Исламские новости

Советы улемов в России: назад в будущее? 9 Июня 2011

Советы улемов в России: назад в будущее?

Что представляют собой советы мусульманских ученых в России? Какие формы их работы являются сегодня наиболее оптимальными? И смогут ли объединения исламских ученых положить начало мусульманскому единству страны?

В бесконечной череде исламских муфтиятов, Духовных управлений и прочих расплодившихся официальных и полуофициальных структур в России существуют и такие органы, как советы улемов (мусульманских ученых). И с каждым годом их становится все больше.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к такой традиционной для ислама совещательной форме решения актуальных для уммы вопросов как Шуро – совету наиболее авторитетных и знающих мусульманских деятелей, ученых, богословов.

Только в этом году об организации своих советов улемов (уляма, алимов) объявили Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР), Российская ассоциация исламского согласия и ДУМ Карачаево-Черкесии. Более того, сейчас обсуждается вопрос создания единого северно-кавказского Совета улемов.

На данный момент советы улемов есть при Духовных управлениях Чечни, Кабардино-Балкарии, Татарстана, Ингушетии, Дагестана, Нижегородской области, Башкирии, Центральном духовном управлении мусульман России и т.д.

Некоторые из них не функционируют и существуют только на бумаге, но есть и вполне дееспособные, активно работающие.

Что это за органы и какова их деятельность сейчас? Какие у них цели и насколько они востребованы? На эти вопросы я попытаюсь ответить в данной статье.


РЕАНИМАЦИЯ ИДЕИ

Идея организационного устройства, основанного на совещании, на принципе аш-Шуро имеет коранические корни. И полностью соответствует букве и духу ислама.

К идее институционального объединения мусульманских ученых в виде Совета улемов (Голямалар Шурасы) татары пришли в начале 20-го столетия. Так в 1905 году в Уфе состоялось заседание «Общество ученых» («Улама жэмгыяте»), в котором приняли участие представители всех мусульманских центров и городов Европейской части России, Сибири и Урала. Также активное участие в политической жизни страны принимали мусульманские ученые, организованные в «Общество духовенства», в революционный период 1917-1918 годов. А в 1923 году был избран Совет улемов (Голямалар Шурасы), ставший экспертным центром ЦДУМ. Он состоял из 10 человек, среди которых, как пишет в своей статье «Совет улемов» заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов, не было богословов в общепринятом смысле этого слова. Фактически Совет улемов ЦДУМ прекратил существование после смерти своего председателя Ризы Фахретдина в 1936 году.

После развала СССР мусульманское духовенство России вновь осознало необходимость возвращения к идеи объединения мусульманских ученых. Однако осознание это происходило постепенно и надо сказать, что до сих пор формирование данного института в России имеет некоторые проблемы.

На мой взгляд, понимание духовенством необходимости создания совета мусульманских ученых свидетельствует о потребностях уже не в количественных, а в качественных изменениях в том или ином регионе страны. Добившись строительства мечетей, медресе, открытие других объектов исламской инфраструктуры, мусульманские лидеры стали задумываться о качественной наполняемости созданных структур. Именно этим, на мой взгляд, объясняется разница в степени развитости и организационной активности советов улемов разных регионов. Грубо говоря, о степени мусульманской «продвинутости» того или иного региона свидетельствует наличие или отсутствие, активность или  пассивность местного Совета улемов и его эффективность. Совет улемов как индикатор «исламскости» региона.

На бумаге первые Советы улемов стали появляться в 1990-е годы. Это советы улемов (алимов) ЦДУМ, Дагестана, Чечни. В Татарстане Совет улемов официально появился в 1994 году. В его составе, как и сейчас впрочем, были как светские ученые, так и представители духовенства. Вообще надо сказать, что отличительная черта скажем так «татарских» советов улемов – наличие в них светских ученых.

Ситуация на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, отличительна тем, что там цепочка мусульманских ученых (алимов) не была прервана в советские годы. Если тарикаты образовывали каркас мусульманского возрождения в регионе, то алимы с 1990-х годов обеспечивали его содержание. Уже в 1990-х годах в Дагестане проходили публичные заседания алимов в разных населенных пунктах. Примерно, такая же форма заседаний алимов и в Чечне.

