Трактат, возводимые к великому имаму Абу-Ханифе об основных положениях мусульманского вероучения.

Трактат, возводимые к великому имаму Абу-Ханифе об основных положениях мусульманского вероучения.

ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЗНАНИЕ

ИМЕНЕМ БОГА, ВСЕМИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО!

Основа единобожия и правильного вероисповедания заключается в словах: я верую в Бога, Его ангелов, Его книги, Его посланников, воскрешение после смерти; верую в то, что доброе и злое – [все] предопределено Богом; что Суд, Весы, Рай, Ад – все это истина.
Бог один не в плане числа, но в плане того, что Он не сообожествляем. «Скажи: Он, Бог – Един, Бог – Вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (112:1-4). Он не схож ни с одним из Своих творений, и ни одно из творений Его не схоже с Ним.
Он был и останется извечен со Своими именами и атрибутами — как самостными, так и оперативными. Самостные среди них: жизнь, могущество, знание, речь, слух, виденье, воля. А к оперативным [атрибутам] относятся: сотворение, наделение пропитанием, водружение, создание, устроение и другие такие качества.
Он был и останется извечен со Своими именами и атрибутами. Ни одно имя и ни один атрибут не появились в Нем со временем. Он извечно знающий через знание Свое, и знание [Его] – атрибут извечный; могущий через мощь Свою, и могущество [Его] – атрибут извечный; говорящий через речь Своей, и речь [Его] – атрибут извечный; Творец через сотворение Свое, и творение [Его] – атрибут извечный; действующий через действие Свое, и действие Его – атрибут извечный.
[Подлинно] действующий – Бог, и действие [Его] – атрибут извечный. Объекты же действия – творения. А действие Бога не тварно. Его извечные атрибуты не появились со временем и не сотворены. Кто же говорит, что они сотворены или появились со временем, или хотя бы склоняется к этому, тот проявляет неверие перед Богом.
Коран – речь Бога, записанная в свитках, хранимая в памяти, произносимая языком, ниспосланная Пророку. Наше произнесение Корана сотворено, наша запись Корана сотворена, наше прочтение Корана сотворено, но сам Коран не сотворен.
Все, что Бог упоминает в Коране, рассказывая о Моисее и других пророках, о Фараоне, Иблисе [и о прочих событиях тварного и появившегося со временем мира], является речью Бога, повествующей о них. И хотя речь Моисея [в диалогах с Богом] и других творений сотворены [т.е. появились со временем], речь Бога – не сотворена. Коран тоже речь Бога и тоже извечен, в отличие от их речений.
Моисей слышал речь Бога, ибо сказано: «И Бог говорил с Моисеем прямо» (4:164). [В этой беседе] Бог был говорящим еще до того, как заговорил с Моисеем – так же, как Он был извечно Творцом еще до сотворения творений. «Нет ничего подобного Ему! И Он – Всеслышащий и Всевидящий!» (42:11). Заговорив с Моисеем, Бог обратился к нему той речью Своей, которая составляет Его извечный атрибут, ведь все Его атрибуты отличаются от атрибутов творений. Он знает не как мы, может не как мы, видит не как мы, слышит не как мы, говорит не как мы. Мы говорим с помощью органов и букв. Бог же говорит без органов и без букв. Звуки сотворены, а речь Бога не сотворена.
Он – нечто (*шай`), но не как все остальные вещи. «Нечто» означает признать Его, но без [приписывания Ему] тела, субстанции или акциденции, без предела, противоположного, равного или подобного.
Есть у Него длань, лик, душа, ибо Самим Богом повествуется об этом в Коране. Однако длань, лик, душа, упомянутые Богом в Коране, суть атрибуты Его, [которые должно признавать] без конкретизации. Нельзя говорить, что «длань» Его есть Его всемогущество или милость, как считали кадариты и мутазилиты, ибо этим отрицается [Божий] атрибут. Длань Его – атрибут без конкретизации. Равно как и гнев Его и довольство – атрибуты Всевышнего, которые [должно признавать] без конкретизации.
Бог сотворил все из ничего. И Бог извечно был знающ предметы еще до их появления. Он – Тот, Кто их предопределил и предустановил. Все, что случится в этой жизни и жизни будущей, происходит лишь по Его воле, всеведенью, предустановлению и предопределению и тому, что записано Им в Святохранимой скрижали. Однако записано оно в смысле описания, а не решения (хукм).
Предустановление, предопределение и воля [Бога] – извечные атрибуты, [которые должно признавать] без конкретизации. Бог знает несуществующее в состоянии его небытия как несуществующее, и знает, каково оно будет, если придаст ему бытие. Бог ведает существующее (в состоянии его бытия как существующее, и ведает, каково будет его исчезновение. Бог знает стоящего как стоящего, когда тот стоит, а если он сядет, Он знает его как сидящего, когда тот сидит. При этом знание Его не меняется и у Него не появляется никакого [нового] знания: изменение и различие появляется лишь у Его творений.
