Бигиев, Муса (1875—1949)
Бигиев, Муса (1875—1949)
Муса Бигиев – одна из ярких фигур начала XX века. Он проявил себя во многих областях общественной жизни. Его статьи и выступления всегда вызывали волну живой полемики и становились событием в мусульманской прессе. Часть мусульман воспринимала его идеи как руководство к действию и находила в них ответы на беспокоившие их вопросы. Другая часть активно выступала против Бигиева, подвергая его жесткой критике. Ясно одно – мало кого из современников его труды и деятельность оставляли равнодушными.
М. Бигиев родился 6 января 1875 года в Ростове-на-Дону. Он рано остался без отца. Заботы об образовании старшего сына Мухаммад Захира и младшего Мусы легли на плечи их матери Фатимы Бигиевой. Фатима-ханум, очень религиозная и интеллигентная женщина, хотела, чтобы ее сыновья стали учеными в области религиозных наук и имели совершенное мусульманское воспитание. Но в Ростове-на-Дону, где они жили, не имелось среды, в которой было возможно достижение подобных целей. Ее следовало искать в далеких религиозных и научно-культурных центрах. Начальное религиозное образование Муса получил у своей матери Фатимы-ханум, которая посвятила сына в основы исламского вероучения, обучая по старым религиозным книгам. Достигнувший одиннадцатилетнего возраста Муса был отдан ею в Ростовский реальный лицей, но позже, следуя своему изначальному стремлению видеть сына знатоком исламских наук, Фатима-ханум отправляет его в медресе Приозерное (медресе Апанаевых) в Казани. В это время там уже учился старший брат Мусы Мухаммадзахир. Так тринадцатилетний Муса впервые попал в Казань. Ему не понравилась жизнь в медресе, и он, возвратившись в Ростов-на-Дону, закончил прерванный курс обучения в лицее. После окончания этого учебного заведения Бигиев отправился в Бухару. Это был не случайный выбор. Испокон веков татарские юноши, желавшие получить всесторонние знания в исламских науках, устремлялись в Среднюю Азию, в медресе Бухары и Самарканда. В этих знаменитых на весь мусульманский мир медресе постигали мусульманскую мудрость пытливые молодые мусульмане из разных уголков исламского мира, в том числе и северных краев.
Муса Бигиев, не удовлетворившись общепринятыми методиками преподавания, проявлял самостоятельность и сам выбирал себе учителей и наставников. Здесь он брал уроки арабского, персидского языков, одновременно изучал мусульманское право, философию, математику и астрономию. В эти годы Бигиев познакомился с наследием Эвклида, Пифагора и Архимеда. Позже Бигиев занялся изучением философских воззрений Р. Декарта и Р. Бэкона. Для своего учителя Мир Шарифа он переводил с русского языка на тюрки некоторые математические трактаты.
Но все же атмосфера, царившая в медрере и мектебах Бухары, не понравилась Мусе-эфенди. Поэтому он, вернувшись в 1986 году в Россию, попытался поступить в одно из русских светских учебных заведений, но незнание латыни помешало ему осуществить задуманное. (Судя по всему, Муса Бигиев поступал в одно из петербургских вузов.)
Он решил попытать счастья там, где знание латыни не требуется, и отправился в Стамбул, где поступил в Инженерную школу. Но затем состоялась встреча Бигиева с земляком— ростовчанином Мусой Акъегет-Задэ (1864—1923), который с 1892 года преподавал в военном училище русский язык и экономику. Акъегет-Задэ настоял на том, чтобы Бигиев продолжил постижение мусульманских наук. Бигиев пишет об этом так: «В силу того, что рукою Всевышнего в сердце мое были брошены зерна любви к религиозным наукам, после приблизительно десяти лет, потраченных мною в религиозных медресе Казани и Мавераннахра, велением судьбы... и полный надежд я отправился в мусульманские страны».
