Межлисы 3, 7 и 40 дней как исламская традиция татарского народа

Межлисы 3, 7 и 40 дней как исламская традиция татарского народа 4 Февраля 2016

Межлисы 3, 7 и 40 дней как исламская традиция татарского народа

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику, а также всей его семье и сподвижникам.

В последние годы в среде мусульман Татарстана идут жаркие непрекращающиеся споры по поводу традиции проводить межлисы на 3, 7 и 40 день после смерти покойного. И поскольку верующие не могут прийти к единому мнению, то эта проблема с каждым днем становится все более актуальной.

В связи с этим предлагаю вместе с читателями сайта провести анализ этого обычая. Хочу начать с доводов противников этой традиции. 

Что касается Корана или сунны то в них нет четких и ясных доказательств (кат и ад-диляля) в пользу запрещенности этих межлисов. Ни Коран, ни хадисы не диктуют: "О верующие, остерегайтесь" или "Будьте далеки от подобного деяния". В связи с этим, выводить хукм харам мы не в праве, осознанное выведение такого хукма может ввести его автора в неверие.

По этой причине противники этих межлисов используют довольно примитивный довод. Они приводят хадисы Пророка (с.а.с.), основной смысл которых: "Каждое нововведение в Аду (огне)". Но при этом забывают хадис, в котором Пророк (с.а.с.) упоминает два вида сунны: "Кто оставил в Исламе добрую сунну» и «Кто оставил в Исламе плохую сунну".

Как известно, слово "сунна" в арабском языке несет смысл - путь, дорога, традиция. Следовательно, традиции могут быть как позитивными, так и негативными.

После рассмотрения доводов противников упомянутой традиции, предлагаю провести ее объективный анализ. 

Как известно, она состоит из следующих действий:  

  1. Встреча родственников.

Обычно на этих межлисах присутствуют родные покойного, иногда они приезжают из отдаленных регионов. Т.е. это способствует их общению и укреплению родственных связей. 

Какое же место в шариате занимает поддержание родственных связей? На этот вопрос может ответить даже самый малограмотный мусульманин - это фарз. Коран по этому поводу сообщает: "А тем, которые нарушают заключенный с Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел соединять, и творят нечестие на земле, - уготовано им проклятие и наихудшая обитель" 13:25.  

  1. Салям. 

Естественно, при встрече эти люди приветствуют друг друга. Какой же хукм в исламе имеет приветствие? Как известно, тот, кто приветствует первым, выполняет сунну, а тот, кто отвечает, выполняет фарз. Коран по этому поводу повелевает: "Когда вас приветствуют, вы тоже ответствуйте лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах ведет счет всему сущему" 4:86.  

  1. Соболезнование.

Конечно же все, кто приходит, высказывает соболезнование семье усопшего. Согласно шариату это действие является сунной Пророка (с.а.с.). По этому поводу есть многочисленные хадисы, в частности в одном из них, приведенном в сборнике ан-Наса'и, рассказывается о человеке, который посещал уроки Пророка (с.а.с.) со своим маленьким сыном. Когда сын умер, этот сподвижник не пришел на урок и Пророк (с.а.с.) спросил о нем. Узнав о смерти его сына, Пророк (с.а.с.) отправился к нему, чтобы высказать свои соболезнования.  

  1. Вагаз.

Во время межлиса имам должен рассказать проповедь, выступить с каким-либо наставлением. В Коране сказано: "Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием" 16:125, и поскольку основная масса мусульман малограмотна, то имам, читая им проповедь, призывает их к пути Аллаха, что является обязательным (фарз).  

  1. Чтение Корана.

Это действие является сунной, в сборнике имама Муслима приводится хадис: "Читайте Коран, ведь в Судный день он будет заступником (для тех, кто его читал)".  

  1. Дога.

Аллах в Коране сказал: "Ваш Господь повелел: "Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу" 40:60. В зависимости от ситуации, эта мольба может быть желательной (если человек просит о чем-либо хорошем), добровольной (если он просит о чем-либо разрешенном) или обязательной (если он просит о чем-либо обязательном).  

  1. Раздача садаки.

Ее хукм в основном сунна и Пророк (с.а.с.) побуждая к ней сказал: "Уберегите себя от огня даже (пожертвовав) бороздкой на косточке финика". Т.е. речь идет о столь незначительном подаянии.  

