«Я» – как важная составляющая мусульманина

«Я» – как важная составляющая мусульманина 16 Января 2020

«Я» – как важная составляющая мусульманина

Любовь к себе, принятие собственной личности и глубокое самопознание – термины, не так давно ворвавшиеся в нашу повседневную жизнь. Почему многие верующие настороженно относятся к данным понятиям? Призывает ли ислам в первую очередь уважать себя или же наших собратьев? Так,  Гульназ Галявиева, кандидат педагогических наук и преподаватель психологии Российского Исламского Института, рассказала нам о роли самоуважение в исламе и об истоках появления негативной самокритики как у взрослых, так и у детей.

– В нашем сознании в процессе воспитания нигде не формировались такие понятия как «Я – личность». В Советском Союзе проводились мероприятия, объясняющие что такое самоуважение, самовоспитание, которые связывали с позицией гражданственности. Но проводятся ли сейчас в школах классные часы на тему «достоинства личности»? Разбирается ли это через художественные произведения по литературе? Что же такое «Я»? Каждая личность уникальна по своей структуре, и, прежде всего, человек должен сконцентрироваться на самом себе.

Основная проблема развития личности начинается с воспитания в семье. Часто родители пренебрегают интересами ребенка: например, фраза «Я лучше знаю, что тебе нужно» полностью обесценивает потребности чада. В любой ситуации должен быть баланс – возможно, родители, действительно, знают лучше, что стоит надеть шапку в мороз, но все пожелания должны быть обговорены. И даже в передовых педагогических технологиях, когда ребенку в школе дается задание, например, по аналогии нарисовать яблоко в кружочках, и он хочет сделать по своему – не стоит ему запрещать, это его право.

Все говорят кризис 3 лет, а его вовсе не существует. У ребенка в 3 года формируются свои желания, и то, как родители относятся к этому как раз и называется «Кризисом». Ребенок- личность, и с самого начала они не должны запрещать, злиться на его желания, ведь в противном случае нарушаются права ребенка.

Вопрос: Ребенок вырос, стал абитуриентом и хочет поступить в академию искусств на скульптора, где ему придется лепить анатомические, правильно выстроенные в композиции, тела людей. Родители протестуют, так как считают, что в исламе это запрещено. Как решить эту проблему?

Ответ: Да, возможно какую-то часть занятий ему придется лепить тела, но не для того, чтобы испытывать удовольствия, что как раз-таки и является запрещенным для нас самих (в данной ситуации это никому не будет вредно, кроме как здоровью студента в личных вопросах. Возможно, ему будет далее некомфортно выстраивать отношения с женщинами), а для того, чтобы усовершенствовать навыки мастерства декоративно-прикладного искусства. Скульптор может позднее создать прекрасную композицию, статую, а конструирование тела – лишь часть занятий. Возможно, если он их слепит, студент пожелает оставить их дома, а не возить на выставки.  Человек имеет право выбирать свою профессию без осуждения окружающих. И, возможно, все опасения не имеют серьезных тому оснований».

– Итак, почему же мы должны уделять внимание к своей личности? Казалось бы, человек должен быть альтруистом и заботиться о людях. Однако человек не сможет накормить другого, пока голоден сам, не сможет помочь другому, пока сам нуждается и не сможет уважать других, пока не зауважает сам себя. Сура Худ, 101 аят гласит: «Мы не были к ним несправедливы. Это они сами были несправедливы к себе! Когда снизошло веление Господа твоего, не помогли им ни в чем их боги, к которым они взывали с мольбой, минуя Аллаха. [Боги эти] лишь толкали их к гибели».

Уважение себя важно не только в материальном, но и в духовном плане.  Часто мы отказываем себе в покупках чего-то приятного, но куда важнее духовная составляющая каждого из нас. Человек, уважающий себя сильная личность. Абу Хурайра передает: «Посланник Аллаха сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем слабый верующий, хотя в каждом есть благо…»». Часто мы отказываемся от своих принципов в силу убеждения собеседника из-за неуверенности в себе, лжем, если истина неудобна для нас. В современном мире часто можно наблюдать картину того, что мусульмане, пытаются скрыть свою религию или упростить ее для понимания неверующих, подстраиваясь под окружающих, не желая разочаровывать чьи-то ожидания. Твердым в убеждениях можно стать только при глубоком изучении себя и составляющих себя (идеи, окружение, психология отношений), а также изменяясь в лучшую сторону, исключив привычки, наносящие негативные воздействия. «Преуспел тот, кто очистил ее {свою душу}»-сообщает сура Шамс, 9 аят.

Работа с границами не менее важный постулат самопознания. Выстраивая «бордюры души», которые не может нарушить никто, кроме нас самих, ведет к следующему понятию – «итикяф». Итикяф – благочестивое уединение в мечети. Почти каждый человек чувствовал некую опустошенность после длительных, ненужных разговоров, поэтому время от времени нужно находиться в одиночестве для медитации и размышлений.

Важный элемент сохранения достоинства – сохранение нашего времени. 21 век-век исрафа времени, которая выказывает не только неблагодарность Аллаху, но и неуважение к себе. Известный хадис гласит: «Есть два вида благ, по поводу ценности которых ошибаются многие люди: здоровье и свободное время» (Бухари, «Рикак»). Порой люди готовы продать честь или время ради денег, которые являются порицаемыми в своем роде. В психологии люди, неуважающие себя, подсознательно отталкивают людей, специально создавая конфликтные ситуации с близкими людьми. Разрушают теплые отношении, из-за того, что подсознательно считают, что недостойны общения с друзьями, родственниками или наставниками. Хочется отметить важность того, что мусульманин всегда должен иметь хорошую самооценку для совершения благих дел и вклады в умму, что есть обязанность верующего.

Если человек будет игнорировать свои потребности, избегая тему уважения к своей личности, проблема «собственного достоинства» будет часто встречаться в его жизни в трудных ситуациях. Из-за потери собственного «Я» возникают созависимые отношения, приводящие к печальным последствиям (развод, одиночество, насилие в семьях). Помимо данных проблем, человек  будет задаваться такими вопросами, как: «Кто я?», «Зачем я создан?», «Что я могу сделать?». По мнению суфиев, человек, который познал свою душу, познал и своего Господа. Христиане также имеют замечательную фразу: «Прекраснейшей и важнейшей из всех наук, несомненно, является самопознание. Потому что, кто сам себя знает, тот дойдет до познания и Бога»/ христ.: Климент Александрийский. Существуют не совсем верные и правильно подобранные методологии познания себя: так, в худшем случае, постоянное прислуживание потребностям нафса не ведет к благотворному результату, поэтому психологические самокопания должны осуществляться наряду с духовной практикой.

Мы выяснили, что ислам не только дозволяет, но и поощряет познание, любовь и уважения к самому себе. Также, все начинается с детства. Первая школа- это родители, и именно они закладывают в малыша качества, присущие «зрелой личности». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание».(Ат-Тирмизи, Бирр ва сила,33).

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Количество показов: 1717

Возврат к списку