Сказания о Габдрахим Утыз Имяни

 Сказания о Габдрахим Утыз Имяни 30 Января 2020

Сказания о Габдрахим Утыз Имяни

Что мы знаем о таком известном богослове, как Габдрахим Утыз Имяни аль-Булгари? Мы знаем, что его родиной была деревня Утыз-Имян и то, что он писал прекрасные стихи, а также сочинения на темы достоинства и чести, бедных и богатых, нравственности и благочестия. Кто же он такой по памяти татарского народа? Какие легенды и риваяты (сказания) слагались о нем? Об этом и многом другом повествует книга «Татарское народное творчество: легенды и предания».

Родившись в августе 1754 года в деревне Утыз- Имян Чистопольского уезда Казанской губернии (нынешнее название д. Яна Кади Черемшанского района Республики Татарстан) в обычной крестьянской семье. Габдрахим Утыз Имяни остается сиротой с самого детства – вначале умирает его отец до появления сына на свет, позже умирает и мать Гафифа. Переехав в детстве к своим родственникам в прославленную деревню Утыз-Имян, будущий поэт взращивает в себе одного из величайших богословов и писателей татарской интеллигенции 18 века.

Начало его творческому пути закладывает учение в медресе. Долгое времяпровождение в школе не остается не замеченным, ему поручают мелкую работу, и вскоре сам Габдрахим становится устазом для новых учеников. Как и многие просветители 18-19 вв. Утыз Имяни не останавливается на том уровне знаний, которым он обладал на тот период. Он отправляется учиться в медресе других поселков и деревень. Судьба приводит Габдрахима в известное образовательное учреждение, медресе Каргалы, находившимся под Оренбургом. Не удовлетворившись и этим медресе, еще на тот момент шакирд отправляется со своей семьей в Бухару, центр знаний многочисленных мусульман прошлых лет, где ему посчастливилось встретиться с  прославленными учеными. Учение о традиционном исламе Средней Азии наложили отпечаток на судьбу богослова, и, наконец, Габдрахим становится мударрисом- преподавателем. Важно отметить, что казанские и оренбургские улемы в то время придерживались среднеазиатской традиции в исламской науке. Шакирды обучались у известных в широких кругах среднеазиатских шейхов, которые были приверженцами  суфийского братству (тарикат) Накшбандийа Муджаддидийа. Утыз Имяни становится имамом одной мечети в Бухаре. Набравшись опыта в учении, Габдерахим решается отправиться в путешествие по городам Самарканд, Шахимардан, Туфи, Акча, Афганистан, Кабул, Герат. К 1798 году, находясь в Кауырмаче, жена Габдрахима- Хамида покидает этот свет, и отцу с детьми приходиться вернуться в деревню Утыз- Имян. Богослову не разрешают поселиться в своей деревне, так как мать была уроженкой Утыз-Имяни, в то время как отец являлся жителем другой деревни. На сегодняшний день это ненасущная проблема, однако, раньше люди обращали внимание на все факторы – особенно на корни, место рождение человека. Не получив одобрения от односельчан, они переезжают в деревню Исляй. А позже и в Сарабиккол, где на протяжении трех лет Габдрахим взращивает юных шакирдов. Набравшись опыта во многих сферах жизни, он основывает первое медресе в деревне Куакбаш. Проделав немаленький путь, просветитель доезжает до деревни отца под названием Тимяш, где также преподает и слагает стихи до своих последних дней. В 1834 году поэт покидает наш мир в деревни отца. То культурное наследие, которое нам оставил богослов неисчислимо. На сегодняшний день известно то, что он являлся знатоком не только в исламских науках, но и в языкознании, медицине, астрономии, торговом деле. Также Утыз Имяни занимался переписыванием произведений других поэтов и ученых Востока. Все эти творческие деятельности, связанные с его жизнью, дает полное право называть Утыз Имяни просветителем и ученым 18- 19 веков.

Вашему вниманию предоставляются народные сказания и легенды, которые передал народ об ученом.

