Саид Шагавиев: В Египте возможна лишь частичная демократия

Саид Шагавиев: В Египте возможна лишь частичная демократия 3 Февраля 2011

Саид Шагавиев: В Египте возможна лишь частичная демократия

Как мы уже сообщали, вчера ночью в Казань благополучно вернулась группа наших преподавателей, находящихся в Каире на курсах повышения квалификации по арабскому языку. 15 преподавателей из Татарстана оказались свидетелями событий, происходящих в последние дни в Египте. О ситуации в Египте мы поговорили с деканом теологического факультета РИУ, членом Совета улемов Республики Татарстан Саидом Шагавиевым. 

С чего все началось, как вы узнали о волнениях в городе?

Обострение началось в пятницу с мероприятия под названием «Пятница гнева». Митинги и демонстрации начались на несколько дней раньше, но обострение началось именно в этот день. В те дни, когда были небольшие митинги, мы еще ходили в центр, занимались, гуляли по Каиру, тогда еще не было так опасно, а уже в пятницу начались столкновения между демонстрантами и полицией. Скорее всего, там действовала какая-то группа, которая провоцировали толпу.

Т.е Вы согласны с тем, что вся эта акция была тщательно спланирована?  

У меня сложилось такое впечатление, что сами мероприятия начались спонтанно: в Тунисе произошло, решили здесь тоже провести. А то, что творилось внутри толпы, это видимо,  было придумано на ходу и были люди, которые пытались управлять, натравливать толпу на полицию. Думаю, что что-то такое было.

Вы сами что-то видели из происходящего?

Все основные события проходили в центре Каира. В окрестностях мы не слышали, чтобы что-то такое было. 

Был такой момент в субботу, когда отключили интернет и сотовую связь. Именно в этот момент некоторые люди, так называемые мародеры, воспользовались ситуацией и начали грабить магазины, дома богатых и доступные банки, выдергивали ячейки с деньгами из банкоматов. Нельзя сказать, что это было повсеместно, но в определенных местах, где-то в центре города это было. И в этот же самый момент полиция просто исчезла. Происходили какие-то непонятные явления. Телефонной связи нет, интернета нет, полиции нет. 

Из-за страха того, что произойдет столпотворение, кого-то убьют, произойдет обострение и народ будет еще больше  свирепствовать, все полицейские и открытая охрана с важных государственных учреждений была снята, они охранялись с помощью снайперов.

В этой связи смерть людей можно обосновать тем, что действительно были люди, которые пытались воспользоваться этими событиями, пытались перелезть через забор, ворваться в банки, а снайперы их просто снимали, ликвидировали. Видимо, людей, которые хотели куда-то залезть, было много. И время от времени в центре города случайно появлялись трупы. У кого-то могло быть слабое здоровье, у кого-то сердце остановилось, на кого-то слезоточивый газ так сильно повлиял. Возможно, полиция тоже иногда стреляла на поражение. 

В Александрии было хуже. Большие волнения были в некоторых небольших городах на севере Египта. А в Каире было все относительно спокойно. Были только небольшие конфликты между полицейскими и толпой, но это, видимо, из-за подстрекателей. 

Т.е. военных столкновений там не было?

Нельзя сказать, что это были какие-то регулярные столкновения, что это было повсеместно. В Каире это были единичные случаи.

Когда оборвали интернет и телефонную связь, была хоть какая-то возможность связаться со своими близкими и родными?

Уже вечером того дня, когда отключили интернет, мы смогли позвонить домой со стационарного телефона прямо из отеля. 

Насколько мы поняли, все было преувеличено западными СМИ, и мы больше волновались не за себя, а за своих близких, которые не владели достоверной информацией, поэтому пытались всегда быть на связи, чтобы успокоить их.

У нас была возможность смотреть разные каналы по ТВ. Канал Аль-Джазира, например, нагнетал обстановку, все их сюжеты были прямо из толпы и возникало ощущение, что митинг проходит не локально в одном месте, а «кипит» весь Каир. Возможно, именно поэтому его в последствии и закрыли.  

Среди вашей группы не было паники, страха, что не сможете вовремя выехать из страны?

Нет, было только сожаление, что кто-то не смог посмотреть пирамиды. В то время, на которое для нас была предусмотрена экскурсия, уже происходили эти события и нам не рекомендовали выезжать, а во время комендантского часа мы уже не то, что пирамиды, даже на улицу не выходили. Все законопослушные.

Также было сожаление о том, что не смогли посетить книжную ярмарку. В Каире должна была пройти международная выставка книги, ее открытие отложили, но непонятно на какой срок. Это такое значимое событие для Египта, ее обычно открывает человек из Правительства. Там бывает очень много литературы на арабском, английском, китайском и других языках. Этот год должен был быть годом Китая. В связи с беспорядками, эту выставку отложили, несмотря на то, что уже вовсю шли приготовления, устанавливались палатки, заезжали машины с книгами.

Здесь прошла информация, что позвонили студенты из Башкортостана, сообщили, что они забаррикадированы, еды осталось на сутки, и попросили эвакуировать их из Египта. Вы слышали что-нибудь об этом?

Нет. У нас была связь с человеком, который из достаточно тяжелого, очень бедного района, но, видимо, там грабить нечего, поэтому никто ничего не делал. Один студент был из нормального района, он говорил, что беспорядки были, но днем он выходил, ходил в магазины, даже нашел место, где поменять деньги, хотя в последнее время многие магазины и банки были закрыты. Те, кто хотел поменять деньги, вынужден был ехать для этого в аэропорт. 

