О стадиях развития личности поговорили в мечети «Рамазан»

О стадиях развития личности поговорили в мечети «Рамазан» 5 Марта 2019

О стадиях развития личности поговорили в мечети «Рамазан»

В школе «Ясин» при мечети «Рамазан» прошел семинар на тему гармоничного развития и воспитания детей

Организатором мероприятия стал имам мечети «Рамазан» Закир-хазрат Нуруллин. Спикером был приглашен психолог, преподаватель РИИ Гульназ Галиева.

Воспитание детей занимает важное место в нашей жизни. Дети являются аманатом (вверенное на хранение) – даром от Всевышнего. Поэтому родители отвественны перед Аллахом за их воспитание и от того, что они заложат в ребенка с детства, зависит дальнейшая его жизнь. Психолог Гульназ Галиева рассказала о стадиях развития личности, начиная от детства и заканчивая взрослой жизнью.

Доверие и недоверие

От нуля до года у ребенка проходит стадия, которая называется доверие и недоверие. Если до года за ним ухаживали, заботились, удовлетворяли его потребности, то тогда ребенок на инстинктивном уровне чувствует, что мир безопасен, и ему можно доверять. А если в этот период ребенок понимает, что мир настроен враждебно, то возникает недоверие. Это происходит, например, когда маме физически или эмоционально не до ребенка, когда она тревожится, чем-то обеспокоена. Состояние небезопасности матери передается малышу. Он считывает эту информацию и дальше идет с ней по жизни. Также в этот период формируется привязанность к родителям, особенно к матери. Поэтому до года советуют больше времени проводить с ребенком. Но здесь есть важный момент – границы. Женщина не должна полностью уходить в роль мамы.


Самостоятельность и нерешительность

Следующая стадия от года до трех лет - самостоятельность и нерешительность. До года ребенок исследует мир. Если мы поощряем ребенка в этом, то тогда к трем годам у него развивается самостоятельность, появляется чувство уверенности  – «я сам», «я умею».  Но, как отметила Гульназ Галиева, необходимо выстроить границы дозволенности, что ребенку категорически нельзя делать, например, если это опасно для его жизни и здоровья. С другой стороны, если родители постоянно одергивают ребенка: «Не делай, упадешь, разобьешься, испортишь, не получится», то у него появится нерешительность. Ребенок будет думать, что это небезопасно, а также у него возникнут страхи последствий – наказание, осуждение. Эту нерешительность он может пронести на протяжении всей жизни. Такие люди во взрослой жизни консервативные, им трудно перестроиться под новые обстоятельства.


Предприимчивость и чувство вины

В период с трех до шести лет формируется либо предприимчивость, либо чувство вины. К этому возрасту у ребенка появляется фантазия, он начинает сам что-то придумывать. И если взрослые несерьезно относятся к его деятельности, то у ребенка формируется чувство вины, что у него не получается, что он неправ. Необходимо поддерживать его инициативу и предприимчивость. От этого будет зависеть находчивость, стрессоустойчивость, зрелость, ответственность во взрослой жизни. Эти качества формируются уже в детстве, но это не значит, что если родители не развили их в ребенке в данный период, то в дальнейшем они будут отсутствовать у него. Он может их приобрести, но к этому нужно будет приложить больше усилий.


Умелость и несостоятельность

От шести до одиннадцати лет проходит стадия умелость и несостоятельность. В этом возрасте важно формирование умелых навыков. Ребенку уже можно поручать какие-то функции. Девочкам необходимо прививать помогать маме по дому. Как отметила, Гульназ Галиева, сейчас родители очень жалеют детей. В итоге дети вырастают неприспособленные к труду. В этом возрасте у них есть наклонность что-то мастерить, рукодельничать и это нужно поощрять.


Идентификация личности

С одиннадцати до восемнадцати лет идет формирование самоидентификации – понимание того, кто я. Что я это отдельная личность.

 

Близость и одиночество

С восемнадцати до 30 лет проходит стадия близость и одиночество. В этот период человек учится взаимодействовать с людьми и строить отношения, он стремится создать семью, начать свою карьеру. Гульназ Галиева подчеркнула, что в возрасте 29 лет (плюс-минус полтора года) происходит личностный кризис – переосмысление своей жизни, правильный ли путь он выбрал. Кризис – это возможность поменять свою жизнь.


Общечеловечность и самопоглощенность

От 30 до 60 лет человек достигает успехов в карьере, в семье. В этот период бывают семейные кризисы, связанные с уходом детей во взрослую жизнь. И те, кто в семейной жизни были родителями, а не супругами, у них происходит диссонанс. Так как детям они уже не нужны в той степени как раньше и супруги понимают, что они оказывается, совсем не знают друг друга в связи с изменениями за прошедшие годы. Если до 30 лет человек думал больше всего о себе, о своем становлении, благополучии, значимости, то с 30 до 60 начинает задумываться о других, о поколении, о том, какой вклад может внести. Они создают свои организации – молодежные, общественные. В этом возрасте человек хочет позаботиться о других.


 Цельность и безнадежность

Период от 60 и более называется цельность и безнадежность. Происходит переосмысление, подведение итогов - как человек реализовался в этой жизни. Если он впадает в сожаление, то у него рождается либо отчаяние, что не так прожил жизнь, либо цельность, то есть появляются новые смыслы, цели.

Гульназ Галиева добавила, если на одной стадии мы что-то не дали ребенку, то это можно скорректировать на другой стадии. А если человек уже взрослый и понимает, что от родителей что-то недополучил, то здесь он может сам это получить.

Во время лекции также обсудили вопросы аудитории, в частности о том, как пережить кризисы, как быть целостной личностью, как поступать, если ребенок не желает учиться и как его мотивировать.

 

Материал подготовила Юлия Ибрагимова

Фото: из личного альбома Гульназ Галиевой


Количество показов: 1766

Возврат к списку