Исламские новости

Ослабление татарского «компонента» России - угроза российской государственности 27 Сентября 2011

Ослабление татарского «компонента» России - угроза российской государственности

Политолог из Азербайджана Теймур Атаев пытается проанализировать, кому на руку раскол среди татар-мусульман, вызванный организацией нескольких муфтиятов в стране, сносом Соборной мечети в Москве; кому и зачем понадобилось делить татар на булгар и запретить изучение татарского языка в Татарстане и к каким последствиям все это может привести.

В последнее время все чаще можно столкнуться с информацией (в том или ином ключе) об ослаблении "татарского компонента" в российском Исламе - в плане постепенной утери авторитета в умме.

Безусловно, в переживаемый момент это имеет место. Однако причиной происхождения и ощутимого развития ситуации в данном ключе может являться более глобальная парадигма, чем "чисто" религиозная составляющая. Т.е. конфессиональный фон выступает не в качестве самостоятельного "игрока" в происходящем, а является одним из сегментов цепи формирования "татарского вопроса" в переживаемый исторический период, а именно - в направлении внутритатарского размежевания.

ИСКУССТВЕННЫЙ ФАКТАЖ В ИСЛАМСКОЙ "РАЗНИЦЕ"

Наверное, на религиозном поле, прежде всего, вспоминается раскол Духовных управлений мусульман, послуживший основой рождения нескольких десятков противостоящих друг другу муфтиятов, конфронтация между которыми определяется "преданностью" определенному административному аппарату в центре. Для общественности же противостояние "наверху" аккуратно преподносится подконтрольными СМИ в качестве идейного столкновения. Могущего, в зависимости от структуры момента, принимать форму разделения уммы на приверженцев или противников "традиционного" и "неправильного" Ислама; сторонников или оппозиционеров сноса Соборной мечети в Москве; проведения праздничного намаза не обязательно в стенах Дома Божьего и т.д. и т.п.

Говоря другими словами, потребителю грамотно доставляют не основную (фактически, властную) суть противостояния внутри уммы, а искусственно начерченный идеологический фон. Естественно, постепенно "становящийся" истинной подоплекой взаимной ненависти. Тонкость же в том, что через призму подразделения собратьев на "своих" (приверженцев "традиционного татарского ислама") и "чужих" единство татарской нации однозначно ослабляется. Мало этого, искусственно возникающий барьер непонимания по признаку «верности» определенному духовному управлению (мазхабу, литературе, взгляду, убеждению) не может не оставить следа на будущее.

Ладно еще, ограничься конфронтация только конфессиональной линией, но она активно, умело и вовремя дополняется (подпитывается) «этническим» сюжетом. 

ЭТНИКО-ЯЗЫКОВЫЕ ТОНКОСТИ  

Еще в 2010 г. лидеры ряда мусульманских общин и некоторых татарских национально-культурных автономий Оренбургской области в открытом письме к руководству Татарстана озвучили просьбу дополнить название республики вторым именем: «Татарстан-Булгария». Параллельно "булгарский проект" (БП) начал фигурировать с точки зрения возвращения как бы к истокам татарстанской духовности и культуры (посредством восприятия древней столицы Волжской Булгарии в качестве символического центра татар).

Однако, известный этнолог и социолог, один из редакторов серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» Ахмад Макаров указывает на фактически политическое происхождение БП, отмечая, что последний, подогреваясь извне, имеет целью "отнюдь не популяризацию булгарского культурного и цивилизационного наследия, а раскол татарской нации". Подтверждение чего просматривается в активном вбросе в общество данного ракурса "перед переписью, при прямой агитации переписываться в "булгар" вместо татар".

