Исламские новости

Единый муфтият. Хребет переломан, что дальше? 1 Июня 2011

Единый муфтият. Хребет переломан, что дальше?

Вчера в Казани состоялось избрание нового Президиума ДУМ РТ, который будет состоять теперь из 15 человек, большая часть которых новые лица.

С V внеочередного съезда мусульман Татарстана, когда новым муфтием избрали Илдуса Файзова, прошло чуть меньше 3 месяцев. Однако этот короткий период ознаменовался большими изменениями в среде мусульманского духовенства Республики.

Покинул пост альметьевского мухтасиба Наиль Сахибзянов, сменились мухтасибы в Тюлячинском, Елабужском и других районах Татарстана. Пост казыя Юго-восточного региона покинул Фархат Минсагиров, а Прикамского Малик Ибрахим.

Симптоматично, что казыем Столичного региона вместо бывшего второго имама мечети «Кул Шариф», ныне имама мечети «Казан нуры», прекрасного проповедника и знатока ислама Рустама Зиннурова, стал не менее яркий, популярный и знающий имам мечети «Шамиль» Махмут Шарафутдинов. В казанскую мечеть «Энилэр» на место команды Шавкята Абубакерова пришли выпускники старейшего египетского университета «аль-Азхар», новое поколение молодых специалистов.

В новом составе Совете улемов Татарстана больше нет Рамиля Юнусова, который никогда большого интереса к этому органу не проявлял, бывшего казыя юго-восточного региона, альметьевского имама Джамиля Халирахманова и бывшего казыя юго-западного Абдрауфа Хисматуллина из Буинска. В Совете появились новые лица такие как завкафедрой исламоведения КФУ Ренат Беккин, зам.директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Ситдиков Айрат и преподаватель ТГГПУ Насибуллов Камиль. 

Общий вектор политики ДУМ РТ сместился, и все это понимают.

Главные же достижение этих месяцев – сохранение организационного единства татарстанского муфтията. Несмотря на угрозы создания нового Духовного управления мусульман в Альметьевске и выхода некоторых казанских мечетей из состава ДУМ РТ, организационно татарстанское духовенство не распалась.

Совершенно очевидно и ясно, что «худой мир лучше доброй войны», поэтому большим достижением является то, что ДУМ РТ остался единой организацией. Более того, всем наиболее авторитетным мусульманским силам необходимо объединиться вокруг нового татарстанского муфтия.

Ведь, к сожалению, справедливое желание татарстанской элиты не допустить распространения в Татарстане радикальных течений ислама, которое зрело давно, некоторыми силами извне использовалось и используется для того, чтобы расшатать ситуацию в Республике. Видимо не всем нравится слишком мирная и спокойная обстановка в религиозной сфере Татарстана, ставшая ее визитной карточкой. По большому счету раздувание «ваххабитского вопроса» в Татарстане, больше чем он есть на самом деле (а вообще такая проблема, конечно, существует), это идеологическая диверсия против татарстанской политической элиты и интересов российского государства.

Некоторые горячие головы из представителей татарского духовенства чуть было на эту провокацию не повелись. Если бы они создали в Татарстане второй муфтият (в Альметьевске) или стали выводить свои общины из состава ДУМ РТ то, это стало бы для региона катастрофой, а для провокаторов извне очередным козырем и поводом заявить, что Татарстан превращается в логово ваххабитов и ситуация здесь развивается по северно-кавказскому сценарию. Нагнетание обстановки в Татарстане является прямой провокацией цель которого окончательный и бесповоротный раскол, стравливание, при том стравливание не только (да и не столько) духовенства, сколько рядовых прихожан мечетей. Однако этого не произошло.

Те опасные тенденции по «салафитизации» татарстанской уммы пресечены превентивными мерами. Первый, наиболее важный, этап завершен. Дальше необходима профилактика через СМИ и систему образования. Остался один Нижнекамск, где еще находятся горячие головы, издающие на свою беду сомнительную литературу. Но это уже вопрос времени…

Новая команда татарстанского муфтията получает исторический шанс. Именно сейчас, когда десалафитизация мусульманского истеблишмента фактически произошла и государство, как никогда прежде, готово поддержать инициативы по возрождению татарского духовного наследия и выстраиванию современной исламской инфраструктуры, все силы должны быть брошены на использование этой возможности. Нерешенных проблем у растущей уммы Татарстана много: повышение качества исламского образования, открытие мусульманского ТВ и радио, новых газет и сайтов, расширение рынка халяль-услуг, внедрение исламских финансов, борьба с ущемлением прав мусульманок при устройстве на работу, налаживание международных связей, особенно с такими признанными центрами как Индонезия, Турция, Малайзия, Египет, Сирия и т.д. Умме нужны новые решения, качественный рост.

Конечно, внешние «эксперты» могут придумать новых врагов. Завтра реанимируют изобретенное в 19 веке царской охранкой пугало пантюркизма, которого никогда не существовало и не существует, послезавтра объявят, что салафизм мутировал в новую форму татарского радикального этно-крипто-салафизма или еще что-нибудь в этом (дурно пахнущем) духе. И вместо того, чтобы созидать все силы татарстанской уммы будут уходить на борьбу, пустую и никому, кроме ее врагов, не нужную.

Одним словом, после выборов нового муфтия, смены ряда мухтасибов и казыев и состоявшегося вчера избрания нового Президиума ДУМ РТ мы получили новое условно десалафизированое Духовное управление. Реальные рычаги их оппоненты потеряли. Теперь надо думать о будущем. Так, что дальше?


Данис ГАРАЕВ



Фото: inkazan.ru


Возврат к списку