Исламские новости

На могиле великого имама 8 Июня 2011

На могиле великого имама

Челябинская область известна на всю Россию тем, что здесь жил и творил Зайнулла Расулев, выдающийся мусульманский богослов и просветитель.

В Троицке, где прошли зрелые годы Расулева, память о нем и его свершениях до сих пор жива, люди едут за многие сотни километров, чтобы посетить могилу ишана и почтить его память.

Корреспонденты «МК-Урал» побывали на родине почитаемого ишана Зайнуллы Расулева и попытались понять, чем вызвано неподдельное уважение к этому человеку.

Троицк удивительный город. Пожалуй, такая история и такая городская «биография» на Южном Урале есть еще только у одного населенного пункта – Верхнеуральска. И если традиционно Верхнеуральск был казачьим городом, то Троицк – город торговый. Восточный.

Богатый (по меркам XIX столетия), настоящая торговая столица Южного Урала, в отличие от Челябинска, бывшего когда-то уездным захолустьем. Достаточно сказать, что троицкая ярмарка была по значению третьей в России, а торг шкурами, чаем, мясом и прочими товарами по сути шел с ранней весны до поздней осени.

Разумеется, как и любой торговый город, Троицк до революции был в хорошем смысле космополитичным городом. Где отлично себя чувствовали люди самых разных национальностей и вероисповеданий. В том числе и мусульмане. Троицк для них был духовной столицей всей округи, да и всего, пожалуй, Южного Урала в ту пору. И, конечно же, свой герой для них должен был появиться именно в Троицке.

Начало пути

Вроде бы обычная биография. И с первых же шагов не совсем обычная. Скупые строчки биографии: родился в 1833 году в татарской деревне Шарипово в семье муллы, что на территории нынешнего Башкортостана. Начальное образование получил в медресе в родной деревне, а получил в итоге духовное образование в Троицке тогдашней Оренбургской губернии.

В 25 лет стал имам-хатыбом в деревне Аккужа Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии.

Еще в юности, как говорят биографы Расулева, стал интересоваться суфизмом. И вот здесь судьба молодого человека делает крутой вираж.

Как рассказывает хазрат Лут, имам троицкой мечети, Зайнулла Расулев в середине позапрошлого, XIX века по просьбе богатого односельчанина отправился в хадж на Мекку. И сделал остановку в турецком Стамбуле, где погрузился в атмосферу богословских споров и поисков. В результате не позднее 1859 года Расулев был посвящен в члены суфийского ордена Накшбандийа, одного из самых известных в мусульманской среде братств.

Отложив хадж, Зайнулла некоторое время проводит со своим наставником, изучая практику суфизма. Надо сказать, что метод познания истины (тарик) он совершенствовал и познавал у шейха Зиялетдина Кумушханави. У него же получил разрешение преподавать учение суфия Накшбандийа. Затем совершил хадж и через несколько лет вернулся на родину. Но уже, не побоимся сказать, другим человеком.

По возвращении на родину Зайнулла, вернувшийся на пост имама, ввел ряд новшеств в практику суфизма среди местных мусульман. Например, громкий зикр (многократное упоминание имени Аллаха), празднование Маулид ан-Наби (дня рождения Пророка Мухаммада), ношение четок и так далее. Не всем это понравилось. У молодого и амбициозного в хорошем смысле муллы появились враги в среде единоверцев.

Официальные представители ислама - муллы-ортодоксы и кадимисты - обвинили его в ереси и враждебной деятельности против властей. Разбираться особенно не стали, и по их доносу Расулев был арестован, а в январе 1873 года сослан в политическую ссылку, которую отбывал поочередно в Златоусте в течение восьми месяцев, а затем в Никольске Вологодской губернии (1873 - 1876) и в Костроме (1876 - 1881).

«С этим временем связано немало преданий и легенд. Например, говорят, что Расулева бросали в клетку с дикими зверями и он, помолившись, укрощал их», - рассказывает хазрат Лут, наблюдая за выражением наших с фотокорреспондентом лиц. Вера – дело глубоко личное, и раз так говорят, значит, возможно, так и было.

В 1881 году Расулев, которого власти посадили, как бы сейчас выразились, за расхождение с генеральной линией, вернулся из ссылки и возобновил религиозную деятельность в деревне Аккужа. Он повторно совершает хадж, его имя становится все более известным, появляются первые ученики и последователи.

С 1884 года он уже имам мечети в городе Троицке, при которой основал медресе, позже названное по его имени «Расулия», одно из первых новометодных учебных заведений Южного Урала. Деятельность имама в эти годы связана с просвещением: «Расулия» быстро стала лидером в духовном образовании, получила известность на всю Россию.

Нововведением Расулева было то, что наряду с духовными, богословскими дисциплинами, в медресе студентам (шакирдам) преподавались на высоком уровне и светские науки.

Как говорит хазрат Лут, в медресе шакирды постигали учение Мухаммада не только по традиционной логике (мантык) и догматике ислама, но и по первоисточникам, то есть по Корану и хадисам, а также и по новаторским трудам Габденнасыра Курсави и Шигабутдина Марджани.

В 1893 году Расулев вводит в медресе звуковой метод обучения, классно-урочную систему, изучение светских дисциплин. К началу нового, двадцатого столетия, троицкое медресе превратилось в популярное полусветское учебное заведение с 11-летним курсом обучения и стало центром религиозной жизни зауральских башкир.

Программа обучения включала вероучение, русский и арабский языки, тюрки, чистописание, чтение, заучивание и толкование Корана и хадисов, математику, российскую, тюркскую и всеобщую историю, историю ислама, священную историю, теологию, мусульманское право, этику, гигиену, географию, естествоведение, физику, химию, зоологию и педагогику.

