Небезобидные «шалости» послушных детей

Небезобидные «шалости» послушных детей 21 Февраля 2020

Небезобидные «шалости» послушных детей

«Животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека». Это высказывание древнегреческого философа Плутарха, и оно здесь как нельзя кстати. А вот почему: пока одни школьники старательно делают кормушки для птиц и помогают дворовым котам, другие проявляют верх жестокости и бесчеловечности в отношении к братьям нашим меньшим. Есть ли выход из данной ситуации? Где грань между естественным детским любопытством, желанием экспериментировать и жестокостью как чертой характера? Когда нужно начать беспокоиться?

На Урале, в пригороде Екатеринбурга, дети живьем закопали пятерых щенков, затем вырыли и забили их до смерти камнями и палками. Как сообщает Znak.com со ссылкой на заявления волонтеров и публикации в соцсети, преступление было совершено четырьмя учениками местной школы на глазах у маленьких детей. О произошедшем стало известно благодаря ученикам параллельного класса, которые вырвали одного щенка буквально "из-под палок" и рассказали о произошедшем местному зоозащитнику Елене Кузьминой. Сама волонтер написала заявление в полицию по факту преступления, совершенного по статье 245 УК РФ о жестоком обращении с животными. К моменту прибытия полицейских трупики щенков уже были спрятаны, на месте остались только выкопанные "могилки" и следы крови. Администрация школы провела беседу с маленькими живодерами и их родителями. Достаточно ли этого для решения коренной причины инцидента?

Новость о происшествии датируется 6-м октября 2019 года, однако на просторах интернета безымянных видео, где подростки издеваются над беспомощными животными, огромное множество. Это подтверждают и зооволонтеры.

– К нам постоянно поступают животные от зоозащитных организаций и неравнодушных людей. Всегда в разном состоянии, – делится врач ветеринарной клиники «БарсВет» Осминкина Татьяна Андреевна. – На данный момент у нас лежит кот, которого нашли на улице в мешке. У него проблемы с позвоночником. Лечение проводится, как правило, за счет благотворительных сборов. Клиника же, в свою очередь, предоставляет скидки на свои услуги.

 Дальнейшей судьбой животных занимаются волонтеры. Стоит отметить, что работники приютов со всей ответственностью подходят к выбору новых хозяев для своих воспитанников. К примеру, если вы хотите взять себе щенка, то непременно будете опрошены о членах семьи, образе жизни, условиях содержания собаки и многом другом. Если по каким-то критериям вы не подходите на роль хозяина определенного животного, могут отказать или помогут подобрать питомца, рассказывая об особенностях характера и здоровья каждого. Главная цель – отдать хвостатых в надежные руки и обеспечить им счастливое будущее.

Многие семьи заводят домашних питомцев целенаправленно для того, чтобы их дети учились бережному и заботливому отношению к окружающему миру. Однако здесь ключевую роль все же играют родители: их обязанностью становится не только знакомство ребенка с пушистым членом семьи, но и демонстрация на личном примере того, как нужно обращаться с ним, обозначении правил поведения, привитие уважения к личному пространству. Психологи отмечают, что жестокость детей в отношении к животным тесно связана с климатом внутри семьи. Иными словами, агрессия ребенка в отношении того, кто слабее, может быть индикатором насильственного обращения в его окружении.

– Подобное поведение у детей не является психическим отклонением до определенного возраста. Маленькие дети просто-напросто не имеют видения того, как нужно относиться к живым существам,– поясняет кандидат педагогических наук, преподаватель социальной психологии Гульназ Галявиева. – В более взрослом возрасте – это, скорее, пробел в социальном и морально-нравственном воспитании.  Ребята отдают себе отчет о своих поступках, действуют осознанно, намеренно. Предупредить жестокость в своем ребенке можно с помощью экологического воспитания: ходить на экскурсии, выезжать на природу, посещать питомники, а также учить малыша взаимодействовать с окружающим миром.

Действительно, возраст ребенка имеет большое значение, поскольку может помочь правильно интерпретировать его поведение, из чего следует вывод о том, стоит ли бить тревогу и торопиться к психологу. В дошкольный период малыш только начинает познавать мир, активно изучает все, что его окружает, усваивает правила. Это именно то время, когда важно сформировать у него верные представления о том, что допустимо, а что – нет: «Отрывать лапки жучку – нельзя. Погладить котенка – можно». Довольно часто можно наблюдать на площадках то, как более взрослые дети играют, подражая животным: «Давай я буду лошадкой, а ты – собачкой?» То, что они играют, отождествляя себя с животными, свидетельствует об усвоении полученной ранее информации о представителях фауны и умении проявлять эмпатию.

В подростковом возрасте ребенок уже понимает, что бить животных нельзя. Агрессивность в этот период говорит о беспокоящей его глубокой тревожности. Отсутствие понимания в отношениях с родителями, проблемы в общении со сверстниками, неумение направить энергию в нужное русло – это и многое другое толкает его к самоутверждению через демонстрацию собственной силы. Как уже было отмечено выше, ряд исследований показывают прямую связь детской жестокости с неблагополучием в семье и жестоким обращением с самим ребёнком. В таких случаях необходима помощь профессионала для решения проблем и коррекции поведения.

Специалисты по работе с детьми также выделяют у современных ребят некую отчужденность от действительной реальности. Видеоигры, предпочтение общения по Сети, ограниченный круг интересов – все это способствует социальной дезадаптации. В таких условиях не происходит необходимого для развития личности усвоение морально-нравственных и духовных ценностей.

Свою лепту в создание дружеских отношений с четвероногими вносит и религия. Доброта и милосердие к творениям Всевышнего предписывается как Священным Куръаном, так и наследием Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

«Сахих аль-Бухари» передает, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поведал сподвижникам о грешной женщине из общины бану Исраиль, пожалевшей собаку, которая в жаркий день не могла найти воду, чтобы утолить свою жажду. Эта женщина сняла с ноги туфлю, достала воду из колодца и напоила собаку, за что Всевышний простил ей грехи. Сподвижники, услышав рассказ, удивились: «Разве награда полагается даже за хорошее отношение к животным?» Пророк ответил им: «Награда полагается за доброе отношение ко всему живому».

Таким образом, из предания следует, что задолго до возникновения зоозащитных движений ислам призывал к человечности по отношению к животным, а бессердечие к ним считал достаточной причиной, чтобы человек был наказан.

Злоба в человеческом сердце губительна. Она ведет к страшным, разрушительным последствиям. И вместе с тем нужно понимать, что такие люди – это выросшие дети, которые привыкли за маской силы и агрессии прятать свое несчастье и глубокое чувство одиночества. Мы можем отдать миру лишь то, что есть в нас самих. А значит, тот, кто счастлив сам, стремится сделать счастливее всех вокруг.

 

АЛИМОВА Динара, специально для Исламского портала


Количество показов: 1514

Возврат к списку