Мусульманство новой эпохи

Мусульманство новой эпохи 24 Августа 2010

Мусульманство новой эпохи

В Турции издано и издается множество ильмихалев (сборников по фикху) с соответствии с разными джамаатами и толками, распространенными в этой стране. Профессор Хайри Кырбашоглу с факультета богословия Университета Анкары утверждает, что большинство существующих ильмихалев «полны фетв, которые невозможно применять в наши дни и которые потеряли свою действительность, а также недостоверных толкований». «Ильмихаль последнего времени (ахырзаман)», составленный профессором, приводит современное толкование спорных религиозных вопросов. С профессором Кырбашиоглу беседует корреспондент информагенства Newsweek Türkiye Адем Демир.

В Турции великое множество разных ильмихалей. Отличается ли чем-либо от них «Ильмихаль последнего времени»?

В наше время, когда обстоятельства меняются с умопомрачительной скоростью, ильмихали не отвечают новым условиям и новым потребностям. Вследствие этого назрела необходимость создать новую линию, тенденцию в традиции составления ильмихалей. Ильмихали не должны оставаться ограниченными только сферой индивидуальной религиозности, а должны бы, поднимая вопросы социальной сферы, окружающей среды, ставить перед собой цель представить мусульманство, которое, могло бы функционировать в условиях XXI века. Помимо всего прочего, региональные и мировые проблемы, связанные с противостоянием человечества и нашей планеты, достигли таких размеров, что мусульмане в одиночку не могут разрешить их.

Вы говорите, «мусульманство, которое могло бы функционировать»?

Большая часть мусульман, не имея развитого религиозного сознания, не исполняют своих основных религиозных обязанностей. Поэтому они продолжают оставаться не субъектами, а предметами истории. А «функционирующее мусульманство» - это понимание, которое изменяет окружающий мир, историю в соответствии с волей Аллаха и старается ликвидировать свой статус-кво на мировой арене. Обилие совершенных намазов, постов, чтения Корана, совершенных один за другим хаджев и умры для нового мусульманства не является критерием. Те, кто могут спросить с себя, что они сделали для уменьшения на земле несправедливости, эксплуатации, голода, нищеты, безработицы, грабежа и тому подобного зла, эти люди и предпочли новое мусульманство.

Можете ли вы привести пример фетв, которые существуют в исламской культуре, но в наши дни потеряли свою актуальность?

Например, то, что развод зависит от одного слова, сказанного мужчиной. Указания, связанные халифским или султанским правлением, т.е. единоличным правлением одного человека. Указания, внушающее безусловное подчинение главе государства. Фетвы, согласно которым женщина не может быть главой государства. Указания, согласно которым женщина не может одна выходить в путь. Запрещение – не разбирая, соответствует ли их содержание Исламу или нет – музыки и изображения живых существ.

В своей книге вы приводите понятие «ряд мусульманских ценностей». Что это такое?

Это ответ на вопрос, что предлагает наша религия современному человеку. Эти ценности следующие: сфера метафизических ценностей, сфера моральных ценностей, сфера поклонения и сфера нормативной регуляции (социальная сфера).

Предшествует ли мораль поклонению?

В Исламе превосходство более, чем за поклонением, признается за ценностями и принципами. Поклонение же было установлено для того, чтобы быть стимулом, источником для вдохновения и морали для мусульман в их стараниях установить на земле порядок, основанный на социальной и экономической справедливости, а не для того, чтобы, обратившись спиной к несправедливости и злу на земле, мусульмане предавались поклонению. Большинство мусульман предпочитают оставаться в рамках мусульманства, ограниченного намазом, омовением, постом и хаджем. В деле же исполнения тех всеобъемлющих обязанностей, которые возложены Аллахом на исламскую умму, они выказывают лень и отсутствие желания.

В какой мере достоверна оценка, согласно которой мусульманин, оставляющий намаз, становится неверным?

В Коране нет ни малейших указаний на то, что мусульманина, который проявляет слабость в совершении намаза, следует предать смерти. Те риваяты же, которые приводят в качестве подтверждения в этом вопросе, не в такой степени ясны и очевидны, чтобы быть опорой в таком важном деле. Также нет и категоричных и ясных сведений о том, что подобное практиковалось во времена Пророка. Правильное мнение в этом вопросе таково, что мусульмане, оставляющие намаз, идут против приказа Аллаха, они «грешники».