К 1913 году в медресе «Расулия» работало 13 преподавателей, среди них З.Расулев, М.Мутагаров, Р.Атнабаев, Г.Назыров, Х.Терегулов и другие, обучалось 240 шакирдов. Говорят, что многих шакирдов, обучавшихся в медресе, Расулев на собственные деньги поддерживал, давая бедным, но талантливым ученикам возможность закончить образование.

Имя Расулева быстро становится авторитетным в мусульманской среде, он приобретает множество поклонников и, естественно, на него по-прежнему сыпятся жалобы. Правда, надо отдать должное царским властям – на этот раз они прекрасно разобрались в природе этих жалоб и более не давали официального хода бумагам.

Городская легенда

Наш проводник в Троицке - Рауф Назипович Гизатуллин, человек, прекрасно разбирающийся в истории родного города, настоящий энциклопедист, который может часами рассказывать о той или иной улице и даже доме. Короткая экскурсия к месту, где когда-то стояло известное на всю мусульманскую Россию медресе «Расулия».

От бывшей мечети сегодня остался один этаж в доме, кирпичному зданию медресе повезло больше. Здесь и сегодня живут люди, наверное, не подозревающие, что сто с лишком лет назад в доме преподавали Коран и другие богословские дисциплины.

На старом мусульманском кладбище с оградой из дикого камня мы благодаря Рауфу Назиповичу быстро отыскиваем нужную могилу. Собственно, конечно, отыскивать ничего не нужно – могила ишана Зайнуллы Расулева выделяется на общем фоне ухоженностью. Кладбище старое, многие обелиски завалились от времени, на каких-то – полустертые эпитафии арабской вязи. Наш проводник бегло читает и переводит отдельные надписи.

«Есть люди, особенно из Казахстана, которые до сих пор считают, что надо отломить камешек от надгробия, растолочь его и выпить потом полученную субстанцию. Вроде бы благодать нисходит. Поэтому недавно приняли решение сделать ограду над могилой», - комментирует увиденное нами Рауф Гизатуллин.

Могила святого человека и сегодня влечет массу паломников, жаждущих поклониться праху Зайнуллы Расулева. Один из последних шейхов суфийского братства Накшбандийа на территории Южного Урала, а может быть, и всей России, и после смерти, которая последовала в 1917 году – это для мусульманина много значит!

Для Троицка же жизнь и деятельность богослова имеет непреходящее значение, оставшись ярким эпизодом в истории города. А еще после Расулева осталась когорта многочисленных учеников, разлетевшихся по миру и России и передавших духовный опыт и знания своего учителя своим ученикам.

* * *

Что такое суфизм?

Суфизм – аскетическое течение в исламе, возникшее, по разным данным, в середине VIII – начале IX веков. Название происходит от арабского слова «суф», то есть шерсть, из которой были сделаны одеяния первых аскетов-отшельников.

Для ранних суфиев был характерен культ бедности, стойкое перенесение страданий и лишений, строгое следование предписаниям Корана и сунны, многократные дополнительные молитвы и посты, отказ от сотрудничества со светскими властями, глубокие размышления над кораническими текстами и стремление вскрыть истинные мотивы человеческих поступков.

С XI - XII веков широкое распространение получает институт «учитель-ученик» (соответственно – «муршид-мюрид») с его системой религиозно-духовных упражнений и особых практик (уединения, посты, радения), в конце этого периода возникают суфийские ордена (братства), которые быстро распространяют свое влияние на мусульман в различных районах исламского мира. В итоге это привело к росту авторитета наставников, и крупнейшие суфийские учителя стали почитаться как «святые», сложился даже культ почитания, например, их могил.

Из двенадцати так называемых материнских братств с многочисленными ответвлениями в течение средних веков наиболее распространенными стали Кадирия и Накшбандия.

Адепты первого, в основе своем суннитского, проповедовали отказ от всего мирского ради приближения к Богу, безграничное милосердие к ближним, смирение и полное подчинение муршиду. Это течение отличается также громким коллективным зикром – ритуалом громогласного прославления Аллаха, который совершается по особой формуле и сопровождается определенными телодвижениями.

Для братства Накшбандия, которое получило большее распространение, в том числе и в Поволжье, и на Урале, за счет близости к Средней Азии, характерны такие черты, как отказ от аскетизма, обязательность вступления в контакт со светскими властями с целью влияния на их политику в отношении мусульманских масс, тихий зикр, то есть прославление Аллаха в сердце.

Ученые относят проникновение суфизма на территорию России к XII веку, это произошло на землях Дагестана, которые, конечно же, в тот период не входили в состав собственно российских земель. В Поволжье суфизм проник достаточно поздно – не ранее восемнадцатого столетия, при этом его влияние существенно ослабло еще в досоветские времена. Напротив, на территории Северного Кавказа среди чеченцев, ингушей, дагестанцев суфизм сохранял свои позиции долго и прочно. В настоящее время там функционируют сотни мюридских общин.

После начала экспансии на Северный Кавказ ваххабизма это стало создавать определенное напряжение между правоверными. Ваххабиты, считающие себя сторонниками чистого, первозданного ислама, резко возражают против культа святых, объявляя его проявлением многобожия, как недозволенное нововведение воспринимается ими и главный элемент суфийской практики – зикр. В свою очередь подобные посягательства со стороны ваххабитов раздражают сторонников традиционных форм ислама в этом регионе.           


Возврат к списку