольшого формата; русский текст располагался на одной стороне, а тюрко-татарский на другой стороне газетного листа.

Просветительские идеи, пропагандируемые в газете, в сравнительно короткий срок начали завоевывать умы. "Газета издавалась о дин-два раза в неделю в небольшом формате и в небольшом количестве экземпляров, но действие, производимое этим маленьким листком, было в тысячу раз важнее русского "Нового времени" или какого-нибудь английского гиганта вроде "Таймса", подчеркивал литературовед Дж. Вал иди в работе "Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 г.)", опубликованной в 1923 году. Росло и число подписчиков. Если к концу первого года было 320 подписчиков, то в 1884 году их стало 406, а в 1885 году число подписчиков выросло до 1000. Эти цифры являются самым лучшим доказательством роста популярности газеты и вместе с тем авторитета ее редактора и влияния просветительских идей, распространяемых через газету.

Конечно, еще долгое время газета была "инородным телом", "диковинкой" в мусульманском обществе России. Многие годы она была убыточным предприятием, и только в начале XX века начала себя окупать. Хотя и тогда она не приносила денежного дохода, факт окупаемости газеты говорит о том, что примерно за двадцать лет Гаспринские воспитали своего постоянного читателя. Без сомнения, в этом была заслуга не только Исмагил-бека, но и Зухры-ханум. Они вместе, рука об руку, неустанно и самоотверженно трудились, для того чтобы распространение просвещения стало процессом необратимым.

И Р. Фахретдин, и Г. Исхаки высоко оценивали роль Зухры-ханум в становлении И. Гаспринского как просветителя. "Зухра-ханум в ту пору была самой большой опорой Исмагил-бека, подчеркивал Г. Исхаки. Для него, ринувшегося на общественную арену с возгласом "Моя нация!" в то время, когда весь тюрко-татарский мир был покрыт темным покрывалом невежества, жена была человеком, благодаря поддержке которого он не свернул с намеченного пути, остался верным своим идеалам в окружении множества врагов. Они вместе одолели и голод и холод. Она всегда находила тепло сердца, для того чтобы согреть оледеневшую на улице душу Исмагил-бека, давала надежду и силу, когда Исмагил-бек, устав от одиночества, нужды и бедности, готов был уступить безнадежности".

И в дальнейшем Зухра-ханум активно участвовала в бесконечных, повседневных делах по подготовке газеты к выпуску, вела переписку с читателями, которая росла с выходом каждого номера, готовила материалы к печати, особенно приходившие с ее родины, брала на себя обязанности редактора и издателя во время частых поездок мужа... "Зухра-ханум первый работник в издании газеты... Так как она лучше Исмагил-бека знала поволжско-уральский тюркский диалект, Зухра-ханум была главным посредником в сношениях с этим регионом, писала важные труды... Хотя ее имя редко появлялось в печати, всем было известно о ее великих стараниях на просветительском пути", подчеркивал Р. Фахретдин. Как справедливо отмечает современный исследователь Н. Таиров, "всю эту колоссальную работу мог выполнять только высокообразованный, высоконравственный, готовый к самопожертвованию человек; этим требованиям и отвечала Зухра".

Не нужно забывать, что при этом Зухра-ханум была любящей и заботливой женой и матерью. У Гаспринских было пятеро детей дочери Шафика и Никер и сыновья Рифат, Аи дар и Мансур. Это была большая, дружная семья. Двери их деятельность. Но тогда такие слова для одних звучали как откровение, а другими воспринимались как расшатывание основ общества...

Весной 1893 года исполнилось десять лет со дня выхода первого номера газеты. Отметить этот юбилей к Гасприн-ским приехали единомышленники и почитатели из разных уголков России. Гаспринских засыпали поздравлениями, цветами, подарками. Не забыли отметить и деятельность Зухры-ханум. Особенно теплые, проникновенные слова о ней были произнесены другом и соратником И. Гаспринского, городским головой Бахчисарая Мустафой Давидовичем, который был хорошо осведомлен о роли Зухры-ханум в издании газеты. После многочисленных хвалебных слов в ее адрес он назвал Зухру-ханум первой журналисткой среди мусульманок России. Затем от имени крымских тюрок ей вручили золотую брошь.

Зухра-ханум не была бы собой, если бы успокоилась на достигнутом. Как только газета встала на ноги, появились сотрудники, которым она могла доверять (в частности, в газете работали ее родные братья). Она, передав помощникам часть обязанностей по газете, занялась новым для нее делом созданием образцовой школы для девочек. В 1893 году она открыла на свои средства первую джадидскую начальную женскую школу для девочек в Бахчисарае, взяв за образец образцовую начальную школу для мальчиков, действовавшую при медресе Зинджирли в Бахчисарае с 1883 года, и руководила ею в течение десяти лет.

Прошли годы. Вот уже Исмагил Гаспринский признанный во всем мусульманском мире национальный лидер тюрок, "отец нации". Совместное детище Гаспринских "Тард-жеман" обрело Широкий круг читателей, идеи просветителя нашли своих почитателей и последователей. Подрастали дети. Казалось бы, жизнь прекрасна. Для Зухры-ханум появилась возможность передышки. Но судьба приготовила им новый удар Зухра-ханум заболела тифом. Она умерла 13 апреля 1903 года на сорок первом году жизни.

Так завершился жизненный путь жены, друга, единомышленницы и ближайшей помощницы редактора-издателя первой тюрко-татарской газеты "Тарджеман" Исмагила Гас принского, первой журналистки среди татарок, одной из первых татарок, получивших домашнее русско-европейское светское образование, Зухры Асфандияровны Акчуриной-Гаспринской, женщины, которая с полным правом может быть названа предвестницей выхода татарок на общественную арену.

Р. Фахретдин отметил, что после смерти Зухры-ханум на имя И. Гаспринского пришло около трехсот соболезнующих писем и телеграмм со всех уголков России. Оценивая ее роль в истории, он подчеркнул: "Возьмите и прочитайте биографию любого великого человека. Всегда рядом с ним Вы увидите Женщину, готовившую дорогу к вершинам, наполнявшую его душу радостью и мужеством". Именно такой женщиной и была Зухра-ханум.

(Махмутова А.)


Возврат к списку