Муса Бигиев обучался в Египте, Хиджазе, Индии, Сирии. В общей сложности Бигиев провел за рубежом около пяти лет. За это время он успел побывать студентом в знаменитом исламском университете аль-Азхар. Учась в аль-Азхаре, он имел возможность общаться с Мухаммадом Абдо (1849—1905) и посещать его лекции. Муса Бигиев активно работал в Национальной библиотеке Египта, где изучал историю Корана. Это было следствием того, что он уже успел разочароваться в египетской системе мусульманского образования и поэтому старался больше заниматься самостоятельно. Из Египта Бигиев отправился в хадж и два года провел в Хиджазе, посещал занятия ведущих богословов и теологов священной Мекки и лучезарной Медины. После этого он поехал в далекую и сказочную Индию. Он общался с индийскими знатоками ислама, изучал санскрит и познакомился с Махабхаратой. К изучению священных книг индуизма Бигиев вернулся много позже, в годы эмиграции. После Индии он возвратился в Египет, где продолжил исследовательскую работу в Национальной библиотеке. После почти трехлетнего пребывания в Каире Муса Бигиев отправился на Ближний Восток для того, чтобы познакомиться с мусульманскими учебными заведениями Бейрута. После Бейрута Бигиев направился в Сирию. Не имея денег на проезд транспортом, Муса прошел путь из Бейрута в древнюю страну Аль-Шам пешком. В Сирии он также знакомится с местными учеными и преподаванием в местных медресе. В 1904 году Муса Бигиев возвращается в Россию. Он воочию убедился в том, что религиозные науки являются самым малым из того, что преподается в мусульманских религиозных медресе. «Полный больших надежд я путешествовал по исламскому миру, посетил Бухару, Турцию, Египет, Хиджаз, Индию и Сирию. Я повидал все религиозные медресе. Но, к сожалению, в конце концов вернулся на родину неудовлетворенным и совершенно разочарованным».
Второй этап деятельности Мусы Бигиева начинается в 1904 году. В эти годы он получил известность как пламенный цублицист и великолепный ученый. Г. Баттал-Таймас пишет, что сразу же по возвращении Бигиева в Ростов-на-Дону местные духовные лидеры мусульманской общины предложили ему возглавить крупный мусульманский приход-махал-ля, а также преподавать в известном медресе. Бигиев не принял это предложение. Он уезжает в Петербург и поступает на юридический факультет университета. Здесь он имел свою типографию, самостоятельно разработал арабский шрифт и печатал на нем свои книги. А его семья, в силу сложного материального положения, до 1917 года жила в Чистополе.
В годы революции 1905 – 1907 годов М. Бигиев принимает активное участие в политическом движении российских мусульман. Он вместе с Габдрашидом Ибрагимовым (1857 – 1944) основывает и издает газету «Ульфат», выходившую в Петербурге с 1905 по 1907 год, принимает активное участие в работе мусульманских съездов.
В годы реакции, наступившей после революционных событий 1905—1907 годов, газета «Ульфат» была закрыта и Бигиев продолжил свои богословские, философские, общественные и филологические исследования. Первый его труд – «Тарих аль-Кур'ан ва аль-масахиф» (История Корана и его спис списков) — вышел в свет в 1905 году. Работу над ним он начал еще будучи студентом аль-Азхара. Этот небольшой, объемом всего в 40 страниц труд был написан на хорошем литературном арабском языке. Это сочинение Мусы Бигиева нашло своего читателя и за рубежом — в 1907 году оно было перепечатано в египетском журнале «Аль-Манар».
В 1908 году Муса Бигиев приехал в Казань, где познакомился с хозяином издательства «Шэрык китапханэсе» (Восточная библиотека) Ахмадом Исхаки. Благодаря этому знакомству Бигиев получает возможность выпускать свои книги. Одним из первых трудов, изданных здесь, становится перевод сборника стихов Абу аль-Аля аль-Маарри (973—1058) « Ал ь-Л у зу мият »(« Обязательность необязательного »).