В европейской части России попытка активизации работы советов улемов приходится на вторую половину 2000-х годов. В некотором роде пионерами в этом отношении выступило Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО). Однако амбициозную команду во главе, с уже тогда неформальным лидером нижегородских мусульман молодым Дамиром Мухетдиновым, не устраивал исключительно областной уровень. Их целью было создание Всероссийского совета улемов. И вдохновлялись они, конечно же, примерами дореволюционных предшественников. Свидетельством этому является выпущенная в 2005 году небольшая книга с лаконичным названием «Совет улемов». Авторы: председатель ДУМНО Умар Идрисов, его заместитель Дамир Мухетдинов и казанский историк Айдар Хабутдинов. В книге анализируется история развития коранического института аш-Шура (Совет) у российских мусульман (в основном у татар и башкир) первой половины 20 века. Заключительная глава же книги называется «Совет улемов сегодня». В ней авторы изложили свое видение того, каким должен выглядеть Всероссийский совет улемов. По предложению нижегородских мусульман Совет улемов должен состоять из двух палат - Религиозной, членами которой станут российские мусульмане, имеющие высшее богословское образование, и Светской, куда войдут мусульмане, призванные решать вопросы взаимоотношений мусульман с государством. Светские ученые должны были подготовить всеобъемлющий Договор между российским государством и мусульманской уммой России, который призван был регулировать все взаимные вопросы и споры.

В итоге, уже в октябре 2005 года в Нижнем Новгороде представительство Совета муфтиев России (СМР) в Приволжском федеральном округе (ПФО) выступило с инициативой избрать Всероссийский Совет улемов, первое его заседание должно было состояться в Нижнем Новгороде в ноябре 2005 года.

По мнению авторов идеи, Совет должен был взять на себя функции аш-Шуры в рамках России и стать высшей законодательной и судебной инстанцией в рамках шариатского права. Это дало бы возможность ввести всех муфтиев, имамов и рядовых мусульман в рамки единого правового пространства, сочетающего в себе нормы российского законодательства и мусульманского права в рамках ханифитского мазхаба. Однако проект провалился.

Как рассказал нам Дамир Мухетдинов (ныне заместитель Председателя ДУМЕР), основная причина неудачи это раздробленность муфтиятов. «Умма раздлена на разные центры, группы по интересам, было много противников создания Совета. Основной аргумент был таков: уже существует Совет муфтиев России, зачем создавать параллельную структуру?», - вспоминает Мухетдинов. Среди противников объединенного Совета улемов были и такие крупные деятели как ректор Московского исламского университета Марат Муртазин. Не совсем понятно, каким образом Совет муфтиев России собирался заменить собой Шуро улемов, который мог стать единым для всех исламских центров страны. Спустя 6 лет можем сказать, что отвергнув идею Всероссийского совета улемов СМР вовсе не взял на себя его функцию, более того, сейчас Совет муфтиев России находится в глубоком идеологическом и структурном кризисе.

В беседе с нами Дамир Мухетдинов, также отметил, что многие не восприняли идею объединения мусульманских ученых еще из-за того, что инициатива исходила именно от нижегородского муфтията. По мнению многих, считает Мухетдинов, таким образом, нижегородское духовенство пытается укрепить свои позиции, «тянет одеяло на себя».

Резюмируя, скажем, что объединению помешали личные амбиции разных муфтиев и религиозных деятелей. Это и неудивительно. Ведь до сих пор на первых ролях большинства муфтиятов находится поколение, разрушившее в 1990-е годы мусульманское единство страны.

Справедливости ради стоит сказать, что представители нижегородского муфтията часто занимали оппозиционную, нарочито критичную позицию в отношении официальной мусульманской Казани и татарстанского духовенства. Критиковалась работа как ДУМ РТ, так и РИУ. Нельзя отрицать, что поводы для критики были, однако стратегически это было проколом команды Мухетдинова. Невозможно построить никакого мусульманского объединения на федеральном уровне без Казани, Татарстана.

