Исламские новости

Танец дервишей: ритуал или шоу? 2 Июня 2011

Танец дервишей: ритуал или шоу?

Выступившие в Казани исполнители танца дервишей не были актерами, утверждают гости из Турции. На театральном фестивале «Науруз» спорят о корректности публичного исполнения «сема».

В эти дни в Казани проходит X Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», для участия в котором съехались творческие коллективы из Турции, Казахстана, Туркменистана, Германии, Японии, Молдавии, а также из Дагестана, Башкортостана, Алтая, Якутии, Тывы, Хакасии, Чувашии и др.

В рамках данного фестиваля прошло выступление ансамбля театра Анкары, артисты которого представили нам танец дервишей – сема. Казанская публика стала свидетелями уникального концерта – увидела загадочные танцы турецких дервишей. Свое искусство дервиши продемонстрирвали казанской публике впервые.

Однако, мнение гостей фестиваля, также как и казанской публики, по поводу этого представления кардинально разошлись, данное выступление вызвало много противоречий. Прозвучало такое мнение, что «намаз превратили в шоу».

Дервиши – настоящие

Как выяснилось, дервишы, показавшие данный ритуал казанской публике оказались совсем не артистами, а самыми настоящими дервишами. Об этом нам рассказала арт-директор государственного театра города Конья (Турция) Темрис Четенель. Все, кто задействован в этом проекте, обучались этому с девяти лет. Первые годы своего обучения дервишы посвятили изучению ислама, творчества и философии Джалялетдина Руми, духовному совершенствованию, и только после этого приступили к изучениям непосредственно самих движений.

«Это не танец, это – состояние души, - отметила Темрис Четенель. - Эти люди – не артисты. Их цель – суфийское вероучение. Азы вращения – элементы танца – они изучают в последнюю очередь. Им нельзя аплодировать. И они не выступают по заказу. В рамках фестиваля их просили выступить несколько раз по 5-7 минут, однако, они всем отказали, сделав исключение лишь на церемонии открытия фестиваля, т.к. за 5-7 минут невозможно достичь того душевного состояния, к которому они стремятся, для этого необходимо исполнить весь ритуал».

Еще одним аргументом в защиту публичного выступления дервишей Темрис ханум отметила желание познакомить Европу с философией Мавляны.

Намаз – не шоу

С ней не согласилась еще одна наша собеседница – Огулдженнет Бяшимова, филолог из Туркменистана, автор многочисленных статей о творчестве и личности Руми. Огулдженнет ханум перевела более 800 рубаи Мевляны с турецкого и персидского на туркменский язык, сняла фильм про Джалялетдина Руми. Сейчас готовится к выходу ее книга – роман «Ышкын азаны» (тат. – «Гашыйк азаны») – про жизнь Руми от рождения до того момента, как он становится Руми Мевляна.

«Очень люблю Руми, его философию, мой мастер в шутку называет меня Румыева», - смеется Огулдженнет ханум.

«Сема – это исламский танец, Руми исполнял его на улицах. Слово «сема» происходит от слова «осман», что в переводе с персидского означает «небо». Это как намаз – общение с Богом, соединение с Ним. Танцующие дервиши как будто летят к Богу. И я считаю кощунством переводить религиозный ритуал в шоу» - отмечает гостья из Туркменистана.


Для справки. Дервиш (перс. – бедняк, нищий) – аскет, приверженец суфизма, лекарь, целитель тела и души. Основу учения дервишей составляет идея личного общения человека с Богом (от молчаливого созерцания и самоуглубления до общих молений вслух, сопровождаемых пением, музыкой, ритуальными танцами). Каждый танец – это не танец, а ритуал. Через него дервиши общаются с Богом. Выглядит это «общение» так: дервиши немного склоняют голову к правому плечу и поднимают обе руки вверх – в виде арабской буквы «лам» (тело во время этого ритуала изображает собой слова молитвы «Ля илаха илля Аллах» («Нет бога, кроме Аллаха»).

Мевляви — суфийский тарикат, основанный в XIII веке в Турции сыном Руми Султаном Веледом. Отличительной особенностью Мевлеви является практика ритуальных танцев с целью достижения единства с Богом.

Традиция сема восходит к XIII веку, когда суфии под началом Джалялутдина Руми, персидского философа и поэта, предаваясь молитве и аскезе, познавали Бога.

Гульназ БАДРЕТДИН 


Возврат к списку