Бог сотворил творения свободными от веры и неверия. Затем гласил им, повелевая и запрещая. Кто стал неверным, то стал таковым в силу деяний своих, из-за отрицания и непризнания истины и в силу оставления его Богом без помощи Своей. Кто стал верующим, тот стал таковым в силу деяний своих, засвидетельствования и признания [истины] и в силу поддержки его Богом и Его помощи ему.
Вывел Бог потомство Адама из чресл его в виде пылинок, наделил их разумом, гласил им, повелев веру и запретив неверие. Они же засвидетельствовали Его как Господа, что стало для них верой . С такой природой и рождаются люди. Кто, повзрослев, становится неверным, тот лишь изменяет и искажает [свое первоначальное естество]. А тот, кто становится верующим, лишь подтверждает и продолжает [свою врожденную веру].
Никто из творений не принуждается [Богом] ни веровать, ни не веровать: Он не творит их ни верующими, ни неверными, но творит их [разумными] людьми. Вера же и неверие суть деяния, [стяжаемые самими] людьми. Бог знает неверующего как неверующего, который не верует. А если же он после этого уверует, Он будет знать его как верующего, который верует. Возлюбит его, при этом Его знание и атрибут не изменяются.
Все деяния рабов Божьих, будь то действие или бездействие, по сути своей лишь стяжание того, что Бог сотворил. И все эти деяния – по воле Его, знанию, предустановлению и предопределению.
Все богопослушания стали обязательными в силу Божьего повеления, сподоблены Его любви, угодны Ему и протекают в соответствии с Его всеведеньем, волей, предустановлением, предопределением. А все богоослушания протекают в соответствии с Его всеведеньем, предустановлением, предопределением и волей, но не сподоблены Его любви, не угодны Ему и не повелеваются Им.
Все пророки чисты от малых и великих грехов, неверия и мерзостей. Они могли совершить лишь проступки и ошибки. Мухаммад – любимец Божий, Его раб, посланник, пророк и чистейший избранник – даже на мгновенье ока не впадал в идолопочитание и сообожествление, ни разу не совершил ни малого, ни великого греха.
Лучшими людьми после пророков являются Абу-Бакр ас-Сыддик, затем Умар аль-Фарук, затем Усман ибн Аффан Зу-н-нурайн, затем Али ибн Абу-Талиб аль-Муртада – поклонявшиеся и признавшие Истину истинным. Таковыми их всех и чтим как халифов. И каждого из сподвижников Божьего посланника мы поминаем лишь добром.
Мы не считаем мусульманина неверным из-за свершенного греха, пусть и великого, если только он не сочтет его дозволенным. Мы не отказываем ему в понятии веры, и зовем его истинно верующим. Возможно, он является нечестивым верующим, но не неверным.
Протирание мокроступов – сунна. Ночная [молитва] таравих в месяц [поста] Рамадан – сунна.
Допускается [совершение совместной] молитвы позади, как праведного, так и нечестивого мусульманина.
Мы не говорим, что грехи не вредят верующему, или что он не войдет в Ад, или что пребудет там вечно, даже будь он порочным, если только оставил земную жизнь верующим.
Мы не говорим, что наши благодеяния [непременно] будут приняты [Богом], а злодеяния наши [несомненно] прощены, как считают [некоторые] мурджииты. Однако мы говорим, что Бог не даст пропасть благодеянию, но примет и вознаградит за него того, кто совершил его с соблюдением всех [необходимых] условий, избежав ничтожащих его изъянов и опустошающих его смыслов, и не перечеркнул его своим неверием и вероотступничеством, закончив земной путь, будучи верующим. Сотворивший же злодеяние, вне многобожия и неверия, и не покаявшийся в них, но умерший, будучи верующим, остается на усмотрение (машийат) Бога: если Он пожелает, то накажет в Аду, а если пожелает, то простит ему и не будет наказывать оным вообще.
Двуличие, равно как и тщеславие, лишает награды любое совершенное так деяние.
Знамения-айат, дарованные пророкам, и чудеса-карамат – угодникам Божиим – истина. А [чудодеяния], которые согласно рассказанному в преданиях, были или будут у врагов [Божьих], таких как Иблис, Фараон, Даджжаль , мы не называем знамениями-айат и чудесами-карамат, но называем «удовлетворением их запросов». Это так, ибо Бог удовлетворяет запросы Своих врагов для их же самообольщения и наказания: они прельщаются [мнимыми чудесами], все больше погружаясь в неведенье и неверие. Посему это возможно и допустимо.
Бог был Творцом до того, как сотворил, и Дающим удел до того, как стал наделять им.
В будущей жизни Бог будет лицезрим. Воочию увидят в раю Его верующие, [о чем мы рассуждаем] безо всякого уподобления и конкретизации. Тогда никакого расстояния не будет между Ним и Его творениями.