Сейчас Дамир Мухетдинов является заместителем Равиля Гайнутдина в ДУМЕРе. Не исключено, что через какое-то время он займет кресло Равиля-хазрата. Каким образом он будет выстраивать отношения с ключевым для России татарстанским муфтиятом? Не станет ли это окончательным расколом и отколом Казани от СМР? Вопрос времен.

Отметим, что до нижегородской инициативы, похожую идею организационного объединения мусульманских ученых рассматривал информационный сайт «islam.ru» совместно с Исламским комитетом России и рядом дагестанских ученых. Однако и им данный проект реализовать не удалось из-за отсутствия достаточного количества знающих и квалифицированных специалистов.


УЛЯМА ОТ ТАТАРСТАНА ДО ЧЕЧНИ

Неудавшаяся попытка создания федерального совета улемов впрочем, не сняло с повестки дня вопрос активного участия мусульманских ученых в жизни уммы.

Как я уже отметил, в Татарстане Совет улемов был создан в 1990-е годы. Однако за почти 15 лет своего существования на бумаге о его деятельности практически ничего не было известно. Собирался он крайне редко и влияние практически никакого не имел.

Ситуация стала меняться в 2010 году, когда председателем Совета улемов был избран проректор Российского исламского университета Рустам Батров. Батров решил активизировать работу Совета улемов. Заседания стали проводиться с регулярностью раз в месяц, а сам Совет повысил свой статус.Наблюдатели отмечали, что одной из неофициальных функций Совета стало создание в ДУМ РТ богословской и идеологического противовеса ваххабитскому лобби, присутствовавшему при прежнем руководстве ДУМ РТ. Основные представители которого, кстати, сконцентрировались в рабочей группе ДУМ РТ по пропаганде ханафитского мазхаба (sic!).

Однако после смены власти в татарстанском муфтияте в апреле текущего года, работа Совета улемов Татарстана продолжается. Избран новый состав Совета и Рустам Батров возлагает на этот орган больше надежды.

Совет улемов Татарстана состоит как из представителей духовенства (богословов), так и светских ученых. Всего 16 человек. В нынешнем составе есть представители всех светских исламоведческих центров Казани: Института истории АН РТ, кафедры исламоведения КФУ, Исламоведческого центра Академии наук РТ, Татарского педагогического университета.

Определяя функцию Совета улемов Татарстана Батров говорит, что это коллегиально-консультативный орган, цель которого решение научных, богословских вопросов: 1) разработка нормативных положений, 2) инструкции по деятельности имамов в Татарстане, 3) написание типовых проповедей, 4) рецензия литературы.

«Совет улемов – это условно законодательный орган. Мы прорабатываем вопрос для муфтия, а он принимает решение», - отмечает Батров. «Здесь уместна аналогия Совета с парламентом, - продолжает Председатель татарских улемов, – казыят при этом можно сравнить с судебной властью, 1-го заместителя муфтия с главой правительства, то есть исполнительной властью.Но это все, конечно же, очень условное сравнение».

За 2010 год татарстанские мусульманские ученые приняли 6 нормативных документов, разработали 3 информационных материала («Совершение намаза по мазхабу Абу-Ханифы: правила и богословское обоснование», «Нормативно-правовые документы о преподавании религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»; «Разъяснительно письмо Муфтия ДУМ РТ (с приложениями) о преподавании основ ислама в общеобразовательной школе»), подготовили 6 типовых проповедей. Также было проведено 2 встречи с кафедрой Астрономии КФУ в рамках разработки «Положений о составлении графика ежедневных намазов в РТ и времени провозглашения азана в мечетях РТ» и «Положений об определении дат мусульманских праздников». В общем, работа, необходимо признать, насыщенная.

Однако далеко не все гладко в работе возглавляемого Батровым органа: исполнение решений Совета на местах хромает. «Вертикаль власти не достаточно налажена. И некоторые решения не доходят до низов», - сетует Рустам-хазрат.