Но в тот момент, когда исчезла полиция, начались беспорядки. Были дома, куда пытались проникнуть мародеры, и даже ограбили несколько домов. Такое было. Но среди этих студентов паники не было, они просто позвонили и рассказали все так, как есть. Кто-то из них уже купил билеты, была запланирована поездка на 5, у кого-то на 10 число, потому что сейчас время каникул. Некоторые студенты не успели сдать экзамены, потому что они отменены и перенесены на  неопределенный срок.

В воскресенье прошла информация, что многие страны начали эвакуацию своих граждан. Турция готова была предоставить свои самолеты для граждан других стран. У вас не было желания уехать пораньше?

В том районе, в котором мы жили, было все спокойно, поэтому мы подумали, что можно еще какое-то время подождать в Каире, дождаться своего рейса.

Т.е. вы вернулись по своим билетам на рейсовом самолете, ваш выезд был запланирован на вторник? Вы изначально должны были лететь через Турцию?

Да. Там, конечно, в аэропорту была не совсем стандартная ситуация. В виду отсутствия интернета, на табло никаких данных о прилете и вылете самолетов не высвечивалось. Также на всех представительствах авиалиний висела табличка «не работает». В связи с этим у нас возникло небольшое опасение, что не вылетим.

А потом сотрудники аэропорта начали выкрикивать направления рейсов и после того, как мы услышали «Стамбул», устремились на регистрацию. А когда сели в самолет, уже окончательно успокоились.

Как оказалось, в связи с тем, что в Каире с 15.00 был установлен комендатский час, сотрудники аэропорта пытались до трех часов дня отправить все самолеты внутреннего сообщения, чтобы не нарушать закон.

Но, тем не менее, в 15.15, хоть и на полтора часа позже, мы улетели.

Военных и военной техники много было на улицах?

Около гостиницы, как минимум, один танк стоял. Они, я так понял, стояли на каждом важном перекрестке. Однажды мы до комендатского часа вышли прогуляться, посмотрели магазины: какие-то открыты, какие-то закрыты; дошли до конца улицы Халифа Муна – главной улицы района, где мы жили – там находилось главное здание Государственного банка Египта, рядом с ним тоже стоял броневик. И мы заметили, что на каждом перекрестке стоит либо броневик, либо танк. На некоторых улицах по пути в аэропорт стояли подряд по 10 танков.

Некоторые пытаются назвать это событие Исламской революцией. Как Вы считаете, это была Исламская революция или все-таки проявление гражданской позиции людей?

Если считать, что все это произошло спонтанно, и, по словам различных аналитиков со стороны Израиля, США, которых показывали по телевидению, эта ситуация все-таки не имеет исламской окраски, хотя отдельные элементы там есть, есть какие-то люди, которые перед собой поставили исламские цели. Та же оппозиционная партия «Братья мусульмане». 

Какие требования выдвигали митингующие?

Этот вопрос задают там все журналисты. И им всегда отвечали, что «пока спонтанно вышла недовольная толпа», а по телевизору мы видели, что люди идут по улицам и кричат: «Мы хотим ухода Президента!» с плакатами «Мубарак, уходи!». В этом плане можно понять, что самое главное требование, о чем они просят, чтобы президент ушел. Иногда говорят, если он уйдет, то он молодец. 

Другие требования, чтобы было больше демократии, больше демократических свобод, т.е. там, оказывается, уже много лет действует военный режим, и закон не соответствует демократическим нормам. Т.е. там очень легко можно кого-то арестовать или посадить на длительный срок. Люди отсиживают долгие сроки, при этом не обязательно доказать вину человека, достаточно того, что в перспективе он может быть опасен, и его забирают. 

Видимо, они требовали, чтобы этот военный режим был отменен.

Если уйдет Мубарак, тоже возможно будут беспорядки. Или тот, кто придет после него, будет еще строже. Если он не уйдет, кто-то останется недовольным, опять будут какие-то жертвы. Пока непонятно, что там будет дальше с политической жизнью. Но то, что им быстрее нужно это заканчивать, это однозначно. Действительно, в Египте много бедных людей и они живут тем, что заработают себе на день и все. Когда есть туристы, там можно что-то заработать. А когда происходят такие события, туристы не хотят туда ехать и заработать невозможно.

Средний класс также может пострадать, если все их деньги находятся в банке, то они их в данный момент тоже не могут взять, пока они будут жить на те запасы, которые у них есть. Долго так продолжаться не может, т.е. какие-то изменения должны будут произойти, что-то все равно изменится.

На Ваш взгляд, возможна ли демократия в арабских странах?

Режим Хосни Мубарака действительно, может быть, строгий, но он не намного строже, чем в других арабских странах. В этом плане удивительно, что народ в Египте поднимается. Это может повлиять и на другие страны. 

Но другой вопрос, могут ли они жить при демократическом режиме?

Частично, наверное, могут, т.е. какие-то принципы демократии частично они могут принимать, а что-то не могут. Полностью демократию, как американскую, например, там применить невозможно.

Все арабские страны они разные, везде разные культуры, разный бекграунд, но Египет всегда был впереди. 

В самом Египте абсолютная демократия невозможна, частичная – может, возможна, может, нет. Трудно сказать. Трудно оценивать ситуацию.

Беседовала Гульназ БАДРЕТДИН

(www.islam-portal.ru)

 


Количество показов: 2822

Возврат к списку