Вера – это свидетельство и убежденность. Вера обитателей неба и земли с точки зрения верующих не увеличивается и не уменьшается, она увеличивается и уменьшается в плане уверенности и убежденности. Верующие равны в вере и единобожии, превосходя друг друга в деяниях своих.
*Ислам – это преданность и покорность повелениям Бога. С точки зрения языка есть разница между *иманом («верой») и *исламом. Но [в действительности] не бывает веры без *ислама, и не существует *ислама без веры: они [связаны друг с другом] как спина с животом. А словом *дин («религия») именуется и вера, и ислам, и все религиозные Законы.
Мы познаем Бога истинным богопознанием, как Он описал Себя в Своем Писании через Свои атрибуты. Никто не может поклоняться Богу истинным поклонением, как Он того заслуживает, но может поклоняться, как предписано в Его Писании и Сунне Его Посланника.
Все верующие равны в богопознании, уверенности, уповании [на Бога], боголюбии, богобоязненности, надежде [на Божье помилование] и вере, различаясь во всем этом вне веры.
Бог благосклонен к Своим рабам и справедлив. По милости Своей, Он может наградить человека многократ щедрее, чем тот того заслуживает. За грех же Он наказывает лишь по справедливости, хотя может от щедрот Своих и простить.
Ходатайство пророков [на Судном дне] – истина. Ходатайство нашего Пророка за веровавших грешников и великогрешников среди них, заслуживающих наказание – подтвержденная истина.
Взвешивание деяний на Весах в День воскрешения – истина; Водоем Пророка [из коего он будет утолять жажду верующих в Судный день] – истина; расплата между противниками своими благодеяниями в День воскрешения – истина, а если таковых благодеяний не окажется, то они примут на себя злодеяния, что тоже истина, которая может случиться.
Рай и Ад сотворены уже сегодня, и не исчезнут никогда. Черноокие гурии никогда не умрут. Наказания Божии и услады Его не прекратятся веки вечные.
Всевышний Бог по милости Своей ведет истинным путем, кого пожелает. И по справедливости Своей, кого пожелает, делает заблудшим. «Сделать заблудшим» означает оставить без Своей помощи. А «оставить без помощи» означает не споспешествовать ему в богоугодности, что с Его стороны справедливо. Таково же и наказание оставленного без помощи за богоослушание.
Нельзя говорить нам, что сатана насильно и принудительно отнимает веру у верующего раба. Однако должно нам сказать, что человек оставляет веру, и тогда сатана ее крадет.
Допрос [умершего ангелами] Мункаром и Накиром – истина, сущая в могиле. Возвращение души к телу человека в могиле – истина. Сжатие могилы и наказание в ней – истина, ожидающая всех неверных и некоторых верующих богоослушников.
Допустимы наречение на персидском языке всех приводимых богословами атрибутов Божиих кроме «*йад» («рука») . Так, разрешается говорить *руйи-хода («Божий Лик»), [но, как и на арабском языке] без уподобления и конкретизации.
Близость Бога и отдаленность Его не означает дальность и близость в плане [пространственного] расстояния, но означает благородство и бесчестие [человека перед Всевышним]. К Нему богопослушный близок, но без конкретизации. И богоослушный далек от Него без конкретизации. «Близость», «дальность» и «приближение» относится к [стпени] спасенния. Также близость к Нему в Раю и предстание перед Ним [должно признавать] без какой-либо конкретизации.
Коран ниспослан Божьему посланнику и записан в свитках. Все аяты Корана по смыслу слов одинаково благодатны и величественны. Однако часть из них несет в себе как благодать поминания, так и благодать поминуемого. Например, аят Трона , ибо в нем повествуется о величии Бога, Его всемогуществе и атрибутах. Стало быть, в нем одновременно присутствует двойная благодать: благодать поминания и благодать поминуемого. Часть же аятов несет в себе только благодать поминания, рассказывая, например, о неверных, в которых нет благодати поминуемого, ибо они – неверные. Точно так же все имена и атрибуты [Бога] равны в своем величии и благодати, и нет меж ними различия.
Касим, Тахир, Ибрахим – сыновья Божьего посланника , а Фатыма, Рукайя, Зайнаб и Умм-Кульсум – все они дочери Божьего посланника, да благословит его Бог и да приветствует и да будет доволен всеми ими!
Если человека затрудняет что-либо из тонкостей науки о Единобожии, то до тех пор, пока он не найдет знающего и не выяснит у него, ему надлежит просто исповедовать то, что истинно пред Богом. Но непозволительно оставлять поиск ответа и непростительно воздержаться от мнения по данному вопросу, ибо такое воздержание ведет к неверию.
Весть о небошествии [Пророка] – истина, и кто отвергает ее – тот заблудший новвоведенец. Появление Даджжаля, нашествие Гога и Магога, восход солнца с запада, нисхождение Иисуса с небес и другие признаки Дня воскрешения, как о том повествуют достоверные предания – сущая истина.
И ведет Бог прямым путем тех, кого пожелает!

Возврат к списку