Что вы скажите о многочисленных религиозных группировках, существующих в наши дни?

При рассмотрении вопроса с точки зрения Корана и сунны следует отметить, что для мусульман может быть только одна идентичность, а именно – мусульманство. Мазхабы, джамааты, тарикаты же не являются идентичностью, даже низшей. Самое большее, чем можно их считать, это предпринимаемыми в разных направлениях усилиями понять и истолковать Ислам, школами мысли. А некоторые даже трудно включить и в эти рамки. Многочисленные религиозные группировки в наши дни вместо того, чтобы усиливать Ислам, делают прямо противоположное. Действия мазхабов, джааматов, тарикатов лишь тогда соответствуют Исламу, когда они вносят вклад в единство мусульманского мира, когда они далеки от раздоров и фанатизма. В противоположном случае следует знать, что они следуют линии, противоположной Исламу, и будут за это отвечать в будущей жизни. В суре Анам говорится: «Есть такие, кто разделяет религию, не имея отношений с ними», в суре Рум: «Не будьте такими, как разделяющие религию и создающие группировки». Эти аяты содержат явные угрозы тем, кто разделяет религию.

Согласно общепринятой в мусульманском мире заповеди, Мухаммад (с.а.в.) является последним пророком, после него откровения (вахи) больше не будет. Вы же утверждаете, что откровение (вахи) будет продолжаться.

Безусловно, не в смысле явления нового откровения (вахи) и нового пророка. Но можно всегда истолковывать последнее откровение – Коран – в соответствии с историческим опытом человечества и здравым смыслом, создавать модели, черпая вдохновение из этого откровения, т.е. задействовать процесс иджтихада. Дав новое толкование Исламу в соответствии с глобальными изменения, следует создать «мусульманство новой эпохи».

Вы утверждаете, что «мусульманин не может держаться за свой статус-кво, он не может быть ни консерватором, ни капиталистом». А может ли он быть левым?

Если считается вполне логичным, когда мусульманин бывает правым или консерватором, то почему вызывает такое изумление, если он левый? Эту непоследовательность трудно объяснить, потому что все эти понятия выработаны вне мусульманской традиции современным подходом. В условиях нашего времени мусульмане должны больше стремиться к соблюдению социальной справедливости, равенства, быть сторонниками свободы, антиимпериалистами, выработать исламскую позицию по отношению к эксплуатации и капитализму, борьбе за мир и охране окружающей среды и следовать этой позиции.

Некоторые религиозные люди, привыкшие к комфорту, защищают тезис: «Мусульмане достойны самого лучшего». Может ли религия поощрять шик и роскошь?

Это образ жизни, не подобающий мусульманину. Тем более, когда в мусульманском мире есть такие, кто вынужден жить на 3-5 лир в день. Если утверждение «Мусульмане достойны самого лучшего» верно, то разве из этого не вытекает необходимость признать, что и другие братья-мусульмане достойны шика и роскоши? А так как этого никто не признает, то значит, в своей сути они утверждают: «Не бедные мусульмане, а такие избранные, как мы, достойны самого лучшего». Такая же позиция не соответствует ни Корану, ни модели нашего Пророка (с.а.в.).

Как вы оцениваете распространившиеся в последние годы тайные браки, когда заключают только никах?

В Исламе нет такой формы никаха, как никах, заключенный имамом. Если никах заключен в соответствии шариатом, он действителен и без имама или муллы. Так как со стороны государства не было введено какого-либо регулирования, учитывающего религиозные убеждения граждан Турции, мусульмане, чтобы восполнить этот недостаток официального брака, предпочитают заключать никах. Хотя существует возможность, чтобы официальные государственные структуры выработали определенные церемонии, соответствующие представлениям мусульман, христиан, иудеев, шиитов, суннитов, атеистов – всех граждан страны, а при заключении официального брака для всех них в соответствии с их убеждениями зачитывались бы должные дуа или благопожелания. Заключение только никаха же открывает дорогу злоупотреблениям, жертвами которых становятся, как правило, женщины. Поэтому, не заключив официального брака, не следует заключать никах.

Источник: Newsweek Türkiye


Количество показов: 5282

Возврат к списку