Исламские новости

Суфийский чудотворец императорского дворца 5 Декабря 2011

Суфийский чудотворец императорского дворца

Продолжаем знакомить вас с жизнью забытых, но сыгравших важную роль в истории татарского народа мусульманских деятелей. Данная заметка посвящена крупному татарскому ишану Фахрутдину Норлати

Дамулла Фахрутдин Норлати (Фахрутдин Мустаев) – поэт, педагог, известный общественный и религиозный деятель. Родился в 1804 году в селе Нурлаты Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Буинский район РТ) в семье муллы. Начальное религиозное образование получил в медресе у своего отца Мустай хазрата, затем вначале 20-х годов XIX века продолжил свое обучение в медресе мечети «Иске Таш» Казани, у известного богослова Амирхан бин Габдельманнана (ум. 1828) - прадеда выдающегося татарского писателя Фатиха Амирхана. Про­учившись здесь несколько лет, Фахрутдин бин Мустай переходит в медресе соседней махалли (мечеть № 11) к наставнику Абубакиру бин Юсуфу (ум. 1830) считавшемуся в те времена одним из самых популярных мусульманскихпедагогов Казани. 

В начале 30-х годов XIX века в 22 года Фахрутдин бин Мус­тай отправляется в Бухару, где обучается у известного ишана Шамсутдина бин Мингола аль-Балтаи (ум. 1838). Наверное, у него же получает ижазат на воспитание муридов. Вернувшись из Средней Азии, еще какое-то время живет в Казани, посещая занятия Хабибуллы бин Рахманколыя аль-Бики в медресе при 4-й соборной мечети.

В начале 40-х годов XIX века возвращается в родную деревню Нурлаты, где становится имамом мечети своего отца. Именно с его целенаправленной проповеднической и педагоги­ческой деятельностью связан расцвет Нурлатского мед­ресе как одного из крупнейших конфессиональных учебных заведений Буинского уезда второй половины XIX столетия, где стремились учиться шакирды из многих уездов Казанской и Симбирской губерний. В отдельные годы в нурлатском медресе обучалось до 400 человек – рекордное даже для крупного города количест­во шакирдов.

Создав крупнейшее в регионе мусульманское учебное заведение, имея сотни преданных мюридов, Фахрутдин хазрат в середине 60-х годов XIX столетия превратился в самую яркую и влиятельную фигуру среди татарского населения Горной стороны. Успешной деятельности не помешал даже внезапная его слепота. Он активно участвовал в общественно-политической жизни своего народа. Особенно это ярко выразилось в организации им массовых протестных выступлений против закона, изданного в 1870 году Министерством народного просвещения об открытии татарских учительских школ, русско-татарских школ, создании русских классов при мектебах и медресе, и об образовательном цензе мусульманского духовенства. О нем в 1889 году и.о. Тетюшского уездного исправника Спиридонов писал казанскому гу­бернатору:

«Слепой мулла деревни Нурлат Буинского уезда... отличается фанатизмом... считается между магометанами свя­тым... имеет большое влияние на татар Тетюшского, Буинского и смежных уездов, все татары в делах религии поступают по его совету...».

Уважаемый Ризаэтдин Фахрутдин о нем вспоминает так: “Когда я в 1888 году, будучи шакирдом, поехал в город Петербург, Фахруддин-хазрат был там в гостях у своих последователей. По этой причине я встретился и пообщался с этим уважаемым человеком. Эрудированный и проницательный, с хорошей памятью, красноречивый. Его проповеди были очень впечатляющими. Любил рассказывать анек­доты и смешные истории, хорошо знал окружающую обстановку, в ча­стности, душевное состояние петербургских богачей и своих последова­телей, веселил их, при желании мог заставить присутствующих пла­кать или смеяться…» (“Асар”, 4 т., 574 с.).

Фахрутдин хазрат был известен своими способностями предвидения будущего, гипнотизирования, поэтическим даром. В народе сохранилось множество рассказов и легенд о его чудесах. Например, известны народные сказания о его путешествии в Санкт-Петербург, где он был на приеме Российского императора Александра II и его чудотворных деяниях при дворе.

Фахрутдин ишан отличался умением врачевать. К нему на лечение приходили с дальних краев страны. Он хорошо знал арабский, персидский, русский языки. Знал также наизусть Коран, красиво читал и красноречиво рассказывал. 

Фахрутдин хазрат умер в 1891 году в возрасте 87 лет, оставив после себя продолжателем своего дела сына Садертдина Мустаева (1841-1901). Похоронен в д. Нурлаты Буинского района РТ.


Подготовил Рашид Маликов

аспирант Института истории им. Ш.Марджани АН РТ 


Возврат к списку