В 1909 году Бигиев издает практически первую в истории ислама книгу по хадисам — «аль-Муватта», написанную основоположником одного из мазхабов имамом Маликом. Эта книга до появления известных сборников хадисов имама Бухари и Муслима была признана вторым источником шариата после Корана. Нельзя обойти вниманием и переведенный Бигиевым в 1905 году «аль-Муафакат» («Оригинальный трактат по методам согласования позиций мазхабов»). Кроме самого перевода он написал к этой книге предисловие, которое в качестве отдельной книги было напечатано в 1909 году в Казани. Бигиев стремился показать совершенство мусульманского законодательства, которое, по его мнению, прекрасно отражено в «аль-Муафакат».
В 1908 году появилась его книга «Адабият гарабия иля голум исламия» («Арабская литература и исламские науки»). Здесь он критикует как систему мусульманского образования, с которой непосредственно познакомился в годы, проведенные им в Бухаре и в других странах мусульманского Востока, так и источники, по которым велся образовательный процесс. Его выводы жестки: «Мы в «религиозных медресе» из детей мусульман делали совершенных безбожников-кяфиров». М. Бигиев призывает повернуться лицом к научному и литературному наследию мусульманских народов, чтобы использовать вложенные в них знания для возрождения ислама.
В 1909 году Бигиев принял предложение руководства оренбургского медресе «Хусаиния» прочитать его слушателям курс истории религий. Его назначили преподавателем и помощником ректора медресе. Кроме истории религий он читал лекции по истории арабского языка и литературы, фикху и психологии.
На занятиях по истории религий Муса Бигиев знакомил шакирдов с идеей об универсальности божественной милости. Заявив, что все религии истинны, он выступил с утверждением, что все люди будут прощены Аллахом, независимо от того, какой веры они придерживались при жизни. Такие мысли высказывались еще в первые десятилетия мусульманской эры ближайшими сподвижниками пророка Мухам-мада. Об этом писали такие крупные мыслители средневековья, как Мухитдин Ибн аль-Араби (1164—1240) и аль-Маарри, Ибн Таймия (1263—1328) и Ибн аль-Кайим аль-Джаузия (ум. 1350). Да и сам Муса Бигиев, доказывая свои идеи, обращался к наследию целой когорты мусульманских ученых, которые придерживались или склонялись к такой трактовке божественной милости. Татарская, а позже и османская пресса стала ареной ожесточенных споро вокруг поднятого Бигиевым вопроса. У этой идеи нашлись как горячие сторонники, так и непримиримые противники. На стороне хулителей оказались и попечители медресе «Хусаи-ния». Муса Бигиев был вынужден подать в отставку и прекратить работу. Он не поменял своего решения даже после того, как попечители медресе, смущенные единодушным порывом шакирдов, выступивших в защиту своего любимого преподавателя, приняли обращение к Бигиеву с просьбой возобновить преподавание.
В 1910 году вышли из печати еще несколько книг Мусы Бигиева, Среди них «Каваид фикъхия» («Правила мусульманского законотворчества»), издававшийся в Казани в 1910 и 1927 годах. Этот труд вызвал очередную волну полемики на страницах мусульманской прессы.
Летом 1910 года М. Бигиев совершил поездку в Финляндию, где рядом с полярным кругом в дни солнцестояния наблюдал картину незаходящего Солнца. После этого путешествия он написал свою знаменитую книгу «Озын коннэрдэ рузэ» («Пост в длинные дни»). В ней речь идет о посте в условиях высоких широт, о возникающих при этом проблемах и ставится вопрос об обязательности его для мусульман Севера, когда он приходится на период белых ночей.
В 1912 году М. Бигиев опубликовал цикл статей под общим названием «Халык назарына берничэ мэсьэлэ» («Несколько вопросов вниманию народа»), в котором затрагивает некоторые из назревших проблем: здесь и размышления о причинах упадка исламской цивилизации, попытки определить задачи национальной литературы в свете современных перемен, чисто лингвистические исследования об отдельных моментах татарской грамматики. Кроме того, автор подводит итог нескольким годам своей деятельности.
