Исламские новости

Юлай Шамиль-оглы: Человек, который не любит свою религию и свой язык – полон комплексов 28 Сентября 2011

Юлай Шамиль-оглы: Человек, который не любит свою религию и свой язык – полон комплексов

Профессор Висконсинского университета (США) Юлай Шамиль-оглы провел сегодня для студентов Российского исламского университета лекцию. Историк, который родился в Нью-Йорке и всю жизнь прожил в Америке, в течение 2-х часов говорил на литературном татарском языке.

Юлай Шамиль-оглы родился в семье татарских эмигрантов. Его мать родом из Пензы, отец – из Чекмагушевского района Башкортостана. После революции семья матери Юлая эфэнде перебралась в Китай, в Манчжурию, после чего в Турцию. Отец после революции 1917 года жил в Германии. Поженившись в 1952 году, они решили переехать в Америку.

У Шамиля-оглу двое детей: дочка Ясмин (14 лет) и сын Булат (11 лет). А знаменитый историк Ален Франк является учеником Юлая Шамиль-оглу.

Вообще Юлай эфэнде полиглот, на вопрос, сколько языков знает он однозначно ответить не смог. Очень много: французский, немецкий, английский, китайский, венгерский, арабский, русский, монгольский, турецкий, татарский, вообще большинство тюркских языков. Этому поспособствовало и то, что ему много где удалось поучиться: во Франции, США, Германии, Венгрии.

Стоит отметить, что беседа с человеком, родившемся и выросшем в Нью-Йорке, велась на чистейшем татарском языке, позавидовать которому могут даже татары, живущие в Татарстане.


Юлай-эфэнде, Вы в совершенстве владеете татарским языком, как Вам удалось так прекрасно сохранить язык?

Родители со мной разговаривали практически исключительно на татарском языке. Позже, в подростковом возрасте я нашел книгу – грамматика татарского языка, выпущенную на английском. Начал изучать, интересоваться. Позже освоил также и османский язык, казахский. Надо сказать, что знание татарского языка мне в этом очень помогло.

Это удивительно, учитывая, что многие живя в Татарстане своего родного языка не знают и знать не желают…

Я этого абсолютно не понимаю. Человек, который не любит свой народ, свою религию, свой язык, стесняется своей истории, полон комплексов. Мне не постижима эта психология, психология колониального народа. А татары именно такими и являются. Татары живут в постколониальном периоде. Стесняться разговаривать на родном языке? Чтобы тебе на улице кто-то сделал замечание, если ты говоришь на татарском языке? В Америке я себе даже представить такого не могу. Я считаю это неправильным.

Такому отношению, в том числе, поспособствовало и то, что детям со школы вбивают в головы разные мифы и стереотипы о монголо-татарском иге и Золотой Орде. Что Вы скажете по этому поводу?

Сразу хочу сказать, что такого государства, как Золотая Орда не было, была Белая Орда (Ак Урда) и Голубая Орда (Кук Урда). После взятия Казани историю Орды вообще начали называть Казанская история. У Золотой Орды не только история искусственно создана, но и название. Только потому, что этот термин используется в России, и чтобы не было путаницы, я его использую. Если я буду говорить Белая Орда, то меня здесь никто не поймет.

Я взялся за изучение истории тюрков не вопреки российской историографии и не от того, что я татарин. Тему своей диссертации я хотел посвятить изучению Ногайской Орды. Если бы многие русские историки знали о том, что на берегах Черного моря велась торговля, что была развита городская культура, что во времена Орды самым ценным товаром считалось зерно, то их теория о том, что ордынцы были диким кочевым народом, разбилась бы в пух и прах. Они опираются на свои мифы, не обращая внимания на литературные произведения того времени, на расцвет ислама во времена Орды. Историков, которые это игнорируют, я не воспринимаю как профессионалов, их труды не профессиональные. Они основаны на идеологии.

Есть два вида историков: если первые – это академические историки, то вторые – это национальные историки. Ученые, пишущие историю нации. Русские историки пишут национальную историю, повторяют и воспроизводят национальные мифы. Не знают, не понимают, что это мифы и даже не пытаются понять. Для них Золотая Орда – это монолит. А ведь о Золотой Орде, начиная с 1230-х годов и до падения Казанского ханства, они ничего не знают, для них она – монолит. Это глупость и невежество.

Вообще, начиная c 1340-50 годов, численность населения русских княжеств резко уменьшилась за счет чумы, была анархия. Причина не в захвате и уничтожении местного населения ордынцами. Это стереотип.

Если брать российские источники, то в них не отражено внутреннее содержание Золотой Орды. Не изучены и не раскрыты ни традиции Орды, ни культура, ни ее внутренняя жизнь, ни события, происходящие во времена Орды. Это начинается с Карамзина. Именно Карамзин был первым, кто написал национальную русскую историю и он был автором мифов, связанных с историей России, которые не соответствуют действительности. А сегодняшние ученые повторяют то, что озвучил однажды Карамзин, то, что не соответствует действительности. В их работах очень сильно чувствуется шовинизм, то ли это кому-то было нужно, то ли соответствует чьему-то мироощущению, я не знаю, но это не профессиональная работа, непрофессиональный материал. Все разговоры о том, что мы (русские) хорошие, а они (тюрки) плохие; они нас захватили, мы стали их жертвами, они нас взяли в рабство и т.д., из-за них наша численность резко сократилась – все это из-за того, что не знают истинной истории, не знают про чуму. Да, была практика пленения в те годы. Но есть реальные итальянские источники, которые говорят о том, что в плен брали куманов и других, большую часть пленных составляли тюрки, доля славян была минимальной. Марко Поло вообще говорил, что русские продавали своих детей, а на эти деньги содержали оставшихся членов семьи. Гумари говорил о том же. Если знать все эти факты, то история, написанная русскими историками, сама себя выведет на чистую воду, в ней нет логики, она бессмысленна.