  1. Кормление мусульман.

Это действие также является сунной, один из хадисов нам сообщает: "О люди, распространяйте приветствие, кормите, поддерживайте родственные связи, исполняйте ночные молитвы, когда люди спят, и вы войдете в Рай без какой-либо опаски".

Теперь, если мы сделаем обзор всех хукмов перечисленных элементов межлисов, то придем к выводу, что у нас хукмы от сунны до фарза. Однако предлагаю не спешить с окончательным выводом и поразмышлять о функции, этих межлисов.  

С моей личной точки зрения, при правильном подходе межлисы 3, 7 и 40 дней выполняют функцию сходную с функцией СМИ или каких-либо важных общественных собраний.

Как известно, в мекканский период призыва Пророк (с.а.с.), чтобы довести Ислам до большего числа людей, использовал период хаджа, когда различные племена съезжались в Мекку, другими словами Пророк (с.а.с.) использовал большое скопление народа. 

В наше время возможностей распространять Ислам стало намного больше - это и газеты, и журналы, и радио, и телевидение, и интернет и мобильная связь, и пр. Но вместе с ними упомянутые межлисы тоже занимают свою нишу в средствах призыва. И наши дедушки с бабушками, а также родители были непосредственными свидетелями, как эти межлисы сохранили Ислам в среде татар. Эту функцию они выполняют и сегодня.

В связи с этим хочу подвести следующий итог: межлисы 3, 7 и 40 дней представляют собой хороший инструмент, все зависит от того, как мы ими воспользуемся. Точно также как ножом мы можем нарезать хлеб для ифтара или убить человека, точно также этими межлисами мы можем довести Ислам до людей или же оттолкнуть их. Все зависит от намерения конкретного имама. 

Вспомните хадис: "Все дела по намерениям". Если имама на межлисе интересует только пища и садака и его поведение не симпатично простым верующим, то он их отталкивает от Ислама и, конечно же, такое поведение недопустимо и запретно, и может быть классифицировано как бида. Но если имам искренне выполняет свою функцию и посещает межлисы, чтобы призывать людей к Аллаху, если он, мудро подбирая необходимые аяты, хадисы и истории, рассказывает людям хорошую проповедь, делает красивое дуа и благодаря его действиям люди тянутся к вере, то такой межлис может достигнуть и степени фарза.

Надеюсь, что подобная позиция позволит примирить обе спорящие стороны и что правильное использование межлисов позволит нам сохранить и усилить роль Ислама в среде нашего народа.

 

Рамиль (Абдулла) АДЫГАМОВ,

Об Авторе:

Адыгамов Рамиль Камилович, кандидат исторических наук, декан факультета исламских наук Российского исламского университета, член Совета улемов Республики Татарстан. 

Биография: 

Дата и место рождения: 02.04.1975, г. Алматы

В 1993 году закончил Алматинский технологический техникум легкой промышленности и бытового обслуживания. 

С 1994 по 1999 гг. обучался  в Казанском высшем мусульманском медресе «Мухаммадия», по квалификации имам-хатыйб, преподаватель арабского языка. Специальность: арабский язык и шариат. 

1999-2001 – обучение в Татарско-американском региональном институте, на факультете лингвистики. Специальность: лингвистика арабского языка. 

9 июня 2006 года – защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Тема диссертации «Роль Абдрахима Утыз-Имяни в изучении социокультурных и религиозных традиций татарского общества с конца XVIII – первой трети XIX вв». 

С 2004 года научный сотрудник Института истории при АН Республики Татарстан, отдел истории общественной мысли и исламоведения. 

С 2006 года – декан факультета исламских наук исторического факультета. 

С 2010 года – член Совета улемов Республики Татарстан. 

С 2011 года имам-хатыйб казанской мечети «Энилер». 

Печатные работы: 

Адыгамов Р.К. Исламское вероучение – Казань: 2001 – 74 с. 

Адыгамов Р.К. Основы исламского права – Казань: 2003 – 123 с. 

Утыз-Имяни Г. Избранное / Утыз-Имяни Г. Сост. автор введ., перев. с араб. Р. Адыгамов – Казань: 2007 – 320 с.

Знание языков: татарский, казахский, русский, английский, арабский



Количество показов: 76640

Возврат к списку