В 1914 году М. Бигиев написал два критических сочинения — «Мулахаза» («Размышление») и «Боек мэузугъларда уфак фикерлэр» («Небольшие мысли о больших вопросах»),— в которых критикует труды известных татарских религиозных мыслителей и общественных деятелей Р. Фахретдина и 3. Камали (1873—1942). Эти сочинения позволяют выяснить отношение Бигиева к вопросам мусульманского богословия и права.
В 1915 году М. Бигиев издал сборник под названием «Ис-лахат эсаслары» («Основы реформирования»). В него вошли документы мусульманских форумов, проходивших в 1904— 1905 годах, но этот сборник не вышел в продажу из-за политических преследований. На следующий год в свет выходят его фундаментальные труды «Закят» и «Шэригать эсаслары» («Основы шариата»).
Большевистский переворот совершенно не испугал М. Бигиева, поскольку большевики провозгласили свободу национального самоопределения для всех народов бывшей империи. Полный светлых надежд, он основывает и возглавляет газету «Аль-Минбар», целью которой ставилось служение интересам провозглашенной в 1917 году национально-культурной автономии. В годы, когда полыхал огонь гражданской войны, Муса Джаруллах практически безвыездно жил в Петербурге и лишь изредка посещал Москву. После закрытия в России всех мусульманских медресе он работал над созданием совершенно новой программы для мусульманских учебных заведений и вплотную занимался вопросами открытия своего медресе. Но этого ему не суждено было сделать.
В эпоху, когда по всему миру провозглашались коммунистические лозунги и будущее этого строя казалось великим, Муса Бигиев мужественно отстаивал величие исламских ценностей, критиковал марксизм и западную цивилизацию в целом. Несмотря на явные притеснения со стороны большевистского режима, М. Бигиев продолжал начатую им еще в эпоху царизма борьбу за политическое освобождение мусульманских народов, и прежде всего татар. Знаменательным событием стала его встреча с Владимиром Лениным. После долгой беседы с лидером революции у Бигиева сложилось хорошее о нем впечатление. После памятного разговора несколько ослаб гнет политических преследований. Воспользовавшись этим, Бигиев издает в Берлине свое знаменитое воззвание «Ислам миллэтлэренэ» («Мусульманским народам», 1923), с подачи самого автора получившая известность как «Азбука ислама». Эта книга являлась ответом на «Азбуку коммунизма» Н. Бухарина. Одного только содержания труда, в котором Муса Джаруллах подверг марксизм самой жесткой критике, было достаточно для того, чтобы сгноить автора в большевистских застенках. Дело осложнилось еще и тем, что книгу редактировал, корректировал и дополнил известный татарский общественный и политический деятель, писатель, противник советской власти и политэмигрант Гаяз Исхаки (1878—1954), живший тогда в Берлине. За этот труд Биги-ев попал в тюрьму, откуда его удалось освободить только под давлением зарубежной мусульманской общественности. Смерть Ленина, видимо, оказала решающее влияние на ход гонений на татарского мыслителя. Ему не было дано полной свободы, он был лишен права перемещения и в течение трех лет безвыездно и без права общения оставался в Москве.
В 1926 году члены Уфимского Духовного управления были приглашены на Всемирный мусульманский конгресс, который должен был собраться в Мекке. Власти разрешили участие в работе конгресса группе из семи человек, в состав которой был включен и Муса Бигиев.
Видя, что вал политических репрессий нарастает и все большее количество его соратников становятся жертвами большевистского режима, Бигиев принимает решение покинуть Советскую Россию.
