Айсель Салихова: «Я мечтатель, который верит, что тюркологи станут востребованы»
Айсель Салихова: «Я мечтатель, который верит, что тюркологи станут востребованы»
«Вокруг меня формируется дымка беспросветной любви к тюркам, но это ни в коем случае не про превосходство одного этноса, народа над другими. К слову, тюрки – гремучая смесь разных этносов. Меня сильно удивляет неумение презентовать свою культуру, рассказывать об основах понимания мира глазами татар, например. Ни треугольники, ни пляски, ни эстрада мне ни о чём не говорят», – говорит Айсель Салихова – студентка факультета истории тюркских народов КФУ.
В небольшом интервью она рассказала, почему выбрала эту специальность и насколько важно познать себя и культуру своего народа, чтобы понимать мир.
– Айсель, расскажите о себе, откуда вы родом?
– Я исследователь, искатель, тюрколог и геймдизайнер. Пока скрываюсь за этими словами, стараюсь набить руку в этих делах. А так, я просто романтичная жительница Казани.
Я родилась в Краснодаре, а росла в Белореченске. Когда меня спрашивают откуда я родом, отвечаю – Кубань. В этих краях живут представители разных этносов и конфессий. Выходит, что с детства варюсь в мультикультурном котле. Ценю, что родилась именно там, но уважение и любовь зародились с момента изучения истории этой местности. Город Белореченск – буквально «белая река», но исторически ее название звучало иначе. В переводе с адыгского языка означает – «топящая лошадей». Исторически эти земли до кавказской войны населяли черкесы.
– А как вы оказались в Казани?
– Если говорить о моих перемещениях, после окончания школы я поступила в Москву, год проучилась, и переехала в Нижний Новгород. Там я поняла, что моя идентичность не позволяет мне оставаться в привычных условиях. С благословения Всевышнего переехала в Казань и поступила в университет уже здесь. Я верила, что в Казани смогу наиболее полно раскрыть свой потенциал во всех планах, находясь среди себе подобных.
– Планируете остаться в Казани?
– Да, планирую, но все будет зависеть от мужа. Сейчас это единственный город, в котором мне захотелось задержаться.
– Можно ли сказать, что именно изучение тюркологии способствовало этим «перемещениям»?
– Здесь все упирается в тему идентичности и самоидентификации. Сама я недалеко ушла в их изучении, но понимаю, что в каждом человеке есть то, что движет им. Это Всевышний и Его воля – зарождение желаний. Есть красивая цитата: «Мечта даётся вместе с силами на ее осуществление». Если я хочу что-то хорошее, то этого хочет и Он.
Говоря о самоидентичности, у меня был твердо поставлен вопрос: почему я ничего не знаю про татар? Почему не понимаю себя? Почему не могу найти свое место в мире? И это в 19 лет.
Я росла в татарской семье, но мы не говорили на татарском, я из провинциального городка, где нет мусульман и мечетей. Татар очень мало, я видела их раз в пять лет на меджлисах, в обычной жизни их не выделишь из толпы, потому что они себя никак не проявляют.
Если о самоидентификации: в Нижнем Новгороде я решила, что буду заниматься культурологией, хотела изучать именно культуру татар, поэтому подала документы в институт на это направление. Говоря об университетском образовании: моя кафедра очень редкая, студентов не так много, но история тюркских народов – непаханое поле, и это разжигает во мне интерес изучать и копать глубоко.
О тюркологии я знала с детства, мои Абика с Бабаем восторженно делились всем, что знали, восхищались Мурадом Аджи, автором книг об истории тюрков.
– Такая разнообразность, разноплановость увлечений говорит о том, что вы в поиске себя? Или применение всех этих знаний направлены на достижение одной глобальной цели?