Глупые муллы

Придя в мечеть Бухары, Габдрахим не стал читать намаз внутри, он прочитал его снаружи. На вопрос: «Почему ты не читал намаз внутри?», Габдерахим ответил: «Я не хочу видеть глупость мулл в мечети, ведь они могут испортить мой намаз». Рассказано жившим в Республике Татарстан в районе Черемшан, в деревне Яна Кади дедом Суфияном. Писатель- А. Шарипов, 1973 год.

Суд общества

Находясь в Бухаре у мечети Могак, Габдрахим слушал азан, да нашел в нем семь ошибок. Эту новость донесли до амира (руководителя). Амир решил назначить Габдрахиму народный суд. Он решил устроить большой маджлис, и, задавая вопросы Габдрахиму, назначить наказание по решению граждан. Все готовились к маджлису: ишаны и муллы запаслись множеством камней возле дома, где будет проходить суд над «героем», чтобы в случае неудовлетворительных ответов закидать его «боеприсами». Ему действительно много задавали вопросы, однако Габдрахим смог дать на все вопросы положительные, правильные ответы. Так, он избавился от участи быть убитым религиозными фанатиками.

Ты не местный

Пройдя многие страны, покорив весь мир, Габдрахим возвратился в свою родную деревню Утыз-Имян. Встретившись с друзьями, поговорив с родственниками, он решился остаться в родном селе. Однако старосты деревни тут же сообщили ему: «Твой отец выходец не нашей деревни, он из Тимяша. В связи с этим мы не можем выделить тебе землю для постройки дома, поезжай в Тимяш и строй свою жизнь там». Габдерахим сильно переживал по этому поводу, но он не мог исправить решение старост. Он собрал все свои книги в одну тележку, и с семьей выехал из деревни. В тот момент поэту было крайне трудно покидать родные земли, так, он с лирикой отозвался о деревне:

Прощай, Утыз- Имян, прощайте и озера,

Мы в грустных воспоминаниях с тобой сойдемся снова,-

напоследок  пропел Габдерахим.

Выехав из деревни, он проехал вдоль тридцати деревьев. Остановившись у них, поэт нежно погладил их твердые станы. Подняв голову ввысь, увидел, как деревья тянутся к небу. «Это не просто тридцать дубовых, это тридцать золотых деревьев»,- сказал Габдрахим.

            Даже в наши дни вы можете увидеть тропинку, вдоль которых в последний раз проехал богослов. Люди назвали эту дорогу «тропой хазрата Габдрахима».

В чью телегу сядешь…

Однажды Габдерахим идя по дороге, встретил мужика с упряжкой лошадей. Габдерахим сел к нему в телегу. Оба были одеты скромно, мужик распевал песни и вдруг поинтересовался: «Слушай, а откуда ты? Как тебя зовут?». Поэт ответил: «Я являюсь хазратом Габдрахимом, наверно, ты много обо мне слышал». «Габдерахим! Извини меня, по внешности ведь и не скажешь. Ты совсем не выглядишь как обычные наши хазраты, вот и не узнал тебя»,- начал извиняться мужчина. На что Габдрахим ответил: « Чу, не суетись ты! В чью телегу сядешь, тех песню запоешь. Мне очень понравилось твое пение, вот я и сел к тебе. Теперь же ты прислушайся к моим словам!»

Складывается ощущение, что Габдерахим Утыз Имяни был мудрым, известным в широких кругах человеком, однако принесла ли известность ему любовь своего народа? Богослов крайне щепетильно относился к религиозным вопросом, что отображается в рассказах о его жизни со слов крестьян. Как и многие другие просветители, Габдрахим прошел сквозь «гонения» религиозных представителей того времени, так и сквозь уважение народом. Сейчас богослов известен, как ученый 18- 19 веков. На его труды опираются новые ученые, имамы, шакирды и его последователи в целом, что говорит о неиссякаемом уважении и доверии современных мусульман к данному просветителю.

 

ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала


Количество показов: 2376

Возврат к списку