Исламские новости

Почтенное собрание 19 Июня 2011

Почтенное собрание

Вслед Второму форуму татарских религиозных деятелей: о единстве татарского имамства и о чем промолчал Равиль Гайнутдин. 

В Казани подошел к концу Второй Форум татарских религиозных деятелей, собравший более 800 участников из 50 регионов России. Такое масштабное собрание татарских имамов проходит второй год подряд. В прошлом году, по мнению многих наблюдателей, неофициальной причиной организации Форума была приближавшаяся Всероссийская перепись населения. Ведь роль имамов, контактирующих с татарами по всей стране, была в данном контексте крайне важна. 

Однако какова цель собрания в этом году? Ответ, собственно говоря, прост: «пропаганда традиционных мусульманских религиозных ценностей для сохранения духовно-нравственных и культурных традиций татар, укрепления единства татарской нации». Именно так звучит она официально.

Новый тренд нео-традиционализма, который доминирует в этом году в Татарстане, конечно же, и задал общий тон данному мероприятию. Противодействие экстремизму и влиянию деструктивных религиозных течений и сект – вот ключевые причины тех изменений, которые за последние пол года произошли в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан. Безусловно, актуальны данные вопросы и для общероссийского масштаба. 

Руководство Татарстана, в связи с этим, решило довести до татарских имамов всей страны свою точку зрения на проблему возрождения татарских мусульманских традиций. Ключевыми, на мой взгляд, здесь является не столько «возрождение», сколько «для всех татарских имамов». Для всех – из ЦДУМа, СМР и даже РАИСа. 


О ЧЕМ ПРОМОЛЧАЛ ГАЙНУТДИН?

Уникальность данного почетного собрания в том, что в одном зале собрались представители всех разделенных татарских мусульманских центров России. Такое происходит крайне редко, тем любопытнее было послушать и посмотреть. 

В общем и целом, конечно, характер большинства выступлений не выделялся чем-то оригинальным. Мы в очередной раз услышали уже много раз звучавшие слова о необходимости объединения национального и религиозного начала татарского народа, восстановлении системы махалля, возрождении роли религии среди татар и т.д. Наиболее интересными на этом фоне оказались выступления Председатели СМР Равиля Гайнутдина и муфтия Татарстана Илдуса Файзова. Если у первого запомнилась форма его выступления, то у второго содержание. 

Что касается Равиля Гайнутдина, то, во-первых, он был немного хмуроват, со стороны могла показаться, что он даже нервничает и хочет уйти. Во-вторых, форма его выступления оказалось на редкость краткой и лаконичной. В чем причина такой нервозности уважаемого муфтия? 

Возможно, ответ на этот вопрос кроется в том, с кем ему приходилось сидеть в президиуме. В ряду с Президентом Татарстана, муфтиями ЦДУМ и ДУМРТ, Председателями Госсовета Татарстана и Исполкома Всемирного конгресса татар, на удивление многих, оказался и Председатель недавно созданной Российской ассоциации исламского согласия Мухаммад Рахимов. Никто, и в первую очередь сам Равиль Гайнутдин, не забыл, что еще в конце прошлого года новоявленная организация, собравшая под своим крылом небольшое количество некрупных духовных управлений, призвала упразднить главное детище Гайнутдина – Совет муфтиев России. Согласитесь, такое соседство, вряд ли способствует приподнятому настроению. Однако объединенный Форум не место для выяснения отношений и Гайнутдин промолчал. 


СНОВА ВМЕСТЕ

Позицию принимающей стороны здесь понять можно, ведь было необходимо под одной крышей собрать все признанные государством мусульманские центры. Так и получилось. 

В этом контексте интересным стало выступление муфтия Татарстана, в котором он в частности, предложил государству выплачивать имамам заработную плату. Это, по мнению Илдуса Файзова, позволит мусульманскому духовенству «не клянчить деньги и не находиться в таком униженном положении». Это, как считает татарстанский муфтий, приведет к росту авторитета мулл среди народа, так как они больше времени смогут отдавать работе с населением. Оставим без комментариев, данный тезис, так как фактическое превращение духовенства в чиновничий класс не гарантирует повышение их авторитета среди населения. 

В приведенном предложении интересно другое – технически осуществить данное пожелание возможно только при объединении всех ДУМов в единую организацию. Говоря проще при наличии общероссийского «министерство по делам ислама» возможно эффективное взаимоотношение между государством и исламскими институтами. 

Показательно, что, говоря о необходимости более плотной работы государства и духовенства в решении проблем мусульманского сообщества, муфтий Татарстана в качестве примера назвал Турцию. Цитата: «как пример, можем взять модель отношений государства и религиозных организаций Турции». Отметим, что фактически турецкий тип представляет из себя постсекулярную модель, где государство и религии уже не находятся в столь отделенном друг от друга состоянии. Ведь именно там, не смотря на светских характер государства, министерство по делам религии (дианат) фактически выполняет функцию наших Духовных управлений, объединяя под своим крылом все мечети и всё мусульманское духовенство. 

По большому счету, воплощение остальных предложений Илдуса Файзова: создание мусульманского ТВ и радио, участие исламского духовенства в экспертизе религиозной литературы, противодействие экстремизму и пропаганда ханафитского мазхаба и т.д., также возможно только при непосредственном участии государства. При такой постановке вопроса, и для государства отсутствие организационного единства мусульманских духовных институтов страны должно являться проблемой. Совершенно очевидно, что наиболее эффективное лоббирование взаимных интересов: от государства к мусульманскому сообществу и от мусульманского сообщества к государству, возможно только при наличии объединенного всероссийского муфтията. Выстроить властную вертикаль при наличии нескольких разделенных центров не представляется возможным. И чем раньше это осознание придет, тем лучше. 

Учитывая пресловутую проблему противоречий между северо-кавказскими и татаро-башкирскими исламскими сообществами, на данном этапе уже большим достижением стало бы создание организационного единства татарских муфтиятов от Владивостока до Калининграда. И как показал Второй Форум татарских религиозных деятелей вполне реально под одной крышей собрать всех татарских имамов, а их лидеров посадить за один стол президиума. И Татарстан, как видим, для этого самое лучшее место.


Данис ГАРАЕВ 


Возврат к списку