Об использовании "булгарской теории" для обоснования "независимого" "Булгаристана-Татарстана", как средства к отделению части татар ("булгар") от остального татарского этноса по всей Евразии, говорят и другие источники. Основной задачей процесса высвечивая искусственное удаление татар, как единого народа, с этнополитической карты мира, в свете чего, под благим предлогом возврата "истинного" этнонима "булгар", раскол татарской нации неминуем. По следам этих взглядов фиксировалось начало очередного этапа фокусирования "во властных кулуарах" обращения внимания на «раскольников», в преддверии переписи возжелавших разделить татарский народ на множество частей: "Булгаристов обвиняют в политической провокации" и сговоре с федеральным центром, ставившего цель – уменьшение удельного веса татар в населении России.

Другой стороной этно-вектора является "разночтение" национальности. Так, некоторые актуализируют написание «мишары» вместо «татары». А тут еще - периодическое лоббирование предложений по уменьшению количества часов преподавания татарского языка в русских школах Татарстана. Не забудем и весенние студенческие (или под прикрытием студентов) пикеты в связи с информацией о планах ликвидации в Казанском университете факультета татарской филологии (под предлогом неуклонного сокращения количества студентов-филологов). Речь шла о его включении (путем слияния с несколькими родственными) в Институт филологии и искусств (в скобках заметим, что тут же  прозвучало беспокойство с "иного берега": в свете добавления в название института приставки «Татарский»).

В ИНТЕРЕСАХ ТАТАР ВНУТРЕННЕЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ?

В то же время, при дополнении вышеизложенных акцентов "констатацией" взятием на себя Казанью роли "лидера региональной этнической, то есть на деле националистической фронды в диалоге с Москвой", могущей, при "отсутствии адекватной оценки этих инициатив руководством России консолидация усилий националистов и региональных элит" привести к непредсказуемым результатам, а также попытками "доказательно" прорекламировать террористическую связку: Северный Кавказ - Башкортостан - Татарстан, картина вокруг (да и внутри) "татарского" вопроса проявляется довольно отчетливо. Вернее, причины ее переложения на холст нынешней истории.

Ослабление (посредством раздробления) мощного и монолитного татарского компонента российской государственности, безусловно - важнейший путь к расколу РФ не мелкие "феодальнообразные" удельные территории, в перспективе постоянно воюющие друг с другом. В данном аспекте, конечно - же, "демонстрация" спайки "Татарстан - Северный Кавказ" преследует вполне очевидные цели. Но исламская составляющая здесь - лишь "официальное" прикрытие для решения идеологической задачи. Некоторое время назад автор отмечал, что определенный "уклон" исламской составляющей (скажем, "нетрадиционный") начинает высвечиваться в пропагандистском обличии в ареале какого-либо региона в час Х - при усилении геополитического интереса к данному территориально-географическому пространству (как самостоятельной единицы или части целого). Тогда начинается игра на расслоение и по национальному, и по религиозному оттенкам. Основной же нюанс - пошаговое инспирирование дестабилизации ситуации в регионе (в качестве первого пункта создания проблемности обстановки на долгие годы).

Именно по этой причине разделение татарского общества (в глобальном смысле, а не региональном) на "традиционалистов" и "не наших", "булгаристов" и "чистых" татар, современных джадидистов и кадимистов и т.д. ослабляет, во-первых, татарский социум, а, во-вторых, РФ. Лишь осознание тупиковости этого пути позволит приостановить дальнейшее развитие процесса. В противном случае, не за горами инспирация "столкновений" (пусть и идеологических на начальном этапе) татар с мигрантами ("внутренними" и "внешними"). Не секрет, что уже довольно длительное время ненавязчиво лоббируется взгляд на "размешивание" татар другими этническими мусульманами (как переехавшими из регионов РФ, так и прибывшими из ближнего зарубежья). К чему это может привести, думается, особого раскрытия не требует.

Конечно же, существуют и другие причины в намерении заинтересованных сил ослабить «татарский компонент». Но это - тема отдельного глубокого исследования. 

Теймур Атаев, политолог

P.S. Еще одна информация к размышлению - с лета обострилась ситуация в Крыму, где речь идет о параллельных муфтиятах и создании "мусульманских радикальных религиозных сект в целью раскола крымско-татарской общественности". Знакомая картина, не правда ли?

Источник: Ислам в СНГ


Возврат к списку