На самом деле, это очень важный момент. Фактически не налажен механизм исполнения решений Совета на местах. Здесь вопросы к исполнительной власти. Новый Совет улемов работает примерно год и видимо еще не стал достаточно авторитетным. Статус его кажется немного подвешенным. Какой интерес работать, если реализация принятых решений провисает? Здесь возникает вопрос: готов ли муфтий воспринимать Совет улемов, как реальный консультативный совет, как авторитетный аналитический и экспертный центр ДУМ РТ? Ведь состав этого Совета более чем достойный…

Для сравнения обратимся к тому, каким образом устроена работа Совета улемов в Чечне. Как рассказал нам заместитель руководителя аппарата ДУМ Чечни Муса Дадаев, чеченский Совет улемов состоит из 50-60 человек. Они представляют крупнейшие населенные пункты Республики. Среди них нет светских ученых, там исключительно представители духовенства, мусульманские ученые, уважаемые и знатные в народе старейшины и аксакалы. Собрания Совета улемов происходит примерно раз в три месяца под председательством муфтия Чечни. Контроль над выполнением решений Совета возлагается на кадиев, которые находятся в прямом подчинении у Председателя Духовного управления мусульман Чечни. Как мы видим, здесь вертикаль власти выстроена четко. Совет улемов Чечни также отличается от татарстанского Совета улемов, как количественно (60 человек против 15-ти), так и содержательно ( исключительно мусульманские ученые, старейшины из каждого более или менее крупного населенного пункта).

Отличаются основные проблемы, за решение которых берутся чеченские уляма. Самые актуальные вопросы сейчас это урегулирование конфликтов на почве кровной мести и традиция умыкания (кражи) невест. Совет улемов призван искоренить эти противоречащие шариату глубоко укоренные чеченские традиции. Однако помимо таких крупных проблем, Совет улемов решает и такие вопросы, как четкое следование мазхабам, правильное исполнение исламских обрядов и т.д..

Похожие функции выполняют мусульманские ученые соседней Ингушетии. А Совет улемов Кабардино-Балкарии и вовсе официально участвует в избрании муфтия республики.

Вообще складывается впечатление, что понятие «Совет алимов» на Северном Кавказе также применяется каждый раз, когда в одном месте собираются крупные мусульманские ученые и религиозные деятели, чтобы обсудить заботящие их вопросы.

Добавим, что в России еще существует свой Совет улемов ДУМ Башкирии. Однако за последнее время он отметился только тем, что по указанию своего муфтия для аттестации имамов Республики подготовил перечень вопросов по знанию религиозных обрядов, исламскому праву, богослужению и вероучению.

В конце мая текущего года, о необходимости активизации (а фактически создания) своего Совета улемов задумались в ДУМЕР. 23 мая даже было проведено заседание рабочей группы Совета улемов под председательством Равиля Гайнутдина. Его заместителем избран известный мусульманский проповедник, настоятель Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов, ответственным секретарем – старший имам-хатыб Московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов.

Как мы видим, наиболее влиятельными в своих регионах на данный момент являются северо-кавказские Советы улемов. Проблем с количественным ростом там уже не стоит, для региона важно качественное развитие, четкая идеологическая составляющая исламского возрождения на Северном Кавказе. А без ученых (как исламских, так и условно «светских») это просто невозможно.

За Северным Кавказом по степени влиятельности Совета улемов, на мой взгляд, следует Татарстан. Это также отражает степень условной «исламскости» региона, хоть Татарстан и является в этом отношении безусловным лидером «внутренней» России, но по количеству мечетей, количеству практикующих мусульман и степени влияния ислама на общественную жизнь уступает республикам Северного Кавказа (особенно Дагестану и Чечне). Однако и здесь также встает вопрос о качественном составляющем исламского возрождения в регионе. Естественно и для этого снова нужны ученые.