В ноябре 1930 года с помощью своих друзей Муса Бигиев тайно перебрался в туркестанский город Симхане, располагавшийся рядом с советской границей. Там он присоединился к торговому каравану и перебрался в Кашгар. В этом районе проживало много татар еще с царских времен. Было естественным желание Бигиева обосноваться здесь, получив какую-нибудь должность в одном из медресе этого города, только китайские власти помешали ему в этом. Пришлось совершить четырехмесячный переход на лошадях через хребты Малого Памира и перебраться в Афганистан. Здесь он был тепло встречен монархом Афганистана Амануллой Надир-шахом. По распоряжению короля ему был оформлен заграничный паспорт, и вскоре Бигиев отправился в Бомбей. Погостив у своих друзей, с которыми он познакомился еще в годы учебы, Бигиев направляется в Египет.
В ноябре 1931 года Муса Бигиев участвовал в работе первого Турецкого исторического конгресса, состоявшегося в Анкаре. В 1933 году М. Джаруллах открыл в Берлине издательство, на основе которого намеревался создать новое движение, собрав вокруг себя исламскую интеллигенцию, проживающую в Европе. Он приступил к изданию написанных им ранее трудов, черновики которых до этого возил с собой.
В 1934 году Муса Джаруллах в очередной раз посетил Финляндию. Здесь он обратился в консульство Ирана, намереваясь совершить путешествие в Иран и Ирак. Разрешение было дано. В Иране он посещал школы, встречался с преподавателями медресе и их учащимися. Позже занялся исследованиями, посвященными шиитскому толку мусульманства, хадисами и книгами по фикху. После посещения иранских городов Мешхеда, Тебриза и Тегерана, где он встречался с шиитскими теологами и богословами, Муса Джаруллах направился в столицу Ирака Багдад, где он продолжил заниматься изучением этой ветви ислама.
Путешествие Мусы Джаруллаха по Ирану и Ираку продолжалось более года. Он сообщает, что оно принесло ему много пользы и в его мышлении произошли основательные перемены. Ему даже было предложено остаться в Ираке и заняться преподаванием в медресе, но он отказался и, получив визу, направился в Сирию. Однако сирийское правительство не открыло для него своих границ. Муса Джаруллах вернулся в Багдад.
В конце 1935 года Муса Джаруллах с целью закончить некоторые свои труды переехал в Каир. В 1937 году он вновь совершил поездку в Индию. Проведя некоторое время в Бомбее, он направился в г. Бенарес. Здесь он вновь занимался санскритом и исследовал индуистские книги Махабхарату и Веды. В 1938 году Г. Ибрагимов пригласил его в Японию, где он принял участие в деле распространения ислама, участвовал в работе миссионерской группы, посетившей Китай, Яву и Суматру. Из-за вспыхнувшей осенью 1939 года второй мировой войны Муса Джаруллах был вынужден покинуть Японию.
Приехав в Индию, Муса Джаруллах захотел было закончить свои странствия и, перебравшись в Афганистан, осесть в любимом им Кабуле. Но реалии военного времени помешали ему претворить свое намерение в жизнь. По пути из Индии в Афганистан он был арестован английскими властями в Пешаваре и посажен в тюрьму. В течение полутора-двух лет без допросов и предъявления какого-либо обвинения он находился в заключении в самых трудных условиях, был освобожден только благодаря вмешательству и содействию правителя Бхопала Мухаммада Хамидуллы, но до 1945 года оставался в Пешаваре под гласным надзором англичан. Тем не менее все эти негативные обстоятельства не смогли прервать его научных исследований. Более того, этот период стал в его жизни наиболее плодотворным. Он написал восемь трактатов, касающихся различных проблем мусульманского богословия и фикха. Доход с продажи своих книг он пожертвовал на создание медресе для детей бомбейских переселенцев.
В последние годы жизни Муса Бигиев не переставал активно работать и путешествовать. В 1946 году он посетил Дели, а затем Бомбей. В это время он уже чувствовал себя плохо. Сказалось заключение в пешаварском плену, да и годы давали о себе знать. Два месяца он пролежал в больнице, перенес несколько операций, но после выписки не стал себя чувствовать лучше.
(А.Хайрутдинов)