Каким образом довести истинную историю Золотой Орды до людей, живущих в России?

Я пишу статьи, выступаю, готовится к выпуску моя книга, и на татарском, и на русском языках. Надеюсь, она выйдет и в Татарстане. Кроме этого мы больше ничего не сможем сделать.

Вы сказали, что современные татары находятся в пост-колониальной ситуации. На Ваш взгляд, насколько корректно применять к истории и нынешнему положению татар такую категорию?

Конечно, не настолько как для арабских и африканских стран, но использовать этот термин можно. Я часто рассказываю своим студентам о том, как описывали русские историки прошлых лет народы Туркестана, после того как эти народы вошли в состав империи. Они их характеризовали как варваров, проливавших чужую кровь, отсталым народом. Записали все это в книгах. Тоже самое и о Золотой Орде. А когда ребенок, татарин или казах, идет в русскую школу, начинает изучать историю, написанную подобными русскими учеными, волей неволей начинает верить, что его предки действительно были такими. И такое происходит со всеми колонизированными народами.

Когда Утыз-Имяни, Марджани и другие в начале 19 века начинают поднимать вопросы о необходимости изучения русского языка, введения светских предметов в школу это же не появляется просто так, не с неба берется. Они говорили об этом, предполагая, что им придется жить бок о бок с русскими, что необходимо знать хотя бы один европейский язык, в качестве которого они и выбрали русский. Необходимы реформы в системе образования, модернизация. Для всего этого необходимо владеть, как минимум, русским языком.

Свою лекцию в исламском университете, Вы посвятили в том числе и теме мавлида. Некоторые утверждают, что мавлид – это недозволительное нововведение. А Вам удалось доказать, что традиция мавлида имеет глубокие корни в нашей традиции. Расскажите немного о них?

И в средние века существовала традиция прославления Пророка Мухаммеда (с.а.в.) – мавлида. Я читал, что эта практика была и у мамлюков. Здесь речь идет как о самом празднике, так и определенном способе поминания Пророка (тексты).

Особенно масштабно Мавлид праздновали в Османской империи. Это началось в начале 15 века в Бурсе, тогда столице Османской империи. С тех пор Мавлид получил особенно широкую популярность. Почему? Я думаю, это связано с тасаввуфом.

В то время было много болезней, чумы и в нескольких источниках я встречал, что Пророку Мухаммаду (с.а.в.) приписывалось свойство табиба (доктора). Восхваляя Пророка, люди надеялись избавиться от болезней, возможно, поэтому они и называли его «табиб» (врач).

Распространение мавлида среди тюркских народов я связываю опять же с тасаввуфом, с укоренением тарикатов. Почему народ читал мавлиды? Потому что они были написаны более легким языком, понятным для простого народа, которые не умели читать Коран. Есть множество литературы на этот счет, это не нововведение. Мавлиды, которые проводят татары сейчас, основаны на традициях многовековой давности. У моей мамы есть книги с мавлидами, они были изданы в Китае, под редакцией Курбан Гали. Его мавлид отличается от мавлида османов Сулеймана Челяби, но и здесь в качестве одной из характеристик Пророка приведено определение «табиб».

Когда мы были маленькими, у нас в Нью-Йорке тоже читали мавлид. Оказавшись однажды в Средней Азии и услышав там мавлиды, я понял, что сходство с мавлидами моего детства поразительное. Это еще раз говорит о том, что традиция мавлида многовековая и распространилась на обширной территории. Потому что если бы это было новшество, оно бы не было идентичным на различных территориях. Таким образом, для татар и всех тюрков это исконная традиция

Кто в США больше занимался и занимается историей татар в Америке, советологи или тюркологи?

По-разному. Во время войны о татарах информации практически не было, узнать о них можно было только слушая радио «Свобода», тогда татарами интересовались политологи, пару ученых интересовалось грамматикой татарского языка, два человека изучали джадидистов 19 века, в конце 80-х – начале 90-х г.г. начали изучать так называемую «Татарстанскую модель», несколько человек интересовались историей татар, изучая историю России, один человек изучал суфизм в татарской литературе. Среди моих учеников – Ален Франк.

Как Вы оцениваете нынешний Татарстан?

В последний раз в Татарстане я был четыре года назад. Некоторые улицы Казани становятся лучше, красивее, но я был очень опечален тем, что снесли номера «Булгар», тем, что разрушается Татарская Слобода, тем, что не пытаетесь сохранить свою историю.

Каким образом можно сохранить татарский язык сегодня?

Кнутом! (Смеётся)


Беседовали Данис ГАРАЕВ,

Гульназ БАДРЕТДИН


Возврат к списку


GuestS, 10.04.2012 22:46:11
smile:) smile;)smile8) smile:( smile:| :цры: :евил: :о :оопс: smile:{} smile:?: smile:?: smile:!: smile:!: :идеа: :идеа: :идеа: а]а[И]а[У
Цитата
SSF
Код
GSDFG[B]GGG[I]GGG[U]GGG[S]GGG[QUOTE]GGG[/QUOTE][/S][/U][/I][/B]
]а[а]