Теологи-женщины: где они?

Теологи-женщины: где они? 14 Января 2021

Теологи-женщины: где они?

Сегодня мы решили узнать, на каком уровне религиозное образование женщин в Казани и почему так мало девушек продолжают работу в качестве теолога в Татарстане

Для решения этих вопросов мы обратились к Резеде Сафиуллине-Ибрагимовой, кандидату филологических наук.

– Женщина-теолог такой же хороший теолог, как мужчина?

– Конечно. Многие богословы учились у женщин: у Айши (р.а.), Зейнаб бинт Кямаль, Фатыма бинтАляад-дин ас-Самарканди. Также были суфии женщины. Мухлиса Буби – первая и пока единственная казый женщина.

каз1.png

– Однако в Татарстане не встретишь много женщин-теологов.

– Но ведь и мужчин-теологов не так много. Например, есть ли в муфтияте настоящие теологи, кроме самого муфтия?

Женщина не может стать муфтием. Однако у нас есть женщины, которые могли бы стать отличными казыями. Ранее я задумывалась над этим вопросом: почему сейчас в совете улемов нельзя внести должность казыя-женщины? У нас в РИИ или среди абыстаек есть женщины, которые отлично знают фикх, и из них вышли бы отличные казыи по семейным отношениям, по муамалят. Никто не поймет женщину лучше, чем другая женщина. К сожалению, на сегодняшний момент у нас недооценивают способности женщин.

– Может это не актуально?

– Актуально. Я состою в WhatsApp во многих женских группах. Женщины в чатах переписываются, обсуждают семейные проблемы. На данный момент в семьях много зульма (притеснения), насилия, несправедливости, особенно, когда вопросы касаются многоженства (сейчас это распространенное явление). Все хотят найти вторую жену, не построив нормальные отношения с первой. Потом третью берут и без конца скачут, вместо того, чтобы научиться выстраивать грамотные семейные отношения. При этом страдают женщины, потому что практически никто не соблюдает справедливости в полигамных семьях. Заглянув в книжный магазин, я увидела сплошь и рядом книги (сейчас пошла на них мода), где речь идет о том, что в исламе предписано брать вторую, третью жену. Разрешено в крайнем случае, однако хазраты пишут, что предписано. А женщины верят в это. Они соглашаются от отчаяния быть вторыми женами, ища убежища, но ведь такой поступок от незнания. Это эгоистическая позиция, когда мужчины переворачивают религиозные знания в интерес своим страстям, низменным потребностям. Также стоит вопрос о воспитание детей: в этой сфере тоже есть проблемы. В последнее время стало крайне много мусульманок – психологов. Как вы считаете, почему это востребовано? Потому что наше общество столько лет было больным и эти болезни, искаженное восприятие реальности, травм важно грамотно разрешать. Потребность есть, понимания как все это устроить – нет.

– Недавно вышел спектакль «Өйләнәм. Тat / Женюсь. Tat» в театре Галиаскара Камал. Актеры помимо главной идеи осветили  тему многоженства. Получается, что теологическая проблема проявилась и в театре?

каз2.png

– Да. Деятели искусства очень чутко реагируют на запросы общества.

Мы поинтересовались у студенток направления «Теологии»: как и кем они себя видят в будущем.

Айсылу Дюсьметова, студентка РИИ, направление «Теология», 3 курс:

«Перед теологами первостепенной задачей стоит донесение сути теологии, что эта за профессия, о чем она и для чего? Но так как мы еще и исламские теологи, нам важно поменять представление современных людей об Исламе в лучшую сторону. Важно донести правду, что Ислам – это религия мира и добра. В будущем хочу заниматься научно-исследовательской работой, а также же интересно было бы поработать в экспертно-консультативной сфере, допустим, в отделе по борьбе с терроризмом. На втором курсе у нас преподавали две женщины по теологии: Татьяна Евгеньевна и Резеда Рифовна.  На их парах мы узнали о нашей будущей профессии ещё глубже. Они вдохновили и заинтересовали нас на осознанное изучение Исламской теологии.

Женщина кади – эксклюзивная профессия для России. Не могу сказать точно, нуждаемся ли мы в этом. Женщина – это эмоциональное создание и сможет ли она отключить свои эмоции и вынести хладнокровное решение, без сочувствия, без сожаления, когда это потребуется? Для неё это сложно. Возможно, мы нуждаемся в центрах женской поддержки».

