Как возродить национальное наследие тардиционного ислама (часть 1)

Как возродить национальное наследие тардиционного ислама (часть 1) 9 Мая 2016

Как возродить национальное наследие тардиционного ислама (часть 1)






В наше время постоянно возникает вопрос: что же такое традиционный ислам мусульманских народов нашей страны? Это выражение совсем недавно вошло в наш привычный обиход, хотя многие специалисты и сомневались в целесообразности именно такой формулировки. Некоторые из них даже предлагали заменить это выражение на понятие “народный ислам”. Рассматривая данный вопрос перед нами  вырисовывается следующая двухуровненвая система подразумевающая этот термин:

1. Отечественная исламская богословская школа;

2. Национальные традиции и исламская культура народов Россиии.

Со вторым пунктом все более или менее понятно. В течении всей мировой истории, мусульмане (как и представители других мировых конфессий), неизбежно приспособливали исламские релиозные каноны под свои наөионалҗные традиции и обычаи. Отсюда для таких случаев в исламском праве ханафитского мазхаба и возник термин “урф”. В этой связи стоит напомнить, что уже по этой причине понятие “чистый ислам”, не возможно в принципе. Еще со времен первых проповедей пророка Мухаммеда (мир ему и благословение), куда бы не проникало учение священного Корана, оно неизбежно учитывало вековые традиции местных народов (разумеется не противоречавшие самой сути ислама). Тогда же и появились основные богословские направления ислама - мазхабы. Сохраняя единство по основополагающим вопросам, они активно развивали религиозный дискурс. Отсюда в  исламском праве и возник термин идждихад, означающее возможность для самостоятельного поиска истины верующим, при условии наличия у него необходимых знаний. Подобная свобода мысли нехарактерная для остальных мировых религий, была изначально заложена в самом исламе, что само по себе предполагает многогранность мусульманских традиций у различных народов.

Не секрет что после десятилетий официально проводимой политики атеизма, исламские институты переживали период своего ускоренного возрождения. В это время в нашу страну хлынул поток проповедников из стран Ближнего Востока, приносивших с собой зачастую не только позитивные перемены, но и чуждые нашим культурным традициям и менталитету, нормы обычая тех стран, откуда они приехали. И зачастую все это преподносилось как проявление “истинного ислама”, что ввводило в заблуждение молодое поколение мусульман, отрывая их не только от тысячелетней тюрко-татарской культуры, но и от религиозного наследия их дедов и прадедов. 

Необходимость серьезного пересмотра исламского наследия народов России в настоящее время стало очевидно для всех. Если для нас возвращение к нашему тюрко-татарскому исламскому наследию это прежде всего вопрос сохранения самобытности и культурного наследия татарской этнонации. То для российского государства - это прекрасная альтернатива не традиционному для нашей страны ваххабитскому течению в исламе, идеологию которой очень часто используют радикальные организации. Конечно стоит учесть, что в данном случае эта проблема гораздо шире. Ваххабизм – напомним является официальной исламской доктриной королевства Саудовская Аравия. Сама по себе она абсолютно не подходит для нашей страны, хотя бы той причине, что ее доктрина предполагает свое функционирование в условиях абсолютного преобладания мусульманского населения, что невозможно в условиях многоконфессионального сообщества нашей страны. Плюс ко всему это течение, как и остальные подобные доктрины не отражают культурного кода мусульманских народов издавна живущих на территории нашей страны.

Ильнар Гарифуллин, специально для Исламского портала


Количество показов: 2163

Возврат к списку