Исламские новости

Положение музыки в Исламе 27 Марта 2023

Положение музыки в Исламе

Музыка – одна из самых спорных тем в Исламе, которая волнует множество мусульман. В самом деле, значение музыки в Исламе достаточно спорное: одни говорят, что любая музыка, помимо маленького барабана на свадьбах, считается харамом и никак иначе, другие же наоборот настроены не так категорично, на их взгляд, отношение Ислама к музыке в целом вполне себе положительное и вся музыка, которая не содержит сквернословие,  порочные мотивы или подтекст, может считаться разрешенной.

Но, тем не менее большинство факихов согласны в том, что все виды музыки являются запретными, независимо от того, будет ли она исполняться на музыкальных инструментах, с помощью электронных устройств или посредством какой-либо части тела. Основное мнение заключается в том, что музыка запретна независимо от того – каким способом она исполняется.

Ученые Ислама в подавляющем своем большинстве придерживались именно этого пути: не говорить об абсолютной запретности или абсолютной дозволенности музыки, а оговаривать условия, при которых музыка становится запрещенной или дозволенной».

Но нам важны мнения не только ученых, и в этом нам помогли братья мусульмане, среди которых есть как приветствующие музыку, так и категорично отрицающие ее. Со стороны дозволенности музыки выступил Нурлан (имя изменено): «Музыка относится к искусству, которая, как и живопись, литература развивает человека, она дарит нам огромную возможность для творческого развития. Но, важно заметить, что не вся музыка развивает человека, вот допустим, что полезного можно извлечь из рэп-песен про наркоманскую жизнь, вечеринки и т.п.? Правильно – ничего, поэтому не всю музыку можно считать дозволенной. Так же и с другой стороны, как можно считать музыку однозначно запретной, если она не несет никакого вреда, к тому же конкретного запрета не указано, только лишь хадисы, которых много и которые противоречат друг другу, поэтому и существует такая делема. Во-вторых, это все-таки развитие человека, прослушивая классические произведения вряд ли это как-то плохо на вас повлияет.»

Также разделяется мнение, указано ли конкретно в Коране запретность или же разрешенность музыки. Те, кто защищают музыку, приводят в качестве аргумента слова супруги пророка Мухаммада ‘Аиши: «Пророк пришел домой, когда дома у меня были две служанки, они пели. Он прилег и повернул лицо (повернулся, отвернулся; накрылся с головой). Через некоторое время зашел Абу Бакр, поругал меня и воскликнул: «Дудка Сатаны в доме Пророка?!» Посланник Всевышнего приблизился к нему (повернулся в его сторону) и сказал: «Оставь их». Когда он задремал, я взглядом подала им знак, и они обе вышли». В другом риваяте (версии хадиса) слова Пророка звучат так: «Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, это же (эти дни) — наш праздник (не ругай ее, пусть играют, поют)». Текст хадиса явно указывает на то, что музыка и пение допустимы и позволительны, если не несут собой аморальность, безнравственность и то, что запретно.

А в качестве доказательства запретности музыки аргументом приводят  слова Пророка Мухаммада (с.а.у.): «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе (будут считать разрешенным) прелюбодеяние, натуральный шелк, употребление спиртного (включая все, что опьяняет рассудок и струнные инструменты (музыкальные инструменты). Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы (расположатся у подножия высокой горы). Вернется к ним вечером пастух с их стадом. Придет к ним бедный, нищий со своей нуждой, а они ему ответят: «Приходи завтра!» Ночью же обрушит Всевышний на них гору у подножия которой они находятся, а остальных кто из них останется в живых превратит в обезьян и свиней до Конца Света (возможно, здесь аллегория, имеется в виду, что они потеряют нормы морали, так и не приобретя их до конца своей жизни)».

Тахир высказал свое мнение касательно запретности музыки: «Я осознанно не слушаю музыку с 12 лет, потому что считаю что это слабость человека, не может человек слушать Коран, при этом чуть позже заполнять свой разум и свое сердце музыкой, таким образом вы вытесните священные слова из своей головы. Те, кто говорит что существуют песни которые развивают человека, или что они с великим смыслом, но тогда можно вникать лишь в слова, на мелодию вы только отвлекаетесь. Музыка хоть и не считается страшным грехом, но за собой влечет более серьезные грехи, как снежный ком. Замените прослушивание музыки на прослушивание или чтение священного Корана, вы в таком случае не захотите вернуться к прежнему, если вы разумный и сильный человек.»

Таким образом, можно сказать следующее: одно дело – молитвы и другое – песнопения и музыка в Исламе. На’фи передал от ибну Умара, что однажды тот услышал звук флейты одного из пастухов и заткнул уши, изменил направление лошади и отошел так далеко, пока этого звука не стало слышно. После чего он сказал: «Поистине, я видел, что так же сделал Пророк, когда услышал флейту одного из пастухов!» И если вы идете по пути Пророка, разве вы не поступите так же?

 Хамдан Муратов, Исламский портал


Возврат к списку