– Моя глобальная цель – служить Господу, и я только сейчас это понимаю. Переключаю себя на этот лад. Раньше я ставила жесткие, большие цели, это изменило мое мировосприятие, потому что было много провалов. Сейчас понимаю, что главное не результат, а процесс. Если я не наслаждаюсь своим жизненным путем, то в чем интерес бытия? Мой разноплановый выбор – отражение богатого внутреннего мира. Сейчас немного прозаично: у каждого внутри звучит неповторимая мелодия, которую все вокруг хотят заглушить, намеренно или нет. Напоминаю себе всегда, что никто еще не заблудился, следуя внутреннему голосу. Так сложилось, что у нас в обществе закоренелый стереотип: ты – бухгалтер, ты – финансист, ты – юрист, а остальное не может быть совместимо с твоей работой, не может приносить доход. У меня же концепция иная и я верю, что смогу реализовать «Айсель моей мечты».
В религии есть такое правило, что человек должен делиться полученными знаниями.
Я увлекаюсь геймдизайном. Важно понимать, геймдизайнер – человек, занимающийся не только техническим сопровождением, но принятием важных решений: какой будет игра. Я относительно недавно приняла, что я - геймдизайнер. И как раз здесь срабатывает то самое правило, которым я пользуюсь: применяю знания на практике, рассказываю об истории тюрков, об их культуре. Второй момент: не опираюсь только на свои силы, а привлекаю как можно больше людей. То есть цель геймдизайнера – объединить силы разноплановых, как и я, людей.
Я вижу высокую ценность в интеллектуальном богатстве, наследии, в необходимости понимать культурно-исторический подтекст. То, чего нет в моем окружении, и то, что я хочу привнести для искателей. Выложить инструменты для поисков на стол.
Вся концепция в том, что нужно проявлять любознательность, это может раскрыть глаза на многое, облегчить жизнь, смягчить сердце, привести к пониманию сущности Творца.
– Думая о тюркологии, я представляю, как она вбирает в себя и психологию, и теологию, и социологию, и лингвистику, и политологию, и наверное еще много всего. Чем вообще занимается тюрколог?
– Все мы живём в первый раз, и никто не знает, как правильно. Тюркология зародилась как филологическая наука, но сегодня она объединяет научные гуманитарные дисциплины, изучающие языки, литературу, историю, фольклор, религию и этнографию тюркоязычных народов. Я выбрала свою форму выведения науки в широкое публичное пространство, и это игра. Геймдизайн сегодня вбирает в себя весь круг моих интересов, и именно в нем получается применить каждый мой навык.
Профессия тюрколога довольно редкая. А я мечтатель, который верит, что тюркологи и наши знания станут востребованы. В основном организаторы культурно-просветительских мероприятий очень поверхностны. Они не работают с источниками. Хочется видеть отлаженный механизм сотрудничества между людьми разных сфер, результат которого – уникальный продукт с глубоким смыслом.
– То есть в будущем от вас можно ожидать плод ваших исследований - проект видеоигры о татарах?
– Если говорить о деле жизни, видеоигры лишь промежуточный этап. Писать сценарии, прописывать детали – многолетний, кропотливый труд, но моё – это культурно-массовые мероприятия.
– Для вас, тюркология подразумевает любовь к Турции? Ведь сейчас это мейнстрим. Или все таки вы верны своей любви к татарам?
– С Турцией у меня нет ассоциаций. Да, турки один из самых многочисленных тюркских народов. С точки зрения тюркологии, как науки, они уступают татарстанским ученым. Никак не связываю свою деятельность с Турцией, но с ними уверенно буду взаимодействовать, как и с каракалпаками, например.
Вокруг меня формируется дымка беспросветной любви к тюркам, но это ни в коем случае не про превосходство одного этноса, народа над другими. К слову, тюрки – гремучая смесь разных этносов. Меня сильно удивляет неумение презентовать свою культуру, рассказать об основах понимания мира глазами татар, например. Ни треугольники, ни пляски, ни эстрада мне ни о чём не говорят.
Как начинающий исследователь, продолжаю поиски ответов на вопросы о смысле популяризации культуры, раскрытии ее достижений. Особенно интересно узнать цену таких усилий перед Богом. Потому что в Коране сказано: «...Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга,...» (сура «аль-Худжурат», аят 12). Чтобы изучать друг друга, нужно сначала знать, кем являешься ты сам.
Нурия Баязитова
Исламский портал
Количество показов: 837