Однако, Татарстан в отличии от Северного Кавказа является высоко-модернизированным регионом и участие академических (или как принято говорить – светских) ученых здесь жизненно необходимо. Символично, ведь в 19 веке именно татары Волго-Уралья стали пионерами по включению светских предметов и методов в религиозное мусульманское образование, что впоследствии было названо джадидизмом. Именно за счет привлечения светских, академических ученых, а значит с формированием мусульманской интеллигенции, вновь возможно интеллектуальное лидерство татарских ученых, которые освобождены от решения таких сложных проблем как кровная месть и умыкание невест и могут себе позволить подумать о путях дальнейшего развития российской уммы.

Формирование и качество работы советов мусульманских ученых в других регионах России пока анализировать сложно, так как практически нигде они не оформились в более или менее заметные организационные единицы. Что впрочем, также отражает степень влияние ислама в других регионах России. Хороших новостей, в этом отношении, ждем только из Москвы и возможно, в скором времени и Уфы.


ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ УЛЕМОВ?

Так, что там с идеей создания всероссийского совета улемов? Все мои собеседники: и Дамир Мухетдинов, и Рустам Батров, и Муса Дадаев считают создание Совета улемов на всероссийском уровне, безусловно, хорошей идеей.

Сейчас сложно представить, что пионеры исламского раскола 1990-х годов на различные мусульманские центры смогут сесть за один стол и пожать друг другу руки, создав Всероссийский муфтият. Хотя полтора года назад этот вопрос и обсуждался мусульманским истеблишментом. Однако воз и ныне там…

На этом фоне, очень симпатичной выглядит идея создания Всероссийского Совета улемов. Сохраняя status quo, можно было бы объединить интеллектуальные, научные силы крупнейших мусульманских центров (СМР, ЦДУМ, Северо-Кавказского координационного центра), университетов, академий наук.

Рустам Батров, отметил, что всероссийский совет улемов стал бы площадкой по объединению усилий в решении насущных и актуальных вопросов. Такой совет бы прорабатывал многие важные вопросы – определение начала мусульманских праздников, размер фитр-садака, упорядочение обряда похорон, богословская проработка научных вопросов, решение социально значимых проблем (от строительства мечетей до определения дня принятия ислама), разработка унифицированных образовательных стандартов и т.д.

Муса Дадаев, также высказался, что такая интеллектуальная консолидация пошла бы на пользу российской умме. Правда, Дамир Мухетдинов заявил, что «никакие альтернативные формы не заменят объединение муфтиятов». Ученым договориться и объединиться будет гораздо сложнее, считает Мухетдинов.

В общем и целом, очевидно, что вопрос исламской интеллектуальной консолидации назрел давно. Вопрос только в том, кто сможет это объединение реализовать?

Есть, конечно, пример попытки создания подобия Совета улемов Российской ассоциацией исламского согласия во главе с казанским исламским деятелем Фаридом Салманом, однако уровень их авторитета среди мусульман России настолько безальтернативно и необратимо низок, что само обсуждения этого варианта не представляется серьезным. Поэтому просто выводим его за скобки.

Куда больший интерес представляет идея создания объединенного Северо-Кавказского Совета улемов, которая прозвучала на официальном уровне этой весной. 31 марта в ходе встречи с руководителями СМИ Северного Кавказа полномочный представитель президента в СКФО Александр Хлопонин сообщил, что духовенством Чеченской республики предложена идея создания Совета алимов. По словам Хлопонина, это будет консультативный орган, куда войдут как мусульманские духовные лидеры регионов, теологи и богословы, так и научные деятели, изучающие ислам. Он обратил внимание на то, что это "не совет при полпредстве, а независимая площадка духовных лидеров Северного Кавказа".

Как мы видим Северный Кавказ и здесь оказался впереди. Что еще раз подтверждает выше обозначенную гипотезу, что по степени эффективности и активности в том или ином регионе такого органа как Совет улемов, можно судить о степени его "исламскости".  Если Северный Кавказ состоящий из множества народов и республик сможет договориться об идеологическо-богословском единстве, то почему татарское духовенство до сих пор не может найти общие точки соприкосновения? Ведь примеров такого типа консолидации в истории татар предостаточно. Может это снова вопрос имана?..


Данис ГАРАЕВ



Возврат к списку