Исламия Хабибрахманова, студентка РИИ, направление «Теология», 2 курс:

«Будучи патриотом своей нации, культуры, Родины, я считаю, что сейчас в Татарстане мало теологов с хорошим знанием татарского языка – и это одна из ключевых проблем на данный момент. Шигабутдин Марджани сказал: «В религии нет 3 вещей: традиций, национальной одежды и языка. Но они охраняют религию».

Изначально я постараюсь быть мусульманкой с большой буквы, чтобы своим благим нравом, действиями показать ислам с лучшей стороны. В дальнейшем я вижу себя теологом и работала бы в сфере проповеди, чтобы привлечь внимание людей к изучению ислама, чтобы они начали практиковать религиозные обряды и для того, чтобы люди другой нации приняли эту прекрасную религию, ин ша Аллах. О вопросе авторитета-теолога: у меня один авторитет – Пророк Мухаммад галяйхиссалям. Насчет казыя-женщины у меня такое мнение: у женщины свое место в обществе, в семье и т.д. Если бы она была казыем, у нее не осталось бы времени для семьи, личной жизни, а обязанность женщины – это забота о муже и воспитание детей. А так я довольна нынешними казыями- мужчинами».

Светлана Мусина, студентка РИИ, направление «Теология», 4 курс:

«Я считаю, что проблема теологии на данный момент заключается в том, что люди смутно понимают, что такое «теология». Когда людям говоришь «я учусь на теолога» (даже людям в религиозной сфере), ты встречаешься с вопросами: «Что? Кто? А чем теолог занимается?». Этот термин не раскрыт даже в религиозной сфере, не говоря уже о светском.  Нет как такового объединения теологов, чтобы показать «вот теолог, он такой, он занимается тем-то, работает там-то». Возможно, такое, конечно, есть, и, может быть, я не достаточно осведомлена в этом. Хотя будучи студентом 4 курса, нам, конечно, следовало бы показать, рассказать о каком-либо объединении теологов. Также в России нет комиссии, которая выпускает докторов наук по теологии. Единственный такой теолог-христианин, а в исламской теологии такого пока нет.

В будущем я вижу себя теологом, хочу работать в сфере фикха, акыды, преподавать их не только в ВУЗе, но и в других местах. Большую часть своего времени я бы хотела преподавать в РИИ или в медресе «Мухаммадия». Авторитетов среди теологов-женщин у меня пока нет: я не знаю сильных в умении подачи теологов женского пола, а мужчины мне знакомы. Думаю, что лидирующую позицию казыя должен занимать мужчина, а женщина может быть его замом. К ней также могли бы обращаться, но чтобы в конечном итоге, ее ответы согласовывались с казыем- мужчиной».

Директор подготовки Коран-хафизов, Абдуррашид Фаизов, рассказал о том, сколько девушек и где обучаются на хафизов Корана на сегодняшний день:

каз3.png

С 2013 года при Российском исламском институте ведется обучение девушек чтению и заучиванию Корана в рамках программы дополнительного образования. На сегодняшний день эти занятия посещают около 50 девушек. За время обучения по такой программе выучили Коран и получили иджазу 13 девушек. Многие из них сейчас преподают в мечетях Казани.

– Почему нет дополнительного центра подготовки Коран-хафизов среди девушек? Больше, чем 50 девушек? 

– По ряду причин пока это не представляется возможным. Формат дополнительного образования всех устраивает. В свою очередь наш Центр курирует учебный процесс по этому направлению.

Как нам известно, многие хадисы говорят о достоинстве получения знаний: как мужчин, так и женщин. Об этом следующий хадис:  «По  свидетельству самой Айши все супруги Пророка (мир ему и благословение), среди которых была и она, во время священного месяца Рамадан брали к себе в дом детей для обучения чтению и письму, учили их Священному Корану, основам служения вере, занимались воспитанием. Она рассказывала, что в одной части дома Пророка (мир ему и благословение) устанавливался шатёр под названием «Хыдр», в котором обучались девушки, достигшие совершеннолетия» (Бухари «Никях», 63)[1]

А также получение знаний упоминаются в Коране: «Скажи: „Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?“ Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (сура аз-Зумар, аят 9).

 


ГАЛИЕВА Айсылу, специально для Исламского портала

 

 



[1] http://mahalla1.ru/women-muslim/muslim-morality/obrazovanie-musulmanok.php


Количество показов: 34

Возврат к списку